Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи, решаемые в работе:
-провести аналитический обзор теоретических источников, раскрывающих понятие «обида», ее феноменологии, фаз развития;
- описать методы изучения обиды;
- провести диагностику в двух классах школы с учащимися;
- сравнить и описать результаты исследования и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Состояние исследований обиды в современной психологии 5
1.1. Теоретические подходы к исследованию обиды 5
1.2.Феноменология обиды 9
1.3. Переживание обиды 12
2. Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте 16
2.1. Методы исследования обиды 16
2.2. Исследование переживания обиды в подростковом возрасте 19
2.3.Исследование переживания обиды в юношеском возрасте 21
2.4. Анализ и обсуждение результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Копия Переживание обиды в подростковом и юношеском возврастах..doc

— 225.50 Кб (Скачать)

1.3 Переживание обиды 

     Как явление переживание обиды включает в себя фазы развития и протекания. Переживание обиды состоит из трех основных фаз.

     Первая  фаза эмоционально-положительная выражается в ожидании понимающего и благожелательного  поведения от партнера по коммуникации, доверие к нему. Оппонент ожидает от своего партнера добрых «намерений» от общения.

     Вторая фаза эмоционально-отрицательная выражается в неподтверждении этих ожиданий, обмане, разочаровании. Возникает коллапс в груди, западение туда темноты и тяжести, ощущение душевной боли (фаза разочарования, травматизации).

     Третья  фаза защитная, проявляется как ответ на боль, реакция на обидчика (эта фаза и есть собственно обида). В горле образуется комок, зубы стискиваются, руки прячутся за спину или в карманы «плохие», злые мысли подвергаются вытеснению: реакции могут быть открытыми или подавленными.

     Причинами наступления первой фазы очарования могут быть:

    1. Встреча с человеком, от которого ожидалось искреннее, доброе поведение и отношение, но в действительности этот человек оказался манипулятором, преследовавшим корыстные цели в отношениях. «Манипулятор маскировал свое поведение под открытое и дружеское, провоцировал благие ожидания, а потом обманул обещания, обернувшись эгоистичной, агрессивной личностью10».
    2. Обычное проецирование на своего оппонента благих ожиданий без особых поводов с его стороны. Данная ситуация наиболее частая, так как формированию ложных ожиданий свойственно многим людям.

     Предпосылками наступления второй фазы является то, что на определенном моменте времени  обнаруживается, что ожидания, сформировавшиеся на предшествующем этапе отношений, не оправдываются. Это равносильно катастрофе. Возникает фаза разочарования, в которой присутствует компонент утраты. «Разочарование можно считать частным случаем утраты. Умирает образ того, с кем были связаны надежды на осуществление мечтаний. Светлая проекция вперед теряет свою опору. Именно в этот момент на уровне ощущений происходит «коллапс» психического пространства, в области груди создается область отрицательного давления, передняя грудная стенка проваливается внутрь, в образовавшуюся «яму» падает тяжесть»11.

     Для этой фазы характерно также вероятность переживания травмы, чувства уязвленного самолюбия, соответствующих этому возмущения, жалости к себе, гнева, раздражения. Личностные особенности индивида являются основополагающими причинами реагирования на данном этапе, а зависят они от того,  какой из личностных радикалов является ведущим, а какие – поддерживающими или антагонистическими по отношению к нему.

     Наступление третьей фазы может включать в себя:

    1. чувство поражения с уходом в себя, переживанием жалости к себе, дополнительным самообвинением (чаще всего у астеников);
    2. апатию, отрешенность (у шизотимных личностей)
    3. регрессию, реагирование по детскому типу, плач, отчаяние, требование внимания к себе, подключение к ситуации окружающих (у циклоидов);
    4. накопление напряжения или эмоциональный взрыв (у эпилептоидов);
    5. экспансивное выражение негодования (у гиперстеников).

     За  психотерапевтической помощью чаще всего обращаются люди астеноциклоидного типа с характерным гуманистическим воспитанием. Именно у них наряду с неизживаемой травмой наблюдается самосдерживание, остановка выражения ответных агрессивных чувств, что приводит к фиксации переживания, невротизации личности.

     Люди  с умственными дефектами, с дефицитом  воспитания оказываются чаще в кабинете следователя в своих поисках  мести и компенсации ущерба.

     По  мнению А.Ф. Ерошина «факторами, способствующими фиксации травматического переживания, являются: сила поражения, слабость препарации. Реактивный ответ зависит от опасности ситуации и слабости (силы) реакции12».

     Реакция-ответ  на переживание боли (обиды) может быть:

    1. стеническая - выражение эмоций, с реализацией интенций к действию (немедленной или отсроченной, открытой или завуалированной)
    2. гипостеническая - фиксация напряжения в психосоматическом контуре
    3. астеническиая - с минимальной реакцией.

     Компонент поражения присущ любому типу реагирования. Компонент поражения будет существовать всегда  и ни месть, ни прощение не исцеляют от этого.

     Таким образом, обида состоит из трех основных фаз. Реакция на обиду зависит  от эмоционально-личностных особенностей каждого человека. Одним из самых  действенных методов помощи является обращение к квалифицированному специалисту – психотерапевту.

 

2. Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте 

2.1. Методы исследования обиды 

     Обида очень часто проявляется в  детском и подростковом возрасте. Подростковый возраст является наиболее сенситивным для возникновения обиды и формирования обидчивости как устойчивой черты характера.

     Подростковый  возраст начинается с 11-12 лет и  продолжается до 14-15 лет в зависимости  от индивидуальных особенностей. Этот возраст отмечен психологами как наиболее сложный и кризисный в жизни человека. Поэтому очень важно, каким человек выйдет из этого возраста и вступит в следующий жизненный этап – юность.

     Подростки очень ранимы и чувствительны  к высказываниям людей и оценки их личности со стороны сверстников и взрослых. Для подростков характерна частая смена настроения и неадекватность реакций на ситуацию. Также в поведении подростка часто проявляется имитация чего-либо поведения значимого взрослого или сверстника.

     «В подростковом возрасте происходит кризис личности: многие подростки зависимы от своего физических стояний и испытывают от этого напряженность. Кризис проявляется также в их духовном росте и изменении психического статуса13». «Наиважнейшим фактором, влияющим на личность подростка, является рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с собой, несовпадение представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание причин отроческих переживаний14».

     Подростки чрезвычайно уязвимы и обидчивы, особенно остро подростки реагируют на оценку своей внешности (особенно девочки), а также на различные замечания со стороны сверстников и взрослых. Их характер неустойчив и постоянно проявляются неустойчивые тенденции: максимализм и либеральность; глубинная идентификация и отчуждение; альтруизм и жестокость.

     Именно  в подростковом возрасте (в период с 12-13 до 14-15 лет) начинает «проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности15».

     Юношеский возраст начинается с 15-16 лет и  продолжается до 21-25 лет. В этот период человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока до действительно взрослого человека.

     В юности возникает проблема выбора жизненных  ценностей. Начав в отрочестве созидать свою личность, молодой человек продолжает этот путь до совершенствования значимых качеств личности в юности.

     Юность  – очень значимый период в жизни  человека. Данный период заканчивается  истинной взрослостью, личность полностью  сформирована. Для этого возраста характерно проявление идентификации-обособления. Обостряются способности вчувствоваться в состояние других людей.

     В юности происходит самоопределение  личности в профессии. Поиск профессии – важнейшая проблема юности.

     Юность  в отличие от подросткового возраста характеризуется становлением самосознания личности и яркой полоролевой идентификацией. Юношескому поведению характерна обдуманность и все возрастающая эмоциональная зрелость.

     Юноша не так остро как подросток  воспринимает критику со стороны. Она, конечна, важна для него, но к такой оценке он отнесется уже взвешанно и обдуманно, нежели подросток, который реагирует бурно и остро.

     Подростковый  возраст является периодом «бурь  и страстей» - это возраст кризисный. В отличие от подросткового возраста юношеский возраст является некризисным, а более спокойным. Личность юноши  и девушки – это уже практически  личность взрослого человека.

     В настоящее время существует несколько методов изучения переживаний обиды. В теории саногенного мышления  уделено внимание проективным методам, а именно запоминания обид на внешних носителях памяти, таких как дневник или рисунок. Например, задание, состоящее в том, что во время или сразу же после переживания обиды или иной сильной эмоции немедленно записывать или зарисовывать свои переживания на отдельных листах. Впоследствии это облегчает воспоминание когнитивной структуры эмоции, удается  воспроизводить переживание во всех деталях и колоссально усиливает терапевтический эффект после работы над ней. Эта методика по инициативе профессора А.Л. Гройсмана, названа Медитативной графикой (МГ).

     Следующий метод имеет название «Журнал обид». В тетради необходимо начертить таблицу со следующими столбцами: ситуация обиды (описание ситуации, приведшая к обиде), ожидания (описание изначальных ожиданий по отношению к партнеру, и невыполненных им), ошибка в анализе (поиск расхождения: либо ожидания завышены, либо собственное поведение неверное, важно ответить на вопрос: «почему я обиделся?»), правильные действия (анализ возможных собственных действий в данной ситуации).

     Также феномен обиды рассматривается и изучается в контекстах таких проявлений личности как агрессивность, тревожность, самооценка личности. Каждый из перечисленных свойств личности в какой-то степени содержит в себе компонент обиды. По мнению большинства исследователей, в том числе А.Басса и А.Дарки, обида является одной из компонентов проявления агрессии, то есть проявление накопленной обиды вовне на определенный объект.

     Гипотеза  исследования состоит в том, что в подростковом возрасте в большей степени и чаще переживается обида, по сравнению с юношеским возрастом.

    В данном исследовании использованы методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.

      Методика  диагностики агрессивности Басса-Дарки.

      Назначение  данной методики - это выявление  следующих видов реакций, дифференцирующих проявления агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Методика состоит из восьми шкал и состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет». Полученные результаты сравнивают с «ключом».

      Индекс  мотивационной агрессивности складывается из суммы шкал физической агрессии, раздражения, вербальной агрессии, а индекс инструментальной агрессивности (враждебности) складывается из суммы шкал обиды и подозрительности.

      Нормой  агрессивности является величина ее индекса в пределах 17-25 баллов, враждебности 4-10 баллов, обиды 4-5 баллов.

      Испытуемыми для исследования явились 20 индивидов подросткового возраста (13-14 лет) и 20 – юношеского (19-20 лет). В первой группе 12 мальчиков и 8 девочек, во второй группе 11 юношей и 9 девушек.

      Процедура исследования состояла в следующем. Перед его началом тестирования испытуемым была объяснена цель проводимого исследования.  Была гарантирована анонимность  тестирования, а также возможность индивидуального ознакомления с полученными результатами и сохранение их тайны. Затем каждый испытуемый получил индивидуальный набор методик (Приложение 1).

      Испытуемым  была даны разъяснения о работе с методиками и заполнении бланков при обследовании. При необходимости испытуемые получали дополнительные разъяснения. Тестирование проводилось в спокойной обстановке.

      Испытуемые  в среднем затратили на выполнение тестовых заданий от 30 минут до 40 минут. 

2.2. Исследование переживания обиды в подростковом возрасте 

      В результате обработки данных при тестировании учащихся 7 «А» класса получено следующее распределение, результаты представлены в Таблице 2.1.

      Таблица 2.1.

Информация о работе Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте