Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35
2.3 Результаты и стратегии применения психотехнологии…………………………………………………….36-38
Заключение……………………………………………………...39-40
Список литературы……………………………………………..41-42
Основная цель релаксации – погружение человека в просоночное состояние без ухода в глубокий сон, сохранив спонтанную активность сознания при помощи особой настройки (приложение В). При этом участники не только присутствуют в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, но и входят в переживание как можно с большей открытостью, доверием и свободой от ожиданий.
В момент и на самой глубине релаксации наступает стадия применения связного дыхания. Первые несколько вдохов и выдохов должны быть циклическими, глубокими, настолько мягкими, осторожными и легкими, чтобы не «вырвать» человека из состояния глубокой релаксации, а сделать эту расслабленность более тотальной, но при этом, не уходя в сон и неосознанность.
После дыхательного процесса клиент возвращается в привычное, обыденное состояние сознания. Правильное прохождение процесса предполагает ситуацию, когда нет необходимости ни дополнительного использования техник фокусированной работы с телом, ни других техник интеграции, кроме классического проговора. Таким образом, процесс ДМД длится 1 час 15-20 мин.
После того, как вся группа завершит проговор, объявляется 15-минутный перерыв. После перерыва ведущий должен обобщить опыт прохождения всей группы дыхательного процесса ДМД. Необходимо рассказать о своих впечатлениях, отметить качественные признаки процесса, свои пожелания и предложения по поводу следующих дыхательных процессов. Ответить на все вопросы, которые возникают у участников тренинга по поводу техники ДМД и переживаний, которые стали проблемными для них. Отметить любой позитивный шаг в динамике группы.
Для наглядного представления структуры дыхательной сессии ДМД, существует следующий график (приложение Г).
Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее деятельности доказано еще в начале 80-х годов, когда разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве. В программу сессий дифференцированно подбирались такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.
Для проведения процессов ДМД используется
специальное звуковое сопровождение
высокого качества, воспроизведенное
современным музыкальным
В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, то к ней существуют определенные требования.
Примерная музыкальная структура для сессии ДМД (приложение Д).
Спонтанное движение, танец под
музыку уже сами по себе имеют позитивное
психологическое воздействие, гармонизирующее
эмоционально-чувственную
Так, во время выполнения клиентами спонтанного танца, включалась дополнительная иррелевантная музыка, воздействие которой приводило к разрушению стереотипов движения. Если громкость музыки была средней степени интенсивности (до 70 дБ) с иррелевантной по характеру мелодикой и ритмической структурой по отношению к уже сформировавшемуся стилю движения, то наблюдалась трансформация форм, стиля танца, делающая его, с одной стороны, менее четким по контурам движения, с другой – более естественным, эмоционально спонтанным.
Новый стиль движения нарабатывался
в процессе осознавания клиентами
характера своего отношения и
переживания содержания музыкального
произведения. Искажающие воздействия
со стороны иррелевантной
2.3 Результаты
и стратегии применения
ДМД позволяет раскрыть и актуализировать
в процессе дыхания телесные, эмоциональные,
чувственные, когнитивные и креативные
возможности человека. Тренинг по
ДМД как интегративная
При помощи ДМД достигается решение психологических задач, таких как уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного «Я», осознание языка собственного тела, снятие «характерного панциря», освобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербальных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, развитие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.
В процессе психологической трансформации клиенты отыскивают в самих себе «потерянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с партнерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.
Можно сделать несколько важных выводов для использования индуцируемых ИСС связным дыханием из физиологических и нейропсихологических исследований, которые Козлов В.В совместно с Бубеевым Ю.А. провели в последние 15 лет:
2. Организм человека имеет мощный защитный механизм, препятствующий прогрессированию гипокапнии, включение которого происходит с первых минут связного дыхания, достигает максимальной эффективности к 10-15 минутам и поддерживается на этом уровне в течение всего времени.
3. Вхождение в ИСС наиболее
вероятно в первые 10-15 минут сессии
связного дыхания до
4. Наиболее продуктивным
и эффективным из расширенных
состояний сознания, которые индуцируются
связным дыханием, являются те, которые
имеют нейропсихологические
5. Основной предпосылкой
стимулирования и
6. Дыхательные сессии
способствуют общей
7. Процессы связного дыхания
обладают восстановительной
8. Дополнительной предпосылкой
для индукции ИСС в процессах
связного дыхания является
9. Дыхательные психотехники
являются одним из эффективных
путей коррекции и оптимизации
функционального состояния не
только организма, но и высших
функций ЦНС, особенно
10. Наиболее характерными и устойчивыми изменениями в образе «Я», связанными с тренингом по интегративным психотехнологиям явились следующие: уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций, увеличение ответственно-великодушных и сотрудничающе-конвенциальных тенденций.
11. Под влиянием тренингов с использованием связного дыхания снижается уровень одиночества, следовательно, они применимы для коррекции повышенного уровня одиночества.
12. Тренинги способствуют стрессоустойчивости личности, помогают даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, стать более независимым от внешних воздействий, принимать людей и ситуации такими, какие они есть, чувствовать радость от общения с людьми.
13. Использование связного дыхания позитивно влияет на процесс коррекции акцентуаций и неврозов, а также могут быть эффективно использованы при работе с аддиктами: наркоманами, алкоголиками, клиентами с пищевой зависимостью.
Использование связного дыхания
направлено на весь психический аппарат
человека, систему когнитивных процессов,
тело, личностные конструкты, использует
глубинные ресурсы человека и
его способность к
Двадцатилетний опыт проведения тренингов и глубокие научные исследования показывают, что использование дыхательных психотехник имеет большую практическую значимость и дальнейшее развитие «ДМД» является актуальной научной задачей.
Заключение
Эмоции и чувства представляют
собой отражение реальной действительности,
но только в форме переживания. При
этом понятия "эмоции" и "чувства"
обозначают различные психические
явления, которые, конечно, самым тесным
образом связаны между собой.
И в эмоциях и в чувствах
отражаются потребности человека, вернее,
то, как эти потребности
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей факторы вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Проанализировав функционирование эмоционально-чувственной сферы, выяснив роль эмоций и чувст в жизни человека, кроме того, определив взаимосвязь изучаемых понятий в структуре личности, а также, изучив психотехнологию ДМД, я могу на основе вышеизложенного, сделать следующие выводы:
- эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Они могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие состояния или процессы в сознании.
- эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному.
- они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем.
- эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
Обобщая, можно сказать, что эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
Современному человеку
в своих поступках часто
Список литературы
1. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.
2. Рогов. Е.И. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.
3. Немов. Р.С. Психология. Общие основы психологии. – Москва,
Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.
4. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. –
Санкт-Петербург, 2001 г.