Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35
2.3 Результаты и стратегии применения психотехнологии…………………………………………………….36-38
Заключение……………………………………………………...39-40
Список литературы……………………………………………..41-42

Работа содержит 1 файл

психология курсовая.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  технический университет 

им. И. И. Ползунова»

Кафедра «Теоретической и Прикладной Социологии»

                  

                   Курсовая работа защищена с оценкой_________            

          Руководитель

                              работы______доцент, кандидат соц. наук каф. ТиПС Ю. Н. Татаркина

                                       подпись                        должность                                 И. О. Ф. 

  

                                                                                    

 

Эмоционально-чувственная  сфера как явление, процесс и  составляющая становления и развития человека

курсовая работа

 

 дисциплина «Психология»

 

 

 

 Работу выполнила

студентка гр. СР-01                                                    __________________  М. А. Шаманаева

                                                                          подпись                       И. О. Ф

 

 

 

 

Барнаул – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………3-4

Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма

    1. Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
    2. Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
    3. Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
    4. Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
    5. Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25

Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова 

2.1 Теоретические основы  ДМД……………………………26-29

2.2 Психотехнология ДМД:  описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35

2.3 Результаты и стратегии  применения психотехнологии…………………………………………………….36-38

Заключение……………………………………………………...39-40

Список литературы……………………………………………..41-42

Приложения

 

 

 

Введение

Когда вы наблюдаете восход  солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение  к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас  радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это  разнообразные чувства и эмоции. Они — одно из проявлений отражательной  психической деятельности человека.

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов, а также являются своеобразным личностным отношением человека к окружающей действительности и к самому себе.

Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.

Объект исследования – эмоциональная  сфера человека.

Предмет исследования - процесс влияния эмоций и чувств на развитие и адаптацию личности к окружающему миру.

Эмоции являются непосредственным спутником человека, оказывающим постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Поэтому тема моей работы актуальна.

Задачи моей работы:

1) теоретический анализ психолого-педагогической  литературы по исследуемой теме;

2) определение взаимосвязи эмоций  и чувств в структуре личности;

3) изучение психотехнологии ДМД как процесса восстановления и коррекции;

Структура работы: курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

В первой главе я рассматриваю теоретическую  основу понятий «эмоции», «чувства», анализирую их основные составляющие и структуру, а также рассматриваю соотношения и различия данных понятий. Во второй главе я привожу на обозрение  исследуемою мною психотехнологию  «ДМД» В. В. Козлова, делая акцент на гармонизирующей и восстановительной роли методов данного исследования на основе взаимосвязи эмоций и чувств.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации  и многогранность выражения нередко  не осознаются самим человеком и  требуют помощи со стороны. Кроме  того, существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать, вследствие чего, большинством людей делаются неправильные скоропалительные выводы, приводящие к конфликтным ситуациям и неурядицам. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки" и "я люблю маму" выражает одинаковые чувства? Поэтому, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя. Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

 

Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма

    1. Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды

Каждый человек знает, что такое эмоции. И все же, если спросить, что вы чувствуете, когда  сидите возле костра у ночной реки, или по отношению к близкому человеку, это, скорее всего, вызовет определенные затруднения. «Мы живем в мире эмоций» – это утверждение  столь же верно, как и то, что  «Мы не знаем своего эмоционального мира». Как правило, нам очень  нелегко описать свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под  влиянием множества противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться  в них.

Эмоция (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.

С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три  основных ее признака:

1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту;

2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство.

3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.

В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: приятное – неприятное; напряжение – расслабление, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге  опубликовал работу «Эмоции», в которой  излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений», производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:

· если из какой либо эмоции как  состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце  концов, от эмоции ничего не останется;

· невозможно выполнение движений, соответствующих  одной эмоции, и одновременное  переживание другой;

· имеется соответствие между определёнными  переживаемыми эмоциями и типичными  для них мимическими и телесными  реакциями.

Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что  эмоция усиливается, если задерживается  её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).

Теория Джемса – Ланге была подвергнута  критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов удалось  показать, что:

1. отделение внутренних органов  от центральной нервной системы  не изменяет эмоциональное поведение;

2. внутренние органы реагируют  слишком интенсивно и слишком  медленно для того, чтобы быть  источником эмоциональных ощущений;

3. одни и те же висцеральные  изменения возникают при различных  эмоциональных состояниях;

4. искусственно вызванные висцеральные  изменения, типичные для определённых  эмоций, этих эмоций не вызывают.

Таламическую теорию У. Кеннона  и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные  изменения и мышечные реакции  организма являются следствием переживания  эмоций».

Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный  механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические  корреляты являются фактором, детерминирующим  эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам  двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру  и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого  необходимо когнитивная интерпретация  связанных с конкретной ситуацией  причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический  компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент  сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким  образом, согласно данной теории, эмоциональное  реагирование обусловлено двумя  факторами – физиологическим  и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно, различные эмоциональные реакции. Если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, реакцию удовлетворения.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных  состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1.Чувственный тон – это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).

2.Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это менее сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

3.Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции.

Не менее популярной является классификация  эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Некоторые аффекты  трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может  выявлять то стенические, то астенические черты.

Информация о работе Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека