Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35
2.3 Результаты и стратегии применения психотехнологии…………………………………………………….36-38
Заключение……………………………………………………...39-40
Список литературы……………………………………………..41-42
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И. И. Ползунова»
Кафедра «Теоретической и Прикладной Социологии»
Курсовая работа защищена с оценкой_________
Руководитель
работы______доцент, кандидат соц. наук каф. ТиПС Ю. Н. Татаркина
Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека
курсовая работа
дисциплина «Психология»
Работу выполнила
студентка гр. СР-01
Барнаул – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД:
описание, процесс проведения, инструктаж……………………………………………………
2.3 Результаты и стратегии
применения психотехнологии…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Когда вы наблюдаете восход
солнца, читаете книгу, слушаете музыку,
ищете ответ на возникший вопрос
или мечтаете о будущем, то, наряду
с разными формами
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов, а также являются своеобразным личностным отношением человека к окружающей действительности и к самому себе.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.
Объект исследования – эмоциональная сфера человека.
Предмет исследования - процесс влияния эмоций и чувств на развитие и адаптацию личности к окружающему миру.
Эмоции являются непосредственным спутником человека, оказывающим постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Поэтому тема моей работы актуальна.
Задачи моей работы:
1) теоретический анализ
2) определение взаимосвязи
3) изучение психотехнологии ДМД как процесса восстановления и коррекции;
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе я рассматриваю теоретическую основу понятий «эмоции», «чувства», анализирую их основные составляющие и структуру, а также рассматриваю соотношения и различия данных понятий. Во второй главе я привожу на обозрение исследуемою мною психотехнологию «ДМД» В. В. Козлова, делая акцент на гармонизирующей и восстановительной роли методов данного исследования на основе взаимосвязи эмоций и чувств.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком и требуют помощи со стороны. Кроме того, существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать, вследствие чего, большинством людей делаются неправильные скоропалительные выводы, приводящие к конфликтным ситуациям и неурядицам. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки" и "я люблю маму" выражает одинаковые чувства? Поэтому, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя. Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Каждый человек знает, что такое эмоции. И все же, если спросить, что вы чувствуете, когда сидите возле костра у ночной реки, или по отношению к близкому человеку, это, скорее всего, вызовет определенные затруднения. «Мы живем в мире эмоций» – это утверждение столь же верно, как и то, что «Мы не знаем своего эмоционального мира». Как правило, нам очень нелегко описать свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под влиянием множества противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться в них.
Эмоция (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.
С позиций научной психологии эмо
С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:
1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту;
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство.
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: приятное – неприятное; напряжение – расслабление, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.
Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.
По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений», производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:
· если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
· невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой;
· имеется соответствие между определёнными
переживаемыми эмоциями и типичными
для них мимическими и
Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).
Теория Джемса – Ланге была подвергнута
критике со стороны У. Кеннона, которому
после серии экспериментов
1. отделение внутренних органов
от центральной нервной
2. внутренние органы реагируют
слишком интенсивно и слишком
медленно для того, чтобы быть
источником эмоциональных
3. одни и те же висцеральные
изменения возникают при
4. искусственно вызванные
Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций».
Несмотря на очевидные достоинства,
теория Кеннона – Барда страдает
механистичностью, сводя сложный
механизм действия эмоций к рефлекторной
деятельности. Безусловно, физиологические
корреляты являются фактором, детерминирующим
эмоциональные реакции, но не единственным,
как удалось доказать авторам
двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру
и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации,
составляющий физиологическое возбуждение,
ещё не определяет эмоцию. Для этого
необходимо когнитивная интерпретация
связанных с конкретной ситуацией
причин внутреннего состояния
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1.Чувственный тон – это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).
2.Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это менее сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
3.Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции.
Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты.