Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35
2.3 Результаты и стратегии применения психотехнологии…………………………………………………….36-38
Заключение……………………………………………………...39-40
Список литературы……………………………………………..41-42
Эмоции и чувства возникают в процессе взаимодействия личности с внешним миром. Эмоции и чувства - это разнообразные переживания человека, в которых отражаются его жизненные отношения с внешним миром и отношения с другими людьми, к определенным объектам, сфере деятельности. Эмоции и чувства имеют большое значение в жизни человека.
Тем более, в наш век научно-технического прогресса, когда вес живого общения становится все ниже, качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами» - эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и целесообразность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности и один из источников познания окружающей действительности. Смысл нашего существования имеет эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально.
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД
Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древнейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. И это заложено в общей семантике слов «дыхание» и «дух» («душа»). Не только на русском языке эти два понятия имеют общие корни. В иудаизме еврейское слово «руах» имеет несколько значений – «дыхание», «дух», «ветер».
Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке дыхания, применялись в шаманизме, йоге и во многих других духовных практиках.
С древних времен было не только глубокое осознание связи между состояниями психики и дыханием, но и проникновенное использование этой связи на практике самопознания, духовного просветления.
В разных культурах и религиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания при помощи связного дыхания (песнопения, молитвы, чтения и др.).
Техники использования связного дыхания
были заново открыты и вошли в
арсенал современной
Весной 1989 г. при активном содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав Гроф и Кристина Гроф приехали в Москву, где прочли несколько лекций по трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию для медиков-профессионалов.
Широкое распространение
Метод ДМД родился 13 лет назад. Появлению на свет этой практики существовали три базовые предпосылки.
Первая предпосылка носила личный характер и касалась «кризиса развития». Автор «ДМД» к 1999 году 9 лет практиковал процессы связного дыхания как метод эмпирического исследования психической реальности. Метод начал давать сбои.
Вторая предпосылка была связана с хобби автора Владимира Владимировича – музыкой. Занятие музыкой или увлечение ею многими понимается как игра на музыкальных инструментах и понимание музыкальной грамоты. Но все премудрости этой сферы автор не освоил, пределом данного занятия явилось игра на двух инструментах.
Тем не менее В. В. Козлов наслаждался музыкой, сопереживая ей. Вместе с тем, появлялось понимание того, что: не зная смысла песни, ее структуры; не имея особых музыкальных способностей; слушая совсем не качественно воспроизводимые мелодии, возможно наблюдая при этом неумелые движения танцоров, которые не всегда корректно и красиво доносят смысл этой самой песни - можно одним лишь слушанием тела добиться совершенства во всем.
Третью предпосылку можно обозначить естественно-научной. За 9 лет до реализации психотехнологии ДМД было проведено множество лабораторных и естественных экспериментов с применением различных методов связного дыхания, медитаций, направленных визуализаций, танцевально-двигательных практик и др.
Они позволили с большой уверенностью сформировать саму стратегию ДМД, усилить её эффективность при помощи различных упражнений.
По своей внутренней логике ДМД вобрал в себя все позитивные моменты вайвейшн, холотропного и Свободного дыхания.
Каждый человек, достигший зрелости, имеет определенный опыт переживания измененных состояний сознания (ИСС). В жизни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, и так далее. В основном в такой спонтанности есть всегда постоянно присутствующий элемент – связное дыхание. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах. На основании накопленного опыта применения дыхательных техник можно рассматривать связное дыхание как естественную интегративную реакцию организма на стресс, на интенсивные, иногда шоковые эмоциональные и организмические переживания.
С другой стороны, опыт исследования
роли измененных состояний сознания
в жизнедеятельности людей
Способы удовлетворения этой потребности многообразны: алкоголь, наркотики, переедание, игровая зависимость, зависимость от экстрима.
Вне сомнения, психотехники связного дыхания способны удовлетворять потребность человека в измененных состояниях сознания. Но в отличие от многих других способов, дыхание требует усилий, работы, организации и воспитания, тонкости восприятия, мышления. Практика требует не только вложений воли, времени, энергии личности, но и мастерства, искусства, зрелости от психолога, ведущего дыхательную сессию.
Практика ДМД находит своих сторонников. При этом специалисты хорошо представляют, что клиенты, могущие вложить энергию в процесс изменения состояния сознания, все-таки достаточно редки. Легче и проще проглотить стакан водки, или уколоться дозой героина, или, на крайний случай, поиграть в рулетку. Тем не менее, внутренний опыт автора психотехнологии и опыт десятков тысяч процессов дыхания показывают, что такой способ удовлетворения потребности в измененных состояниях сознания намного плодотворнее и благодатнее.
Это обусловлено терапевтическими,
трансформирующими и
Используя ДМД, специалистам было чрезвычайно важно понять, что происходит с человеком во всем многообразии его функционирования. По этой причине проводилось огромное количество экспериментов с использованием связного дыхания на различных выборках, с различными целями.
В качестве объекта всегда выступал человек в расширенном состоянии сознания.
В качестве предмета исследования выступали физиологические показатели, нейропсихологические переменные, изменения в когнитивной сфере, трансформация личности, групповая динамика, психологическая феноменология расширенных состояний сознания и т.д.
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж
Тренинг ДМД представляет собой
интегрированную
В ДМД выделяют три направления психологической трансформации сознания и личности:
Целью ДМД также является развитие
целостного восприятия и переживание
человеком содержания чувственного
телесного образа. ДМД позволяет
производить коррекцию
Психотехники, которые применяются в работе, с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой – развитие осознанности при осуществлении невербального выразительного действия различной направленности – коммуникативной, операционной, деятельностной.
На основе глубоких экспериментальных исследований разработаны методические приемы трансформации личности посредством включения их в процесс проживания музыкальных произведений во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального движения и действия.
При решении задач по развитию спонтанности, естественности и творческой продуктивности деятельности был использован метод синтеза «дыхание-музыка-движение», построенный на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа в расширенном состоянии сознания.
Характер осуществления и
При разработке психотехник ДМД учитывался тот факт, что различные музыкальные образы порождают и разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанного движения определенного типа характера – от «пластичного», как следствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувственного восприятия мелодий до «импульсивного», проявляющегося в потребности отреагирования ранее сдержанных аффектов невротического содержания и позволяющему снимать у клиентов паттерны мышечных напряжений.
Наряду с двигательными техниками особую роль занимали приемы по развитию чувства ритма.
Существует тесная взаимосвязь
между способностью к чувствованию-
Во время проведения психокоррекционных занятий, гибко подбираются музыкальные композиции как из современной музыки различных направлений, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания движения и дыхания.
В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания могут быть выявлены области напряжения и ригидного действия, характерными признаками которых являются осторожные, дискретные, не конгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недостаточная их осознанность по чувственному и когнитивному компонентам, сдержанность по формам самовыражения.
После проведения теоретического знакомства с основами ДМД, описания данной техники, необходим инструктаж.
Форма работы групповая. Процесс ДМД проводится в парах сидящий – дышащий, которые имеют разные функции во время дыхательного процесса, при этом участники меняются местами в парах.
Распределение на пары проводится не только для того, чтобы провести выбор партнеров, но и как дополнительный прием для создания атмосферы доверия в группе, положительного психологического климата.
Существуют две базовые
Перед принятием участия в данной психотехнологии необходимо ознакомиться с правилами: «Памятка сидящему», «Памятка дышащему» (приложение А).
Также до начала процесса дыхания группа настраивается на общий процесс и, когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в ДМД, т. е. дышащие лежат в позе сна, а сидящие сидят у своих дышащих, обязательно нужно провести релаксацию (Приложение Б).