Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35
2.3 Результаты и стратегии применения психотехнологии…………………………………………………….36-38
Заключение……………………………………………………...39-40
Список литературы……………………………………………..41-42

Работа содержит 1 файл

психология курсовая.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

Эмоции и чувства возникают  в процессе взаимодействия личности с внешним миром. Эмоции и чувства - это разнообразные переживания  человека, в которых отражаются его  жизненные отношения с внешним  миром и отношения с другими людьми, к определенным объектам, сфере деятельности. Эмоции и чувства имеют большое значение в жизни человека.

Тем более, в наш век научно-технического прогресса,  когда вес живого общения становится все ниже, качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами» - эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и целесообразность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности и один из источников познания окружающей действительности. Смысл нашего существования имеет эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально.

 

 

Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова

2.1 Теоретические основы ДМД

Теснейшая связь между  дыханием и психикой известна с древнейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. И это заложено в общей семантике слов «дыхание» и «дух» («душа»). Не только на русском языке эти два понятия имеют общие корни. В иудаизме еврейское слово «руах» имеет несколько значений – «дыхание»,  «дух», «ветер».

Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке  дыхания, применялись в шаманизме, йоге и во многих других духовных практиках.

С древних времен было не только глубокое осознание связи  между состояниями психики и дыханием, но и проникновенное использование этой связи на практике самопознания, духовного просветления.

В разных культурах и религиозных  системах использовались различные  способы достижения измененных состояний  сознания при помощи связного дыхания (песнопения, молитвы, чтения и др.).

Техники использования связного дыхания  были заново открыты и вошли в  арсенал современной практической психологии только в 70-х годах, а  их распространение на территории СССР началось только в конце 80-х годов. В сентябре 1988 года Советский Союз посетила Сандра Рэй и провела процессы ребефинга.

Весной 1989 г. при активном содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав Гроф и Кристина Гроф приехали в Москву, где прочли несколько лекций по трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию для медиков-профессионалов.

Широкое распространение психотехнологий, использующих связное осознанное дыхание, началось в странах СНГ после 1-ой советско-американской конференции  по Свободному Дыханию, которая состоялась в Москве в июне 1990 года, участником которого был автор изучаемой мною психотехнологии.

Метод ДМД родился 13 лет назад. Появлению на свет этой практики существовали три базовые предпосылки.

Первая предпосылка носила  личный характер и касалась «кризиса развития». Автор «ДМД» к 1999 году 9 лет практиковал процессы связного дыхания как метод эмпирического исследования психической реальности. Метод начал давать сбои.

Вторая предпосылка была связана с хобби автора Владимира Владимировича – музыкой. Занятие музыкой или увлечение ею многими понимается как игра на музыкальных инструментах и понимание музыкальной грамоты.  Но все премудрости этой сферы автор не освоил, пределом данного занятия явилось игра на  двух инструментах.

Тем не менее В. В. Козлов наслаждался музыкой, сопереживая ей. Вместе с тем, появлялось понимание того, что: не зная смысла песни,  ее структуры; не имея особых музыкальных способностей; слушая совсем не качественно воспроизводимые мелодии, возможно наблюдая при этом неумелые движения танцоров, которые не всегда корректно и красиво доносят смысл этой самой песни - можно одним лишь слушанием тела добиться совершенства во всем.

Третью предпосылку можно  обозначить естественно-научной. За 9 лет  до реализации психотехнологии ДМД было проведено множество лабораторных и естественных экспериментов с применением различных методов связного дыхания, медитаций, направленных визуализаций, танцевально-двигательных практик и др.

Они позволили с большой уверенностью сформировать саму стратегию ДМД, усилить её эффективность при помощи различных упражнений.

По своей внутренней логике ДМД  вобрал в себя все позитивные моменты вайвейшн, холотропного и Свободного дыхания.

Каждый человек, достигший зрелости, имеет определенный опыт переживания измененных состояний сознания (ИСС). В жизни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, и так далее.  В основном в такой спонтанности есть всегда постоянно присутствующий элемент – связное дыхание. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах. На основании накопленного опыта применения дыхательных техник можно рассматривать связное дыхание как естественную интегративную реакцию организма на стресс, на интенсивные, иногда шоковые эмоциональные и организмические переживания.

С другой стороны, опыт исследования роли измененных состояний сознания  в жизнедеятельности людей позволяет  предположить, что у вида Homo sapiens существует базовая потребность в ИСС, не менее выраженная и определяющая поведение, чем доминирование или потребность в принадлежности.

Способы удовлетворения этой потребности  многообразны: алкоголь, наркотики, переедание, игровая зависимость, зависимость  от экстрима.

Вне сомнения, психотехники связного дыхания способны  удовлетворять  потребность человека в измененных состояниях сознания. Но в отличие  от многих других способов, дыхание  требует усилий, работы, организации  и воспитания, тонкости восприятия, мышления. Практика требует не только вложений воли, времени, энергии личности, но и мастерства, искусства, зрелости от психолога, ведущего дыхательную сессию.

Практика ДМД находит своих  сторонников. При этом специалисты хорошо представляют, что клиенты, могущие вложить энергию в процесс изменения состояния сознания, все-таки достаточно редки. Легче и проще проглотить стакан водки, или уколоться дозой героина, или, на крайний случай, поиграть в рулетку. Тем не менее, внутренний опыт автора психотехнологии и опыт десятков тысяч процессов дыхания показывают, что такой способ удовлетворения потребности в измененных состояниях сознания намного плодотворнее и благодатнее.

Это обусловлено терапевтическими, трансформирующими и эволюционными  возможностями необычных состояний  сознания, которые индуцируются осознанным связным дыханием. Поскольку в  этих состояниях психика человека проявляет  спонтанную целительную деятельность, ДМД  использует дополнительные техники  наведения необычных состояний  сознания: релаксацию, музыку, связное  дыхание. Наиболее сильная техника  вызывания необычных состояний  сознания и активизирования психики  – это, без сомнения, использование  связного дыхания.

Используя ДМД, специалистам было чрезвычайно важно понять, что происходит с человеком во всем многообразии его функционирования. По этой причине проводилось огромное количество экспериментов с использованием связного дыхания на различных выборках, с различными целями.

В качестве объекта всегда выступал человек в расширенном состоянии сознания.

В качестве предмета исследования выступали физиологические показатели, нейропсихологические переменные, изменения в когнитивной сфере, трансформация личности, групповая динамика, психологическая феноменология расширенных состояний сознания и т.д. 

2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж

Тренинг ДМД представляет собой  интегрированную психотехническую систему для формирования личности с  высокой эмоциональной и  интеллектуальной, деятельностной креативностью. ДМД способствует преодолению ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и расширению сознания.

В ДМД выделяют три направления психологической трансформации сознания и личности:

  • дыхательные процессы,
  • музыкальная терапия,
  • движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и переживание  человеком  содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет  производить коррекцию социально-личностных установок индивидуума, формирование его личностно-социальной идентификации  в рамках конкретной субкультуры. Также важно развитие личности за свои пределы и самореализация, инициация творческого начала в личности.

Психотехники, которые применяются в работе, с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой – развитие осознанности при осуществлении невербального выразительного действия различной направленности – коммуникативной, операционной, деятельностной.

На основе глубоких экспериментальных  исследований разработаны методические приемы трансформации личности посредством  включения их в процесс проживания  музыкальных произведений во время  дыхательных процессов, спонтанного  эмоционального  движения и действия.

При решении задач по развитию спонтанности, естественности и творческой продуктивности деятельности был использован метод синтеза «дыхание-музыка-движение», построенный на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа в расширенном состоянии сознания.

Характер осуществления и формы  выразительного движения можно рассматривать  как проекцию эмоционально-образного  проживания человеком мелодии, которое  опосредуется особенностями его  восприятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания  своего образа телесного «Я», степенью пластического совершенства и уровнем  развития креативности.

При разработке психотехник ДМД учитывался тот факт, что различные музыкальные образы порождают и разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанного движения определенного типа характера – от «пластичного», как следствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувственного восприятия мелодий до «импульсивного», проявляющегося в потребности отреагирования ранее сдержанных аффектов невротического содержания и позволяющему снимать у клиентов паттерны мышечных напряжений.

Наряду с двигательными техниками особую роль занимали приемы по развитию чувства ритма.

Существует тесная взаимосвязь  между способностью к чувствованию-воспроизведению  ритма и уровнем развития эмоционально-чувственной  и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентификации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального ритма  имеет не столько моторную, сколько  эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности  музыки. Поэтому структура занятий  по развитию чувства ритма выстраивается  таким образом, чтобы музыкальное  сопровождение каждого процесса или упражнения было созвучно музыкальной  культуре клиентов различной субкультурной  ориентации и обеспечивало принятие ими эмоционально-чувственного содержания мелодий и характера темпо-ритма. Учитывается возраст, уровень музыкального развития, характер культурологических представлений клиентов.

Во время проведения психокоррекционных занятий, гибко подбираются музыкальные композиции как из современной музыки различных направлений, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания движения и дыхания.

В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания могут быть выявлены области напряжения и ригидного действия, характерными признаками которых являются осторожные, дискретные, не конгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недостаточная их осознанность по чувственному и когнитивному компонентам, сдержанность по формам самовыражения.

После проведения теоретического знакомства с основами ДМД, описания данной техники, необходим инструктаж.

Форма работы  групповая. Процесс ДМД проводится в парах сидящий – дышащий, которые имеют разные функции во время дыхательного процесса, при этом участники меняются местами в парах.

Распределение на пары проводится не только для того, чтобы  провести выбор партнеров, но и как дополнительный прием для  создания атмосферы  доверия в группе, положительного психологического климата.

Существуют две базовые стратегии  распределения на пары. Первая –  когда сама ответственность распределения  делегируется ведущему – групп-лидеру. Вторая – когда участники сами находят себе партнеров (количество 2 или 3 человека).

Перед принятием участия в данной психотехнологии необходимо ознакомиться с правилами: «Памятка сидящему»,  «Памятка дышащему» (приложение А).

Также до начала процесса дыхания группа настраивается на общий процесс и, когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в ДМД, т. е. дышащие лежат в позе сна, а сидящие сидят у своих дышащих, обязательно нужно провести релаксацию (Приложение Б).

Информация о работе Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека