Эмоции и сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в — ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов; социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Работа содержит 1 файл

КР.Психология.doc

— 33.78 Кб (Скачать)

Классическое обусловливание также можно рассматривать как источник случайно приобретаемой информации. Условный стимул:

1) может не замечаться  или осознаваться очень слабо;

2) может быть случайным светом, звуком или другим стимулом, не имеющим логической связи с безусловным стимулом (БС) или с безусловной реакцией (БР).

Таким образом, связь УС-БР может быть недоступной для логического  осознания. Если безусловной реакцией является эмоция или недифференцированное возбуждение, то «случайный» или «не замеченный» стимул может вызывать серьезные последствия.

Исследования классического  обусловливания, проведенные Лидделом  на овцах, прекрасно проиллюстрировали связь между УС и БР (эмоцией) и продемонстрировали потенциальные опасности этого типа научения. Лиддел обнаружил, что короткий разряд электрического тока, неощутимый для человека, вызывает у лабораторной овцы сильный страх, почти панику. После двадцатого удара током овца переставала проявлять страх, она реагировала на стимул энергичным сгибанием стимулируемой передней конечности, облизыванием носа, оскалом зубов и зевотой. Чтобы выработать у нее условную реакцию, оказалось достаточным десятикратно предъявить удар тока (БС), связав его со звуком метронома (УС). После этого один только звук метронома вызывал у овцы страх и паническое поведение. После ста одновременных предъявлений звуков метронома и удара током условная реакция страха сохранялась у животного до конца жизни. По мнению Лиддела, многие из человеческих эмоциональных переживаний имеют в своей основе такие же, на первый взгляд безвредные совпадения. Если большинство эмоциональных реакций условно, индивид обречен на неэффективное поведение. В основе таких «условных» эмоций и вызываемых ими поведенческих реакций лежат либо ошибки восприятия, либо неверное толкование стимульной ситуации, и потому они являются неадаптивными или неэффективными для борьбы за выживание и должны рассматриваться как проявление невротизма.

Этим печальным выводом  Лиддел продолжает традицию, заложенную основателем бихевиоризма Джоном Б. Уотсоном, который после эксперимента по изучению условной реакции страха у младенцев, пришел к заключению, что процесс эмоционального развития складывается из накопления условных эмоциональных реакций (УЭР). Такой вывод предполагает, что для избавления от нежелательной УЭР достаточно лишь установить и уничтожить (разоблачить) вызвавший ее безусловный стимул.

Современные исследования показали, что обусловливание не в состоянии объяснить целый ряд важных эмоциональных реакций, а тем более некоторые виды страхов и фобий или проявлений невротизма.

Джейкобс и Нэйдел представили данные, свидетельствующие о том, что негативные эмоциональные состояния, или стресс, могут быть вызваны нарушениями ориентации в пространстве или в обстановке. В таком случае последовательность «эмоция – когнитивный процесс – действие» лишается присущей ей целенаправленности. Кроме того, в сознании человека чаще возникают те страхи, которые он приобрел в раннем детстве до созревания гиппокампа (мозговая структура, опосредующая контекстуальное научение). Исследования Джейкобса и Нэйдела сыграли важную роль в понимании страхов и фобий.

Другое направление научных  исследований, которые занимаются влиянием эмоций на сознание, касается эффекта  конгруэнтности настроения. Основная идея этих экспериментов заключается  в том, что эмоции человека и его  настроение оказывают непосредственное влияние на процесс обучения, проще говоря – человек лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению. Гордон Бауэр со своими сотрудниками провел ряд экспериментов, в которых предлагал испытуемым изучить определенный эмоционально окрашенный материал. Обнаружилось, что люди в грустном настроении лучше усваивают грустный материал, в радостном – радостный, в сердитом – злобный, и что эта закономерность справедлива по отношению к любой из эмоций.

Эмоции выступают в  роли организующей силы сознания, они  непрестанно упорядочивают и  творчески реорганизуют поступающую  от рецепторов информацию. По разнообразию аффектов, по богатству эмоциональной  жизни человек не имеет себе равных среди представителей животного  мира.

 

 

Эмоции, сознание, когнитивные  процессы и действие

 

Поскольку эмоция может существовать в сознании независимо от когнитивных  процессов, человек зачастую переживает ту или иную эмоцию, не осознавая  ее, то есть не называя ее эмоцией. Переживание гнева и осознание гнева – это два разных процесса, но они могут влиять друг на друга, вступая в эмоционально-когнитивные интеракции. Так, переживание гнева вызывает у человека соответствующие («гневные») мысли и действия, а саморефлексия, осознание человеком переживаемого эмоционального состояния, как правило, трансформирует и переживание, и саму эмоцию.

Таким образом, осознание  эмоции помогает установить ту или  иную степень контроля над эмоциональным  процессом, как это бывает, когда  человек сознательно решает сдержать или подавить мимическое выражение  эмоции. Само это решение и последующее  подавление (или ослабление) эмоциональной  экспрессии может снизить интенсивность  субъективного переживания эмоции. Человек сам инициирует и поддерживает когнитивную и моторную деятельность, необходимую для подавления экспрессивного компонента эмоции, и эта деятельность путем обратной связи устраняет  само субъективное переживание эмоции. Энергия, генерируемая активатором  эмоции, не трансформируется в мимику и переживание, что приводит к  ее переизбытку в нервной системе. Эта избыточная энергия может  быть направлена в ретикулярную формацию ствола мозга, что приводит к усилению неспецифической активации, к общему возбуждению. На фоне общего возбуждения внутренние побудительные сигналы, нацеленные на мыслительные процессы и поведенческие акты, становятся неотчетливыми. Действия могут стать неэффективными и дезадаптивными, бездействие грозит психосоматическими нарушениями.

Нерешенным остается и  давний спор о том, лежит ли эмоция в основе когнитивного процесса или наоборот – когнитивный процесс служит инициатором эмоции. Логично предположить, что справедлив и тот и другой взгляд на проблему. Как эмоция может активировать когнитивный процесс и влиять на его протекание, так и наоборот, то есть связь между эмоцией и когнитивным процессом (восприятием, воображением, памятью, мышлением) можно характеризовать как динамическую и реципрокную.

Однако в эволюционном и онтогенетическом плане первична, конечно же, эмоция. Эмоциональная экспрессия (отдельные компоненты которой обнаруживаются у ребенка уже с момента рождения) предшествует репрезентационным и оценочным процессам. Несимволизированные, семантически неидентифицированные эмоции, как у младенца, так и у взрослого человека, предстают в сознании в обход процессов когнитивной репрезентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Изард К. Психология эмоций М., 1980.

2 Джемс В. Психология. Часть II СПб., 1911.

3 Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

4 Рейковский. Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.


Информация о работе Эмоции и сознание