Сознание и эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Происхождение сознания…………………………………………….…4
3. Структура сознания и его функции..…………………………………..6
4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг…………………………...…………………………………………….8
5. Эмоции – виды и роль в жизни человека………………..…………….9
6. Психологические теории эмоций……………………………………...14
7. Заключение……………………………………………………………..17
8. Список литературы…………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

ДИСЦИПЛИНА.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

ДИСЦИПЛИНА

«Концепции  современного естествознания»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Сознание и эмоции»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     1. Введение………………………………………………………………….3

     2. Происхождение сознания…………………………………………….…4

     3. Структура сознания и его функции..…………………………………..6

    4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг…………………………...…………………………………………….8

     5. Эмоции – виды и роль в жизни человека………………..…………….9

     6. Психологические теории эмоций……………………………………...14

     7. Заключение……………………………………………………………..17

     8. Список литературы…………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

     1. Введение.

     Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

     Сознание - высшая форма отражения действительного  мира; свойственная только людям и  связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, в разумном регулировании  и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

В жизни  личности большое значение имеют  эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю  психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся  по степени интенсивности настроениях  и аффективных состояниях.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому  познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. 

     2. Происхождение сознания.

     Роль  труда в формировании сознания.

     Процесс становления человека был процессом  разложения инстинктивной основы психики  животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция  высокоорганизованного мозга, который  сформировался под влиянием труда  и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным  признаком их преемников - питекантропов  и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский  человек значительно продвинулся  вперед в изготовлении и использовании  орудий, увеличил их ассортимент и  вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и  пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень  техники на еще большую высоту.

     Решающая  роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение  в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием  руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

     Роль  языка и общения в формировании и развитии сознания.

     Язык  также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

     Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

     Сущность  языка выявляется в его двуединой  функции: служить средством общения  и орудием мышления. Язык - это  система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они  предполагают друг друга как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

     3. Структура сознания.

     Понятие “сознание” не однозначно. В широком  смысле слова под ним имеют  в виду психическое отражение  действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в этом широком  смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без  выявления специфики его структурной  организации.

     В более узком и специальном  значении под сознанием имеют  в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в  закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

     Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит  и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

     Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого  искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

     В силу определенного отношения к  объекту познания знания получают различную  значимость для личности, что находит  свое наиболее яркое выражение в  убеждениях: они проникнуты глубокими  и устойчивыми чувствами. А это  является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его  жизненным ориентиром.

     Чувства, эмоции суть компоненты человеческого  сознания. Процесс познавания затрагивает  все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком  мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

     Познание  не ограничивается познавательными  процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря  усилиям воли. Однако сознание - это  не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное  объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

     И так, каковы основные функции сознания? Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. Третья функция - регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания.

     Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция  мозга, состоящая в обобщенном и  целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, в разумном регулировании  и самоконтроле поведения человека.

     4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.  
Сознание и мозг.

     Человеческий  мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это  самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в  состав целостного организма и функционирующая  в единстве с ним, регулирующая его  внутренние процессы и взаимоотношения  с внешним миром. Какие же факты  неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

     Прежде  всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Информация о работе Сознание и эмоции