Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли эмоций в жизнедеятельности  человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие  задачи:
1. Изучить эмоции как  особый класс психических процессов.
2. Рассмотреть функции  эмоций в жизни человека.
3. Определить характер  взаимодействия эмоций и деятельности  личности.
4. Выявить влияние  эмоций на познавательную деятельность  человека.
ВВЕДЕНИЕ – 2 стр.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – 4 стр.
1.1 Общая характеристика  эмоций -  стр.
1.2 Функции эмоций- 8 стр.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И  ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТИ – 12 стр.
2.1 Взаимосвязь эмоций  и деятельности - 12 стр.
2.2 Влияние эмоций на  познавательную деятельность человека – 14 стр.
2.3 Оценка собственного  эмоционального состояния как  важный аспект в изучении эмоций  личности в целом – 23 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 27 стр.
Положительное значение показателя означало более высокую оценку лица, с которым испытуемые встретились в ситуации слабого возбуждения. В дальнейшем испытуемые были разделены на три группы: группу, в которой преобладали отрицательные показатели (выше оценивалось лицо, с которым испытуемые встречались перед экзаменом); группу, в которой преобладали положительные показатели (выше оценивалось лицо, которое проводило тестовое исследование), и группу, в которой число тех и других показателей было одинаковым (на одной половине шкал испытуемые отдавали преимущество лицу А, на другой — лицу Б).
Установлено, что 2/3 испытуемых обнаружили тенденцию к более высокой оценке человека, с которым они встречались в ситуации, вызывавшей более низкий уровень эмоционального возбуждения. Другими словами, лицо А меньше понравилось группе I, чем II, а лицо Б меньше понравилось группе II, чем I.
Испытуемым, находившимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения, оцениваемый человек казался некрасивым, менее интересным, недостаточно ловким, а также менее симпатичным, менее приветливым.
Представленные результаты 
свидетельствуют о том, что изменения, 
происходящие в восприятии, в какой-то 
мере связаны с содержанием эмоций: 
отрицательное эмоциональное 
Однако к направленному 
изменению восприятия приводят не только 
временные эмоциональные 
Приведенные данные свидетельствуют о том, что эмоциональный процесс является одним из факторов, который оказывает влияние на формирование перцептивного образа.
Остановимся более подробно на процессе научения и воспроизведении мнемического материала, и их зависимости от эмоций. Эмоции оказывают влияние на то, что человек воспринимает, но это влияние не приводит, в сущности, к принципиальному изменению воспринимаемого материала. Как подчеркивают многие авторы главной детерминантой восприятия остается объективная действительность. С другой стороны, есть основания, чтобы заключить, что процесс запоминания, а также воспроизведения находится под влиянием эмоций в значительно большей степени.
Эмоции оказывают 
Исследование проводилось в двух разных условиях: в нейтральных, а также в условиях, вызывавших тревогу. Источником тревоги был университетский экзамен или участие в представлении перед большой аудиторией (исследование проводилось непосредственно перед экзаменом или выступлением).
Основной результат, полученный в этих исследованиях, заключался в том, что в условиях тревоги заучивание слогов происходило хуже, чем в нейтральных условиях (больше ошибок, больше повторений), тогда как усвоение сигнала опасности — лучше, чем в центральных условиях.
Таким образом, можно 
предположить, что повышение уровня 
тревоги облегчает заучивание таких 
реакций, выработка которых 
В качестве примера можно привести исследования Смита [14, с.127]. Смит установил, что в условиях неуспеха (фрустрации) у некоторых испытуемых наблюдается тенденция к более быстрому заучиванию пар слов, имеющих агрессивное содержание. Смит обнаружил также, что это относится прежде всего к тем, кто по вопроснику, предназначенному для выявления черт личности, получили высокие показатели чувства (или установки) враждебности.
Как можно объяснить 
этот результат? Известно, что столкновение 
с неуспехом, или фрустрация, обычно приводит к усилению 
эмоций агрессивного характера. Эти эмоции, 
по-видимому, будут более сильными у лиц, 
характеризующихся высоким уровнем чувства 
(или установки) враждебности. Поэтому 
вполне вероятно, что у них эмоции достигают 
такого уровня, который приводит к изменению 
эффективности научения.  
 Не только научение, но и припоминание 
зависит в известной степени от эмоциональных 
процессов. Об этом свидетельствуют результаты, 
полученные при исследовании влияния 
эмоций на воспоминания. Такие исследования 
проводятся с давних пор. В качестве примера 
можно привести исследования Джерсилда 
[2, с.125].
Джерсилд просил группу испытуемых в течение 7 минут письменно перечислить все приятные события последних трех недель. Затем тех же испытуемых просили в течение следующих 7 минут перечислить все неприятные события, случившиеся в тот же период. Никакой информации о целях эксперимента испытуемым не давалось. Спустя 21 день всех испытуемых просили еще раз припомнить все приятные и неприятные события того же самого периода.
Проанализировав результаты, 
можно сделать выводы, что уже 
при первой попытке испытуемые припоминали 
больше приятных событий, чем неприятных; 
это, впрочем, обычное явление, о 
котором свидетельствуют 
Можно также утверждать, 
что эмоции способствуют сохранению 
в памяти связанного с ним материала, 
причем положительные эмоции, возможно, 
облегчают запоминание в 
В заключение можно сформулировать 
общий вывод о том, что эмоции 
оказывают избирательное 
Таким образом, мы приходим 
к выводу о том, что связь с 
эмоциональной сферой, знаком и интенсивностью 
эмоций проявляется в различных 
познавательных процессах личности 
– мнестических, гностических, интеллектуальных, 
влияя на эффективность, семантическую структуру познавательной деятельности 
и характер ее протекания. 
 
Исследование оценки собственного эмоционального состояния представляет собой самостоятельный аспект изучения эмоций. Как известно, самооценка исследуется в психологии в различных аспектах: ее формирование, динамика, роль в регуляции поведения.
Особой формой самооценки является самооценка эмоционального состояния. Она, как известно, может осуществляться на двух уровнях: аффективном и когнитивном (осознанном). Возможность осознания собственного эмоционального состояния предполагает помимо сохранности самой способности осознать себя еще и знание социальных норм и эталонов [15, с.40].
Методический арсенал изучения эмоционального состояния включает в основном методы прямого опроса испытуемых относительно их эмоциональных переживаний. Сюда входят метод свободного самоописания самочувствия, тест-анкета с перечнем переживаний, из которых испытуемому необходимо выбрать соответствующие своим, модифицированная шкала Дембо-Рубинштейн и различные варианты этого метода, шкалы типа разработанных А. Уэсманом и Д. Риксом, включающие набор из 10 словесных описаний градаций эмоционального состояния, из которых испытуемому надо выбрать одно.
Наиболее распространены 
тесты-вопросники, например вопросник 
Ч. Спилбергера, направленный на оценку 
ситуативной тревожности, вопросник 
на личностную тревожность Дж. Тейлора, 
на оценку астенического или эйфорическог
Ряд вопросников, адресующихся к оценке собственных положительных и отрицательных эмоций (различной модальности и интенсивности), разработаны под руководством Л.Е. Ольшанниковой: вопросник Л.А. Рабинович, дневниковые методы И.С. Пацявичуса и А.И. Палей, направленные на длительную регистрацию (в течение 25-30 дней) собственных эмоций радости, гнева, страха и печали. Косвенные методы оценки эмоционального состояния основаны на предположении, что знак и интенсивность эмоций проявляется в различных объективных показателях той или иной деятельности, например в предпочтении испытуемыми определенного цвета (тест Люшера и его варианты), в изменениях графической деятельности (линеограммы, пиктограммы, почерки и т.п.), вокальной речи, оценке тонов различной высоты [7, с.141].
Специально исследовалась 
связь между оценкой 
Однако необходимо заметить 
следующее: А.М. Эткинд предположил, что 
самооценка является не столько отражением 
реального состояния 
 В целом психологические экспериментальные 
исследования эмоциональной сферы показали, 
что косвенно, через показатели осуществления 
различных познавательных процессов (продуктивности, 
скорости и др.), можно исследовать состояние 
эмоциональной сферы ("эмоциональный 
фактор"), оценить знак и интенсивность 
эмоций, а также особенности эмоций, проявляющиеся 
в самооценке личности.
Подводя итоги по второй главе данной курсовой работы, приходим к следующим выводам:
Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма.
Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций.
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с памятью, восприятием и мышлением. Мы приходим к выводу о том, что связь с эмоциональной сферой, знаком и интенсивностью эмоций проявляется в различных познавательных процессах личности – мнестических, гностических, интеллектуальных, влияя на эффективность, семантическую структуру познавательной деятельности и характер ее протекания.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения и анализа научной литературы по рассматриваемой нами проблеме необходимо сделать следующие выводы.
1. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности.
2. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, тем самым способствуя ориентации человека в различных ситуациях.
3. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма.