Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли эмоций в жизнедеятельности человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить эмоции как особый класс психических процессов.
2. Рассмотреть функции эмоций в жизни человека.
3. Определить характер взаимодействия эмоций и деятельности личности.
4. Выявить влияние эмоций на познавательную деятельность человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ – 2 стр.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – 4 стр.
1.1 Общая характеристика эмоций - стр.
1.2 Функции эмоций- 8 стр.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТИ – 12 стр.
2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности - 12 стр.
2.2 Влияние эмоций на познавательную деятельность человека – 14 стр.
2.3 Оценка собственного эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности в целом – 23 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 27 стр.

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

То есть можно сказать, что наслаждение, которое доставляет нам процесс труда, - это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, с достижением частичных  результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для человека или неблагоприятный результат. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним у него нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, наступает разрядка. Таким образом, эмоции, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от эмоций, связанных с ее исходом.

Таким образом, эмоции существенно  влияют на ход деятельности. Как  форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

2.2 Влияние эмоций на  познавательную деятельность человека

Одной из важнейших характеристик  эмоций является их связь с познавательными  процессами. Изучение связи между эмоциональными и познавательными процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков психологии. Так Л.С. Выготский писал "Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления" [11, с.25].

О единстве аффективного и интеллектуального как существенной характеристики самих эмоций писал  С.Л. Рубинштейн, считавший, что эмоции как таковые обусловливают прежде всего динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее "настроенность" на тот или иной уровень активации, обращал внимание на то, что действие эмоций может быть как стеническим, усиливающим, так и астеническим, понижающим.

Причем если в норме  сознательная познавательная интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, то при аффектах, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения [13, с.460].

В.К. Вилюнас обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов  следующим образом: эмоции выполняют  свои функции, наиболее общими из которых  являются оценка и побуждение; в  зависимости от познавательного содержания психического образа они выделяют цели в познавательном образе и побуждают к соответствующему действию [2, с.82].

Предлагается классификация  эмоций по их познавательной составляющей - предмету, что позволяет рассматривать  любой предмет традиционно выделяемого познавательного процесса – восприятия, памяти, мышления - как объект эмоционального переживания. Автор считает, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволяет подойти к экспериментальному изучению эмоций через анализ познавательных процессов, - познавательные процессы, сопровождающиеся эмоциональным переживанием, будут иметь ряд динамических отличий от эмоционально слабо переживаемых. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов [9, с.287]. В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением.

Я хотела бы остановится  более подробно на анализе влияния  эмоций на на прием, переработку и воспроизведение информации, в частности на такеи процессы, как восприятие и научение. 

Как известно, восприятие является сложным явлением. Оно включает такие процессы, как выделение  фигуры из фона, оценку величины, яркости  и удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей, из которых состоит предмет. Так вот, каждый из этих процессов может подвергаться изменениям под влиянием эмоциональных факторов.

Рассмотрим влияние  эмоционального опыта на выделение  фигуры из фона. Процесс выделения фигуры из фона играет в восприятии существенную роль. Среди факторов, детерминирующих этот процесс, в первую очередь обычно указывают на организацию перцептивного материала. Однако оказалось, что на ход и результат этого процесса оказывают влияние также и факторы эмоциональной природы. 
 Об этом говорят, в частности, исследования Шафера и Мэрфи [10, с.24]. Испытуемым примерно на 1/3 сек показывали контур лица и предлагали запомнить одновременно предъявляемые названия. Лица предъявлялись многократно, причем два из них постоянно подкреплялись вознаграждением — после их экспозиции испытуемый получал 2 или 4 цента, за экспозицией остальных лиц регулярно следовало наказание — испытуемый сам должен был платить 2—4 цента. Каждое лицо экспонировалось 25 раз; вознаграждения и наказания распределялись таким образом, чтобы в конце эксперимента испытуемые могли немного заработать (примерно 15 центов). Критический момент эксперимента состоял в предъявлении двойственной фигуры, получаемой путем сочетания двух профилей.

Испытуемые должны были сказать, какое лицо они видят  на этом двойственном рисунке. Оказалось, что из общего числа 67 предъявлений в 54 случаях испытуемые воспринимали лицо, которое сопровождалось положительным  подкреплением. Другими словами, из фона выделялась та конфигурация раздражителей, с которой был связан положительный эмоциональный опыт.

Следует подчеркнуть, что  испытуемым не сообщали, за что они  получали вознаграждение или наказание. Тенденция к восприятию того, что  получало положительное подкрепление, проявлялась как бы автоматически.

С точки зрения здравого смысла результат данного исследования может показаться совершенно очевидным; разве не естественно, что у нас  существует тенденция к восприятию того, что влечет за собой награду  или поощрение? Однако дело обстоит отнюдь не так просто. Возникает вполне законный вопрос: почему получение 15 центов должно оказывать какое бы то ни было влияние на организацию поля восприятия? Почему наши глаза лучше видят то, что сулит столь незначительное вознаграждение? Заслуживают ли результаты эксперимента доверия?

В пользу полученных данных свидетельствует тот факт, что  два других исследователя, повторивших  эксперимент, а именно Смит и Хохберг, получили аналогичные результаты [10, с.25].

Исследования же Барбары  Кон создают несколько иную картину. Вместо контуров лиц Кон предъявляла испытуемым бессмысленные слоги с разной частотой — от 1 до 25 раз. Как и в эксперименте Шафера и Мэрфи, предъявление одних слогов сопровождалось денежным вознаграждением, других — денежным наказанием. Но были и такие слоги, за которыми не следовало ни положительного, ни отрицательного подкрепления. Затем испытуемым предлагалось несколько перцептивных тестов, позволявших оценить правильность восприятия слогов. Каковы были результаты этого эксперимента?

Прежде всего было установлено, что качество восприятия зависит от степени знакомства со слогом, то есть от числа предъявлении: чем более знакомым был слог, тем  легче он воспринимался. Этот результат  находится в полном согласии с  тем, что известно о восприятии. Кроме того, было обнаружено, что эмоциональный опыт, связанный с положительным или отрицательным подкреплением, также влияет на восприятие. По сравнению с нейтральными слогами вознаграждаемые и наказываемые слоги воспринимались лучше.

Этот результат не противоречит рассмотренным выше данным, ибо он не умаляет значения вознаграждения, а лишь указывает на то, что не только награда, но и наказание облегчает восприятие.

Таким образом, как показывает исследование Кон, фактором, способствующим выделению фигуры из фона, является не только и не столько положительное подкрепление, сколько какое-то эмоциональное состояние, связанное с воспринимаемым предметом (независимо от того, является оно положительным или отрицательным) [11, с.27].

Теперь рассмотрим влияние эмоционального опыта на восприятие свойств предмета. Выделение предмета и точная оценка его свойств связаны с эмоциональным опытом человека. Об этом свидетельствуют, в частности, эксперименты Прошанского и Мэрфи по попарному сравнению линии и грузов. Эксперимент проводился следующим образом.

Первая часть: испытуемые попарно сравнивали линии и грузы. Экспериментатор определял точность оценок. Вторая часть: испытуемых распределяли в три группы – А, Б и В. Испытуемых группы В (контрольной) ни вознаграждали, ни наказывали. Третья часть: испытуемые попарно сравнивали линии и грузы (как и в первой части).

Оказалось, что в третьей  части эксперимента увеличилось  число ошибок, характер которых зависел  от того, что получало положительное  подкрепление. Так, те испытуемые, которые получали вознаграждение за указание более длинных линий и более легких грузов (группа Б), обнаружили тенденцию к переоценке длины и недооценке веса. У испытуемых группы А, которые получали вознаграждение за указание более коротких линии и более тяжелых грузов, наблюдалась противоположная тенденция. У контрольной группы, не получавшей ни положительного, ни отрицательного подкрепления, но было обнаружено никаких изменений.

Таким образом, как и  в предыдущих экспериментах, в данном случае эмоциональный опыт приводил к изменению перцептивных действий: изменялась точность восприятия различии между раздражителями. 
 В рассмотренных экспериментах эмоциональную значимость раздражителя определял экспериментатор, который применял вознаграждения или наказания согласно заранее выработанному плану. Известно, однако, что многие раздражители имеют естественную эмоциональную значимость, обусловленную тем, что в опыте человека установилась связь между ними и жизненно важными событиями. Это использовали в своих исследованиях Брунер и Гудмен. Они просили исследуемых детей, манипулируя регулятором проектора, высвечивать на экране кружок, соответствующий по размеру образцу (один раз уменьшая, другой – увеличивая кружок па экране). В качестве образцов использовались монеты и равные по величине картонные кружки.

Как можно было предвидеть, при оценке величины предметов дети совершали ошибки, однако эти ошибки при воспроизведении размеров картонных  кружков и монет не были идентичными; величина монеты казалась детям больше величины соответствующих кружков. Таким образом, обнаружилась тенденция к переоценке величины предметов, имеющих для ребенка определенную ценность. Степень переоценки была тем значительнее, чем большего достоинства была монета, другими словами, двадцатицентовую монету дети переоценивали сильнее, чем пятицентовую [15, с.126].

Таким образом, целый  ряд данных указывает на то, что  предметы, имеющие эмоциональную  значимость, воспринимаются несколько  иначе, чем нейтральные предметы, и что они (по терминологии Брунера и Постмана) акцентируются, что приводит к переоценке их величины, лучшему выделению из фона и т. п.

Восприятие и эмоциональное  состояние. Независимо от того, воспринимает ли человек предмет, имеющий для  него значение, или же относительно нейтральный предмет, на содержание восприятия могут оказывать влияние эмоции, вызванные ранее действовавшими факторами. Это влияние проявляется прежде всего в изменении значения воспринимаемого содержания.

Одной из первых попыток  экспериментального изучения этого влияния, предпринятой еще в 30-х годах, было исследование Меррея, проведенное с пятью одиннадцатилетними девочками. Испытуемые должны были оценить по девятибалльной шкале фотографии незнакомых им людей. Предлагались две серии (А и Б) фотографий, по 15 в каждой. Оценки производились три раза: в субботу днем, после возвращения из поездки (серия А), в субботу вечером, после «страшной игры в убийцу», вызывавшей сильное возбуждение и страх (серии А и Б), и в воскресенье днем, после возвращения с прогулки (серия Б). Девочки должны были оценить, насколько хорошими или плохими кажутся им предъявленные лица. Сравнивая баллы, которые были поставлены лицам из серий А и Б в двух ситуациях (нейтральной и возбуждающей), можно было оценить влияние эмоционального возбуждения, одновременно исключая влияние фактора очередности предъявления. Результаты исследования показали, что состояние возбуждения вызывало изменений оценок; в 70% случаев эти изменения были негативными, то есть под влиянием возбуждающей игры девочки оценили лица как «более плохие».

Аналогичный результат  был получен в исследованиях, проведенных со студентами Варшавского  университета, которые перед экзаменом (это был их первый экзамен в  высшей школе) встречались с неизвестным  им лицом якобы для выполнения некоторых предэкзаменационных формальностей. После экзамена они заполняли специальный лист, на котором должны были дать оценку этому человеку при помощи семибалльной шкалы.

Спустя несколько дней те же самые студенты выполняли легкий тест, после которого должны были при помощи такого же листа оценить человека (ранее им неизвестного), проводившего это исследование. В обеих ситуациях — экзаменационной (вызывавшей сильное эмоциональное возбуждение) и тестовой (вызывавшей, как предполагалось, значительно более слабое возбуждение) — объектом наблюдения были две молодые женщины А и Б.

Половина испытуемых (группа I) видела А в ситуации сильного возбуждения, а Б — в ситуации слабого возбуждения, другая половина (группа II) — наоборот.

Такая организация эксперимента позволила сравнить оценки, которые получило лицо А в группе сильного эмоционального возбуждения (I) ив группе слабого возбуждения (II). Таким же образом сравнивались оценки, которые получило лицо Б.

Информация о работе Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности