Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:31, реферат
Раскрываются основные характеристики, закономерности и физиологические основы эмоций и чувств
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен
отражать меру совершенства вещей - правильность, гармоничность,
целесообразность их формы, изящество в звуковых, цвето-световых и пластических
отношениях, наслаждаться этой гармонией.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.
Искусство - образное отражение сущностных сторон действительности -
рассчитано на способность человека понимать символическое отображение
идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство
расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования
идеальных устремлений человека.
Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной
деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед
за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является
стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный
индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения,
возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.
Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью
жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч.
katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное
потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный
потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и
безобразного, но и в переживании комического и трагического.
Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных
несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской
смешного, в иронии - смешное под маской серьезного; возможно и
возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического
сопровождается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной
реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и
разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое
чувство трагического. Чувство трагического - возвышенно-патетическое
чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано
также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности,
ее несгибаемости под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из
самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается
на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских
потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми
психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и
любознательностью.
Любопытство - направленность сознания на снятие
неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие
привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих
- во всех этих
случаях действует
состояния любопытства.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не
служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека,
уровень его психического развития, тем он более любознателен.
Любознательность - устойчивое состояние познавательной
направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность
достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого
и широкого освоения действительности.
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям
формирования и функционирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на
весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств
является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно
действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду
слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие,
вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим
воздействиям.
Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства.
Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным
воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и
т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют
о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.
Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей,
сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады
от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется
благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее
чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем
радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст
чувств.
Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически
вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате
суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу,
родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод,
неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу
внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается
эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.
Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной
деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.
Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не
удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие
объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").
В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает
внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к
семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности
принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается
различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным"
предлогом, искажением отдельных представлений.
Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и
чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика,
жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в
картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень
верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и
страдания, горести и печали, юмора и веселья.
Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных
мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением
и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей,
опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к
уголкам рта.
Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка
прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном
состоянии.
Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные
выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части
лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая
части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа
правого полушария
выражается в эмоциональной
половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине
лица эмоции выражаются более проконтролированным левым ("рациональным")
полушарием.
Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех
действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение -
использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при
гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.
Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они -
механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять
друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.
Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации
к ней. Человек
путем непроизвольного
людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева,
ненависти и любви, принятые в данном социуме.
Эмоционально выразительные движения лица служат первым средством общения
между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению
их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они
раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.
Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает
волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает
проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи
подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить
душевное равновесие" (2. - 919-920 с.)
Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать
свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором
регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции
органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так,
чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально