Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:31, реферат
Раскрываются основные характеристики, закономерности и физиологические основы эмоций и чувств
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим
некоторые из них.
Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность,
выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник
как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро
приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.
Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях
цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая
эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает
масковидное выражение.
В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик,
бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во
рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса,
повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять
нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение
адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический
синдром страха).
Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания,
потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. - вызывают
те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.
Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас.
Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх),
оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством
адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная
буря").
В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его
оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.
Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-
рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения.
Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.
Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от
более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то
реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.
В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному
действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном
самообладании легко переходит в очень сильное действие.
Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева
человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые
действия.
Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в
меньшей степени эмоционального напряжения.
Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) -
конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом
надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения
высокозначимых целей.
Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против
фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации
(невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние,
связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление
памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).
Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить
причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-
либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более
ранним стадиям психического развития (регрессирует).
Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они
вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от
параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических
потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально
значимыми ценностями.
Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически
обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере
интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в
чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и
состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу
индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида,
его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.
Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть
доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они
регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -
чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил,
что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам
достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в
труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу
труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует
себя, свои психические и физические возможности.
Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском
нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение
трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде
сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность
человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим
эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и
поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия
социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном
обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и
несправедливости.
Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется
моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их
реализация - нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции -
"нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и
модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его
сверхсознания.
Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут подстраивать под
себя и доводы разума.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить
нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств".
Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек,
испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.
Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить
всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые
социальные отклонения.
Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие
обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе
внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных
установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В
условиях принуждения он может стать дьяволом.
Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она формируется в
гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной
ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный
долг.
Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных
обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю,
критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по
отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного
общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу
социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с
повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения,
принимаемые в трудных
индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий)
- восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной
среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений,
художественное достоинство произведений искусства -один из основных
показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать
прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности
созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного.
Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и
теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с
непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим
эталонам.
Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы