Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:31, реферат
Раскрываются основные характеристики, закономерности и физиологические основы эмоций и чувств
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
2. а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.
б) Вы сидите и ждете "у моря погоды".
в) Вы ищите предлог увильнуть от работы.
3. а) Вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить
дело.
б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас "подстегивать".
в) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на
работе.
4. а) Вы разговариваете
слишком быстро и слишком
высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.
б) Когда вам отвечают "нет", вы реагируете совершенно спокойно.
в) Вам с трудом удаётся выражать свои чувства и тревоги.
5. а) Вам часто становится скучно.
б) Вам нравится ничего не делать.
в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими
собственными.
6. а) Вы быстро ходите, едите и пьете.
б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.
в) Вы сдерживаете свои чувства.
Ответ по категории "а" дает 6 очков, "б" - 4 очка, "в" - 2 очка.
Подсчитайте очки, и у вас получится:
24 - 36 очков. Вы в высшей степени подвержены
стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом,
таких, как сердечная недостаточность, язвенная болезнь и др.
18 - 24 очка. Вы человек спокойный и не подвержены стрессу.
Если вы набрали намного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть
терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться улучшения вашего
межличностного статуса.
Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее
влияние - дистресс (от англ. distress - горе,
истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо
накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода
из них.
Австресс обеспечивает
мобилизацию жизненных сил
жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические
резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях;
необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и
правильно определять место и время для генеральных жизненных "сражений".
Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания
индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности,
затяжного ценностного противоборства, разнонаправ-ленности социально значимых
целей, интересов и устремлений, конфликта норм.
Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной
группы. При этом
снижается уровень
межличностная разобщенность,
эгоцентрическая замкнутость
Ситуация становится взрывоопасной.
Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд
приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях.
Стрессовые ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае
человек некоторое
время находится в
может принять меры с целью соответствующей психологической защиты.
Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося
отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его
неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему,
устранение эффекта внезапности.
Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих
личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.
Существует прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных
последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее.
Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций.
Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со
временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть своим тревожным
эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-
нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким
сильным, что он как бы пережил свою смерть, И после этого уже не испытывал
страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.
Стресс следует отличать от аффекта.
Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) -
внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное
нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации
сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.
Аффект - эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности
личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека
оскорбления, внезапное, возникновение опасности, грубое физическое насилие -
все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут
вызвать аффект.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной
регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не
заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает
личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.
В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности -
избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное
поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции,
нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в
сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное,
представление.
Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения,
связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В
состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение
начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции
теряют контроль со стороны сознания.
Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что
выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек
выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при
помощи больших полушарий".
Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов,
"сшибку" нервных
процессов, сопровождается
значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности
вегетативной нервной
системы и сердечной
регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик,
плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и
сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.
Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка
ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:
• на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность,
нарушается ориентировка в действительности;
• на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо
контролируемыми действиями;
• на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает
состояние депрессии, слабости.
Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку
извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии
развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на
крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.
К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка
двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую
деятельность.
Однако самое
важное условие преодоления
качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных
средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и
торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть
преодолена путем самовоспитания.
Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии
(следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.
Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются
чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю
личность чувство само по себе и является побуждением к действию.
Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных
целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно
попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных
действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.
Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии
возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.
Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного
осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному
признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.
Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта -
болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным
помрачением сознания и парализацией воли.
Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического
аффектов:
Физиологический аффект | Патологический аффект |
1. Высшая интенсивность возбуждения | 1. Сверхинтенсивность перевозбуждения |
2. Соответствие вызвавшей причине | 2. Несоответствие вызвавшей причине |
3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания") | 3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение |
4. Несдержанность в действиях | 4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях |
5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления | 5. Бессвязное хаотическое сочетание идей |
6. Сохранение отдельных воспоминаний | 6. Амнезия |