Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:31, реферат
Раскрываются основные характеристики, закономерности и физиологические основы эмоций и чувств
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных
свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при
закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение -
идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу
металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по
наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным
объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий,
закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и
представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в
тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной
информации.
Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция
на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж
-возникает эмоциональный
отклик). Эмоциональный отклик
эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов
эмоционального оклика является синтония - сопереживание
эмоционального состояния других людей - важнейшее социальное качество человека.
Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди,
воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо
пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к
эмоциональному сопереживанию.
Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние,
усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение -
эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус
(строй) его жизнедеятельности.
Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны
индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной
или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми,
самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина
его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на
деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния,
может быть положительным или отрицательным, иметь определенную
интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства
называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией.
Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная
отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности.
Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после
"черной полосы" неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил.
Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими
процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или
эмоциональными циклами данного индивида.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных
воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к
трудностям, терпимость к поведению других людей называется
толерантностью (от лат. tolerantia - терпение).
В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение
становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим
настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной
деятельности, улучшает отношения между людьми.
Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая
сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое
перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на
которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень
трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен.
Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... - таковы
типичные картины стрессовой ситуации.
Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения
(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм
подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку
человек реагирует комплексом защитных реакций.
Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни
индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным
пребыванием в жизненно опасной обстановке.
Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа
человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости,
профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,
может быть порождено систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил
стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия,
вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2)
сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия
центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются
нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется
возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном
воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,
зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели
организма).
В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса.
Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические
условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень
высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия),
то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди
оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта
людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно
оценивать ситуации и т. п.
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора
данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом.
Человек способен
научиться адекватному
ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.),
использовать средства психологической защиты.
Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями
конкретного индивида,
развитостью его аварийно-
способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от
опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных
качеств - силы нервной системы.
В преодолении
стресса проявляются два
интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие
преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются
также тип "жертвы" и тип "достойного поведения".
Остро негативная форма стресса - дистресс опасен для жизни, но при австрессе
("хорошем"
стрессе) отрабатываются
Особую разновидность стресса составляет "стресс жизни" - острые
конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными
стрессорами - крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные
конфликты и т. д.
При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной
деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-
психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать
стрессогенными (скандалы, ссоры).
Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные
индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия -
жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.
Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в
малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное
непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.
Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной
группы, возникает внутригрупповая "грызня", члены группы начинают искать
индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.
Возможен и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации - индивид направляет
свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления
жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.
В каждой из приведенных ниже шести групп ответов отметьте одну букву (а, б
или в) в позициях, которые соответствуют вашему характеру.
1. а) В работе,
в отношениях с
спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете
агрессивность.
б) Если в игре вы теряете несколько очков или если представитель
(представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на
самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и "выходите из игры".
в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.