Экспериментально-психологическое исследование по проблеме готовности детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 328.00 Кб (Скачать)
 

      Если  при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.

      Оценка  результатов:

      3 балла – все три задания  выполнил безукоризненно;

      2 балла – если хотя бы в  одном ряду ребенок заметил  лишнее слово при обычном темпе,  но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;

      1 балл – если хотя бы в  одном ряду ребенок заметил  лишнее слово лишь при повторном  предъявлении ряда в замедленном  темпе;

      0 баллов – если ребенок хотя  бы в одном ряду не смог  выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.  

      2. Тест словаря

      Цель: Определение уровня словарного развития.

      Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:

  1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый
  2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой
  3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
  4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать
  5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

      Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово … (называем первое слово из любой карточки)». Если ребенок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.

      Оценка  результатов:

      За  каждое слово выставляется оценка, а потом находится общая сумма. Таким образом, максимальная общая  сумма может быть 20 баллов.

       0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребенок отказывается его объяснить или дает неправильное объяснение);

      1 балл – если ребенок понимает  слово, но может объяснить его  только с помощью жестов или  рисунка;

      1,5 балла – если ребенок словесно  описывает предмет;

      2 балла –  если ребенок дает  описание близкое к научному.

      3. Тест копирования  бессмысленных слогов

      Цель: Определение уровня саморегуляции (т.е. умение выполнять долгое время  малопривлекательное занятие).

      Материал: 10 карточек с бессмысленными слогами, написанными каллиграфическим почерком (заглавная буква – 1,5 см, прописная – 1см).

  1. Вел зу бот                5) Кот взо ли              9) Су боз кип
  2. Ко рат вен                6) Бру то мас            10) Гор ну маж
  3. Пул не бам               7) Тор же мур
  4. Са пре веж               8) Лу кеб шал

      Инструкция:  «Пока нас с тобой здесь  не было, сюда прибегал зайчик и оставил  тебе записку. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но все-таки попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как тут написано (подается листочек и ручка)».

      Оценка  результатов:

      1 балл – «каракули»;

      2 балла – есть сходство с  образцом, но распознается не  более трех букв;

      3 балла – если распознается 4 буквы;

      4 балла – если можно прочитать  все буквы;

      5 баллов – если каждая буква написана четко, и все буквы под наклоном не > 30 градусов. 
 

     3.2. Результаты исследований

Исследование  было проведено:

    - в 11:00ч.;

    - детский сад № 37;

    - Группа № 5, «Ромашка»;

    - 10 девочек, 4 мальчика;

    - 5-6 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МЕТОДИКА 1. "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Ирасека.

    По  данной методике получены следующие  результаты, которые занесены в таблицу  №1.

    Средний показатель-6,7 баллов 

    Таблица №1

п/п испытуемый баллы по 1 заданию баллы по 2 заданию баллы по 3 заданию Общее кол-во баллов
1 Мазницына 1 1 2 4
2 Орлов 2 1 3 6
3 Яровая 2 1 2 5
4 Калитвенцева 2 2 1 5
5 Столяров 3 4 2 10
6 Севостьянова 3 2 3 8
7 Пичугин 3 2 2 7
8 Егорова 2 3 2 7
9 Щербакова 1 1 2 4
10 Латышева 1 2 1 4
11 Ширяев 1 2 2 5
12 Сазонова 5 4 3 12
13 Мемедова 4 3 2 10
14 Свидунова 2 3 2 7
 

      Ориентировочный тест школьной зрелости у испытуемых набравших меньшее количество баллов (от 10 до 15) выполнен несколько хуже, чем у           других ребят. Таких детей не много –трое из четырнадцати. Остальные набрали среднее количество баллов и выше среднего.  
 
 
 
 
 
 
 

  МЕТОДИКА 2. Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной) 

 По  данной методике получены следующие  результаты, которые занесены в таблицу №2

Средний показатель -2,2 
 
 
 

Таблица №2

      №п/п испытуемый ошибки баллы
      1 Мазницына 2 2
      2 Орлов 2 2
      3 Яровая 2 2
      4 Калитвенцева 3 3
      5 Столяров 3 3
      6 Севостьянова 3 3
      7 Пичугин 2 2
      8 Егорова 2 2
      9 Щербакова 1 1
      10 Латышева 1 1
      11 Ширяев 2 2
      12 Сазонова 3 3
      13 Мемедова 3 3
      14 Свидунова 2 2
 

     У большенства детей методика "Домик" выполнена без ошибок. У тех, кто набрал максимальное количество баллов все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДИКА 3. «Графический диктант»

По данной методике получены следующие результаты, которые занесены в таблицу №3

Средний показатель -8,2 

Таблица №3

№п/п испытуемый Оцениван. по 1 показат. Оцениван. по 2 показат. Оцениван. по 3 показат. Оцениван. по 4 показат. Сумма баллов
1 Мазницына 4 0 3 3 10
2 Орлов 4 0 3 3 10
3 Яровая 3 1 3 3 10
4 Калитвенцева 3 1 2 2 8
5 Столяров 1 1 3 3 8
6 Севостьянова 3 1 2 2 8
7 Пичугин 2 0 3 3 8
8 Егорова 1 1 3 3 8
9 Щербакова 2 0 2 2 6
10 Латышева 3 0 3 3 9
11 Ширяев 1 2 2 2 7
12 Сазонова 4 1 2 2 9
13 Мемедова 1 2 2 2 7
14 Свидунова 2 1 3 3 8

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование по проблеме готовности детей к школе