Экспериментально-психологическое исследование по проблеме готовности детей к школе
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа
Описание работы
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Актуальность
проблемы готовности ребенка к школьному
обучению обуславливается тем важным
моментом, который происходит в жизни
ребенка в связи с изменением
его социального статуса. Дошкольник
становится учащимся. Поступление в
1 класс это переломный момент в жизни
ребенка и этому моменту должно уделяться
особое внимание.
В
настоящее время наши дети приступают
к обучению в школе с 6-7 лет. И
если у семилетнего ребенка готовность
к школе в целом сформирована,
то у шестилеток ее окончательное
завершение осуществляется в первый год
школьного обучения. Этому способствует
соответствующий подход к детям.
Важнейшая
задача, стоящая перед системой дошкольного
воспитания — всестороннее развитие
личности ребенка и подготовка к
школе. Однако, значительное количество
детей, несмотря на “паспортный” возраст
и имеющиеся у них “школьные” навыки
и умения, испытывают большие трудности
в учении. Основной причиной их неуспеха
является то, что они еще малы “психологически”,
т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Сама логика жизни подсказывает, что необходимо
разрабатывать критерии и показатели
психологической готовности детей к школьному
обучению, а не ориентироваться лишь на
физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей
к школе было начато непосредственно
под руководством психолога-академика
А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно
обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они
боролись за сохранение детям детства,
за максимальное использование возможностей
этого возрастного этапа, за безболезненный
переход от дошкольного к младшему школьному
возрасту.
Д.
Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности
ребенка к школе, на первое место
ставил сформированность предпосылок
к учебной деятельности. К наиболее
важным предпосылкам он относил умение
ребенка ориентироваться на систему правил
в работе, умение слушать и выполнять инструкции
взрослого, умение работать по образцу.
Л.С.
Выготский, опираясь на исследования по
подражанию, Отмечал, что «подражать
ребенок может только тому, что
лежит в зоне его собственных
интеллектуальных возможностей», а потому
нет оснований считать, что подражание
не относится к интеллектуальным достижениям
детей.
В
отечественной литературе имеется
немало работ, целью которых является
изучение проблемы подготовки детей
к школьному обучению: В.В. Давыдов,
Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и
др.
Проблемами
диагностирования детей поступающих
в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В.
Холмлвская, Д.Б. Эльконин и др.
Высокие требования
жизни к организации воспитания и обучения
заставляют искать новые, более эффективные
психолого - педагогические подходы, нацеленные
на приведение методов обучения в соответствие
требованиям жизни. В этом смысле проблема
готовности дошкольников к обучению в
школе приобретает особое значение. С
ее решением связано определение целей
и принципов организации обучения и воспитания
в дошкольных учреждениях. В тоже время
от ее решения зависит успешность последующего
обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической
готовности к школьному обучению
профилактика школьной дезадаптации.
Для успешного решения этой цели в последнее
время создаются различные классы, в задачу
которых входит осуществление индивидуального
подхода в обучении по отношению к детям
как готовым, так и не готовым к школе,
чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка
детей к школе - задача комплексная,
охватывающая все сферы жизни
ребенка. Психологическая готовность
к школе - только один из аспектов этой
задачи, но внутри этого аспекта
выделяются различные подходы:
Исследования,
направленные на формирование у детей
дошкольного возраста определенных умений
и навыков, необходимых для обучения в
школе.
Исследование
новообразований и изменений в психике
ребенка.
Исследование
генезиса отдельных компонентов учебной
деятельности и выявление путей их формирования.
Изучение
умений ребенка сознательно подчинять
свои действия заданному при последовательном
выполнении словесных указаний взрослого.
Это умение связывается со способностью
овладения общим способом выполнения
словесных указаний взрослого.
Определяя
психологическую готовность к школьному
обучению, детский практический психолог
должен четко понимать, для чего
он это делает. Можно выделить следующие
цели, которым нужно следовать при диагностике
готовности к школе :
понимание
особенностей психологического развития
детей с целью определения индивидуального
подхода к ним в учебно-воспитательном
процессе.
выявление
детей, не готовых к школьному обучению,
с целью проведения с ними развивающей
работы, направленной на профилактику
школьной неуспеваемости.
распределение
будущих первоклассников по классам в
соответствии с их “зоной ближайшего
развития”, что позволит каждому ребенку
развиваться в оптимальном для него режиме.
отсрочка
на один год начала обучения детей, не
готовых к школьному обучению (возможно
лишь по отношению к детям шестилетнего
возраста).
По итогам диагностического обследования
могут создаваться спец.группы и классы
развития, в которых ребенок сможет подготовиться
к началу систематического обучения в
школе.
Объект
исследования: Психологическая готовность
ребёнка к школьному обучению.
Предмет
исследования - особенности психологической
готовности ребенка к школе.
І.Теоретические
аспекты изучения
психологической
готовности дошкольников
к обучению в школе
1.1.
Психологические
особенности развития
детей 5-6 лет
Ведущей
деятельностью дошкольного возраста,
как известно, является игра. К шести
годам она достигает максимального
развития и обретает ряд форм, среди
которых выделяются сюжетно-ролевые
игры и игры с правилами. Именно в игре
происходит становление элементов произвольного
поведения, хотя сама по себе игра является
формой непроизвольного поведения. Здесь
заключено диалектическое противоречие.
Именно в силу того, что игра для ребенка
эмоционально окрашена и непосредственно
отвечает его мотивационно-потребностной
сфере, в ней зарождаются и закрепляются
важные психологические новообразования.
Затем они переносятся за пределы игры.
В процессе игры возникает и реализуется
стремление к произвольной деятельности,
которое можно рассматривать как одно
из важных новообразований на седьмом
году жизни.
Значительное
влияние на психическое развитие
детей дошкольного возраста оказывает
их трудовая деятельность. Именно в
трудовой (обязательно посильной для
ребенка) деятельности формируются такие
нравственно-волевые качества, как усидчивость,
внимательность, терпение, настойчивость,
ответственное отношение к делу, умение
обдумывать план и ход работы, преодолевать
возникающие трудности для получения
намеченного результата и, наконец, трудолюбие.
Формируются новые и важные
сенсорные способности такие,
как умение определять параметры
предметов (длину, ширину, высоту,
толщину), умение правильно оценивать
абсолютные и относительные размеры
предметов, их объемы, вес и пропорции,
овладение ориентировкой в пространстве
и во времени, видении перспективных отношений
в рисунках и т.д. Совершенствуется слуховое
восприятие и прежде всего фонематический
слух. Дети хорошо различают все звуки
родной речи, могут их правильно выделять
в словах, безошибочно произносить, меняя
громкость и темп речи и используя средства
интонационной выразительности. Улучшается
музыкальный слух и чувство ритма.
Возможности
умственной деятельности у детей
шестилетнего возраста значительно возрастают.
Происходит значительный рост обобщенности
и последовательности мыслительных операций.
Дети могут выделять существенное в явлениях
окружающей действительности, могу сравнивать
эти явления, обнаруживать сходные и различные
черты.
К
шестилетнему возрасту интенсивно формируются
разные способы практических преобразований
объектов, направленные на определение
и выделение их скрытых свойств. С помощью
этих способов осуществляется общее обследование
различных объектов, и выявляются существенные
связи. Хотя эти процессы не выходят за
рамки наглядно действенного мышления,
свойственного дошкольникам, они способствуют
эффективному формированию понятийного,
логического мышления. Способы познавательной
деятельности, в основе которых лежат
те или иные формы логического подхода
к объектам или явлениям, формируются
к концу дошкольного детства. Логические
операций возникают в результате практических
действий ребенка.
Таким образом, в шестилетнем
возрасте происходит значительная
перестройка психического мира
ребенка и появляются предпосылки психологических
черт, достаточных для того, чтобы ребенок
мог приспособиться к условиям школы и
приступить к систематической учебе.
1.2.Психологическая
готовность к школе
Это
понятие используется в психологий
для обозначения уровня психического
развития ребенка, по достижений которого
последнего можно учить в школе.
Традиционно
выделяют три аспекта психологической
готовности к школе: интеллектуальный,
эмоциональный и социальный.
Об
интеллектуальной готовности
судят по следующим признакам:
♦
дифференцированное восприятие (перцептивная
готовность) включающее выделение фигуры
из фона;
♦
концентрация внимания;
♦
аналитическое мышление, выражающееся
в способности постижения основных
связей между явлениями;
♦
логическое запоминание;
♦
сенсомоторная координация;
♦
умение воспроизводить образец;
♦
развитие тонких движений руки;
Эмоциональная
готовность предполагает:
♦
уменьшение импульсивных реакций;
♦
возможность длительное время выполнять
не очень привлекательное задание;
О
социальной готовности
свидетельствуют:
♦
потребность ребенка в общений
со сверстниками и умение подчинять
свое поведение законам детских
групп;
♦
способность исполнять роль ученика
в ситуаций школьного обучения.
Понятие
«готовность к школе» неоднозначно.
Существует множество работ (предстваленных
большей частью американскими психологами),
в которых под готовностью к школе понимается
наличие у ребенка предпосылок к обучению
в виде «вводных навыков».Они представляют
собой необходимые для хорошего освоения
школьной программы умения, знания, способности,
мотивацию.
Другое
понимание «готовности к школе»
представлено в работах психологов,
которые вслед за Л.С.
Выготским считают, что обучение ведет
за собой развитие. Этот тезис позволяет
им утверждать, что обучение можно начинать,
когда задействованные в обучений психологические
функций еще не созрели, а потому функциональная
зрелость психики не рассматривается
как предпосылка к обучению. Кроме того,
авторы этих исследований полагают, что
для успешного обучения в школе имеет
значение не совокупность имеющихся у
ребенка знаний, умений и навыков, а определенный
уровень его личностного и интеллектуального
развития, который и рассматривается как
психологические предпосылки к обучению
в школе. В связи с этим понимание «готовность
к школе» можно обозначить как «психологическая
готовность к школе».
Л.И.Божович
рассматривает два аспекта психологической
готовности к школе: личностную
и интеллектуальную
готовность.
При
характеристике интеллектуальной готовности
к школе аспект делается не на количественный
запас представлений ребенка, а на уровень
развития его интеллектуальных процессов.
С точки зрения Л.С.Выготского и Л.И.Божович,
ребенок интеллектуально готов к школе,
если он умеет обобщать и дифференцировать
предметы и явления окружающего мира.
Анализируя
предпосылки, необходимые для успешного
овладения учебной деятельностью,
Д.Б.Эльконин и его сотрудники на
первое место ставят: