Изучение внимания у детей 10-12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов и воспринимаемых предметов и явлений, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было и образов представляемого будущего. Мы общаемся с людьми, наше психическое и физическое состояние изменяется. Но психическая деятельность постоянно удерживается в одном направлении. Эта упорядоченность достигается благодаря такому свойству психики как внимание. Направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития внимания детей в дошкольном возрасте………………………………………………………….….7
Понятие категории внимание…………...…………………………………7
Физиологические основы внимания………………………………………9
Функции, свойства и виды внимания……………………………………13
Теории внимания………………………………………………………….17
Нарушения внимания……………………………………………………..19
Развитие внимания в онтогенезе человека …………...…………………23
Внимание у детей 10-12 лет……………………………………………...30
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература………………

Работа содержит 1 файл

Введение Внимание.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

 

 

Результаты исследования

Методика 1

В проведении методики участвовало 10 детей (5 девочек и 5 мальчиков  из одного класса). Диагностическое  исследование проводилось 4 классе средней  общеобразовательной школе № 183 Центрального района Санкт-Петербурга. Методика проводилась а середине учебного дня.                       Таблица № 1

Имя, фамилия  ученика

Объем внимания

1

Александров Владимир

8

2

Борисенко Софья

8

3

Волков Андрей

9

4

Кошкина Оля

7

5

Коновалова  Екатерина

8

6

Малыгин  Даниил

9

7

Нестеренко  Оксана

9

8

Павлова Наталья

8

9

Смирнов Антон

10

10

Федоров Илья

7


 

 

 

        Диаграмма № 1

Согласно полученным результатам  можно сказать, что объем  внимания у детей хороший и очень  хороший , об этом говорят высокие  показатели – 8-9 баллов.          Объем внимания зависит от предшествующего урока, так как получен два  результата 7 баллов. Этот результат позволяет  говорить о том, что объем внимания у детей невысок, хотя дети учится почти всегда на отлично. Но в данном случае этот результат невысокий потому, что школьники получил на предыдущем уроке оценки «2» и «3» и сильно расстроились, поэтому им было трудно сосредоточится на заданном задании.    Надо отметить, что уроки были уроки были гуманитарных и точных дисциплин. Разнообразие предметов влияет на объем внимания у ребенка.

 

Методика 2             В проведении данной методики участвовали те же  10 детей, что и в предыдущей. Методика проводилась после шести уроков, в конце учебного для.                                                                                              Таблица № 2

Фамилия ученика

Раздражитель

Показатель  ученика

В.

Т.

О.

1

Александров

РЛБХМВКС

РЛБВКУХМ

7

3

1

2

Борисенко

РЛБХМВКС

РЛБХМНВ

6

5

2

3

Волков 

СЖПМФГЗК

СЖПМФГЗК

8

8

0

4

Кошкина

ВЛБХМВКС

ВЛМБХ

4

1

4

5

Коновалова 

БНТСКВТЛ

БНГСКВЛ

7

6

1

6

Малыгин 

РЛБХМВКС

ГЛБХМВКС

7

7

1

7

Нестеренко 

ТУСНВХКЖ

ТУСНВХКЖ

8

8

0

8

Павлова

ТУСНВХКЖ

ВЖКНСТУХ

8

1

0

9

Смирнов

СЖПМФГЗК

СЖПГКЗ

6

3

2

10

Федоров

ТУСНВХКЖ

ТУСНЕВКЛЖ

7

5

1




 

 

 

 

Диаграмма № 2

 По полученным результатам можно  сказать, что объем внимания у  детей несмотря на насыщенный день, хороший (высокий, большой).  Но это только судя по заполненному материалу, а если сравнить количество ошибок и точность исполнения, то можно сказать, что устойчивость  внимания у детей снижается Поэтому я думаю, что после учебного дня ребенку надо обязательно отдохнуть, а между последними уроками делать  перемены не 10 минут, а 15-20 минут.            

 

 

 

Заключение

Внимание –это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.            В психологии описана ряд разновидностей внимания. Нередко выделяют  внешнее внимание, обращенное на окружающий мир,   и внутреннее внимание, направленное на собственно мысли и переживания.  В целом различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное и постпроизвольное.           Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения. Этот вид внимания не связан с поставленной целью, а является случайным запоминанием.    Произвольное внимание – внимание, связанное  с поставленной целью, требующая   со стороны субъекта волевых усилий. Обычно этот вид внимания связан с учебной деятельностью       Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и не проявляются друг без друга. Поэтому чащ всего мы можем говорить о преобладании произвольного или непроизвольного компонента внимания.     Постпроизвольное внимание – разновидность произвольного внимания, часто выделяют  как особый вид. В поспроизвольном внимании сначала превалирует внимание произвольное, а потом деятельность осваивается до автоматизма.            Сначала бывает трудно втянуться  в работу, тебуется большое усилие воли, потом работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней могут даже раздражать.            В  научных работах по психологии внимание наряду индивидуальной формой иногда выделяют коллективное внимание. В коллективной внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушение, соревнование.     Бывают такие моменты, когда масса людей живет и чувствует как единое огромное целое.          Но психологические возможности и закономерности внимания еще не изучены и в случае необходимости его организации приходится опираться на примеры и методы, полученные эмпирически.       Полученные результаты исследования позволяют оценить индивидуальные особенности объема внимания.      Для решения задач необходимо сосредоточение и устойчивость внимания. Правильное решение указывает на высокую скорость сосредоточения внимания и быструю включаемость в работу. Правильно решение первой задачи при неправильном решении второй задачи  говорит о некоторой истощенности внимания, усталости школьника, о неспособности сохранять внимание в процессе работы, о неустойчивости внимания, об отвлекаемости при увеличении нагрузки.     В этом мы можем убедиться на примере полученных результатов. Следовательно гипотеза исследования подтвердилась – внимание детей 10-12 лет рассеянно, так как происходит кризис мировоззрений, и ребенок несмотря на то, что он может управлять своими психическими процессами, ему трудно управлять своей личностью. У младших подростков появляются новые интересы, хроническая эмоциональная нестабильность, рассеянность внимания связана и с мотивационной сферой, так как подростов внимателен относительно того, что ему интересно.        Все это подтверждает верность предложенной гипотезы и положения, в задачах исследования.

 

 

 

Литература

  1. Возрастная и  педагогическая психология.\под. ред. А.В. Петровского.М., 1981.
  2. Гальперин П.Я. Психика – особое свойство организованной материи. М., 1997.
  3. Гиппенрейтр Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1985.
  4. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999.
  5. Гоноблин Ф.Н. Внимание  его воспитание. М., 1972.
  6. Добрынин Н.Ф.«О теории воспитания внимания». Хрестоматия по вниманию 1975г.
  7. Зеньковский В.В. Психология детства.Екатеринбург.,1995.
  8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психологи. Полный цикл жизни человека. М., 2003.
  9. Ланге  Н.Н.Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
  10. Макрушина О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками.\Вопросы психологии. – 2005 № 12.
  11. Мухина В.С.  Возрастная психология. Феноменолоргия развития, детство, отрочество. М., 2000.
  12. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М..1995.
  13.   Психология детства. Учебн. Под ред.Реана. Спб., 2000.
  14. Рогов Е.И. Общая психология. М., 2000.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1987
  16. Слободнян Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучнии. М., 1997.
  17. Слободчиков И.В., Исаев Р.И. психология человека. М., 2006.
  18. Страхов И.В. Внимание и структура личности. Саратов., 1999.
  19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2001.

 


Информация о работе Изучение внимания у детей 10-12 лет