Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:04, реферат
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов и воспринимаемых предметов и явлений, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было и образов представляемого будущего. Мы общаемся с людьми, наше психическое и физическое состояние изменяется. Но психическая деятельность постоянно удерживается в одном направлении. Эта упорядоченность достигается благодаря такому свойству психики как внимание. Направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития внимания детей в дошкольном возрасте………………………………………………………….….7
Понятие категории внимание…………...…………………………………7
Физиологические основы внимания………………………………………9
Функции, свойства и виды внимания……………………………………13
Теории внимания………………………………………………………….17
Нарушения внимания……………………………………………………..19
Развитие внимания в онтогенезе человека …………...…………………23
Внимание у детей 10-12 лет……………………………………………...30
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература………………
1.4. Теории внимания.
Интересные и противоречивые
свойства внимания привлекали к нему взгляды
многих ученых, которые по-разному объясняли
происхождение и сущность внимания. Н.Н.
Ланге [9] выделил такие основные подходы
к проблеме внимания: 1. Внимание как результат
двигательного приспособления. Раз мы
можем произвольно переносить внимание
с одного предмета на другой, то внимание
невозможно без мускульных движений. Именно
движения приспосабливают органы чувств
к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание
как результат ограниченности объема
сознания. Не объясняя, что они понимают
под “объемом сознания” и какова его
величина. И. Герберт и У. Гамильтон считают,
что более интенсивные представления
вытесняют или подавляют менее интенсивные. 3.
Внимание как результат эмоции. Эта теория,
особенно развитая в английской ассоциационной
психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности представления.
Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или
тягостное или идею и быть к ним внимательным
- это одно и то же”. 4. Внимание как результат
апперцепции, т.е. как результат жизненного
опыта индивида. 5. Внимание как особая
активная способность духа. Некоторые
психологи принимают внимание за первичную
и активную способность, происхождение
которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление
нервного раздражителя. - внимание обусловлено
увеличением местной раздражительности
центральной нервной системы. 7. Теория
нервного подавления объясняет основной
факт внимания - преобладание одного представления
над другим - тем, что лежащий в основе
первого физиологический нервный процесс
задерживает или подавляет физиологические
процессы, лежащие в основе других представлений
и движений, результатом чего является
факт особой концентрации сознания. Среди
отечественных психологов П.Я. Гальперин
[2] выдвинул оригинальную трактовку внимания.
Основные положения его концепции заключаются
в следующем: 1) внимание является одним
из моментов ориентировочно-
1.5. Нарушения внимания
С переключаемостью внимания
функционально связаны два
3.подвижность (чрезмерная) – постоянный
переход от одного объекта к другому, от
одной деятельности к другой при низкой
эффективности. ; 4.инертность – малая подвижность внимания,
патологическая ее фиксация на ограниченном
круге представлений и мыслей.; 5.сужение
объема внимания, при котором человек
может одновременно воспринимать только
небольшое число объектов; 6.
Внимание как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены. Например, при переходе от сумерек к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п. Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни достаточно развито и интенсивно.[13] Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второго года жизни ребенка. Можно предположить, что взникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. Таким образом, в первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – начало второго года жизни. По мнению Н. Ф. Добрынина [6] , в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры, особенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития внимания ребенка. Зеньковский В. В. [7] стремится в своих трудах заменить обычное разделение непроизвольного и произвольного внимания более состоятельным разделением на эмоциональное и волевое внимание. Противопоставлять же пассивное и активное внимание совершенно невозможно: всякое внимание активно. Здесь надо иметь в виду, прежде всего движения ребенка, которые являются средством выделения отдельных восприятий, – а затем все больше значения выпадает на долю внимания. Конечно, в это время едва ли возможно говорить о волевом внимании, так как сама воля еще не сформировалась. Регуляция всей нашей активности, в том числе и внимания, может быть и не волевой – она может быть связана с эмоциональной сферой. Конечно, в первые месяцы жизни ребенка речь может идти лишь об эмоциональной регуляции внимания. Таким образом, движения ребенка и работа внимания являются необходимыми для расчленения потока, льющегося в душу через органы восприятий, а затем и для той взаимной координации восприятий, которая вырастает на этой основе. Эта подвижность детской эмоциональной жизни обусловливает собой подвижность и детского внимания, его легкую отклоняемость. Именно потому особая роль и выпадает на движения ребенка, которые по возможности им повторяются, так как создаются моторные установки, ведущие к повторению движений; затем, несомненно, у детей с особой силой выступает в их движениях отмеченная Болдвиным тенденция к самоподражанию. Устойчивость движений, повторение их, возникновение моторных установок борются с подвижностью эмоциональной сферы, подготавливая, таким образом, иную форму внимания, которая в свое время определится как волевая форма внимания [4] Если в начале (2-3 года) у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к 5-6 годам все больше и больше проявление внимания носит произвольный характер. Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6-8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредотачивать свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд. Аналогичная тенденция обнаруживается и в выполняемой детьми деятельности. В процессе взросления дети в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени [13] Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание [11] К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. При этом переключаемость у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Особое место для развития произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня [19] По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки – 40-45 минут, а старшеклассники – до 50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом – на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных – неустойчивость внимания. В целом можно выделить две основные линии развития психических функций – интеллектуализацию и произвольность [8] В подростковом возрасте качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом [19] Юношеский возраст характеризуется мощным ростом различных способностей и функций и, благодаря вниманию, достижениями наивысшего уровня. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяется несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и приходится выбирать в той или иной ситуации. На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения. Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций. Характерны конструктивные, положительные сдвиги внимания. Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. Наблюдается высокое развитие внимания, которое снижается к 40 годам. В микропериод 51-55 лет еще в большей степени на уровень развития качества внимания, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле этого слова. Осознание старости и старения приводит к различным внутренним конфликтам: внимание переключается на фиксацию ощущения собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Внимание страдает: сужается поле, уменьшается длительность сосредоточения, трудность переключения и распределения, снижается способность к концентрации внимания [19]
1.7. Развитие внимания детей в 10-12 лет
Возраст
10-12 лет – младший подростковый
возраст ,являющийся началом отрочества,
как бы связующим звеном между младшим
школьным и подростковым возрастом,. Поэтому
при работе с младшими подростками упор
следует сделать на пробуждении интереса
и развитии доверия к самому себе, на постепенном
понимании своих возможностей, способностей,
особенностей характера и пр. Этот возраст
является благоприятным временем для
работы над развитием и укреплением у
подростков уверенности в себе, чувства
собственного достоинства. [10] К десяти
– двенадцати годам наблюдается заметный
рост в умственном развитии детей, развитие
отвлечённого мышления, логической памяти
и заметный рост объёма внимания. Наступают
значительные сдвиги тогда, когда успеют
сказаться результаты обучения.
Как мы видим, развитие внимания у детей
совершается в процессе обучения и воспитания.
Решающее значение для его развития имеет
формирование интересов и приучение к
систематическому, дисциплинированному
труду. [14] В подростковом возрасте наблюдается
развитие объема внимания, повышение устойчивости
внимания и развитие способности к переключению
и распределению внимания. Также у подростков
отмечается ухудшение результатов учебной
деятельности. Это происходит потому,
что умственные способности подростка
в отличие от способностей младшего школьника,
приобретают новое качество: они становятся
опосредованными. Это происходит благодаря
развитию понятийного, языково-логического,
абстрактного мышления. Подросток может
оперировать понятиями, рассуждать о свойствах
и качества предметов, выдвигать гипотезы,
планировать исследовательскую деятельность
и усваивать большие массивы информации.
Причины невнимательности подростка
заключаются в противоречивости самого
возрастного периода: подросток способен
придумать способ запоминания новой формулы,
то есть управлять своей памятью, может
выдвинуть гипотезу, то есть направить,
регулировать процесс своего мышления
и т.д., но ему очень трудно управлять своей
личностью, собой как целым. В основном
это связано с новыми интересами, переживаниями
и хронической эмоциональной нестабильностью,
которая проявляется в импульсивности,
несдержанности, иногда агрессивности. Умственная
деятельность подростка, также как и его
поведение, зависит от состояния его мотивационной
сферы. Подросток внимательный только
относительно того, что как-то связано
с его актуальными потребностями и переживанием.
Все интимные переживания подростка той
или иной степени связаны с поиском себя,
с познанием своих способностей и возможностей,
со стремлением узнать, как оценивают
его окружающие, с постоянным перекладыванием
на себя различных взрослых ролей и острой
необходимостью в формировании собственного
образа «Я». Это для подростков главное
если то или иное учебное задание способствует
развитию личности, если учебная ситуация
связана с переживаниями, если характер
и формы общения с подростком помогают
ему получить взрослой позиции, то внимание
становится устойчивым и концентрированным.[10
Внимание — один из главных
психологических процессов, от характеристики
которого зависит оценка познавательной
готовности ребенка к обучению в
V классе , успешность его учебной
деятельности. Многие проблемы, возникающие
в учении, особенно в подростковом возрасте
это объясняется тем, что одни, слаборазвитые
качества внимания можно компенсировать
усиленным развитием других его качеств.
Так, слабая устойчивость внимания нередко
может быть восполнена его хорошей переключаемостью.
Глава 2.Практическая часть
Методика 1. Цель: определить объем внимания у школьника. Материал: плакат, где написаны 10 неодинаковых букв (А,В, Ж, Ф, Г, Т, К, П, Ю, Б). Ход эксперимента: эксперимент проводился после 4-го урока. Учащимся демонстрировались буквы на плакате в течении 20 секунд и предложили их записать, после запоминания (в любом порядке) . Обработка результатов: подсчитывали, какое количество букв запомнил ученик . Это и есть объем его внимания. Методика 2. Цель: определить объем внимания у школьника. Материал: 5 карточек с буквами (П, У, С, Н, В, Х, К, Ж Л, Х, Д, М, Г, Ш, С, Ч Р, Л, Б, Х, М, В, К, С Т ,У ,С , Н, В, Х, К, Ж С, Ж, Б, М, Ф, Г, З, К) Ход эксперимента: эксперимент проводился после 6-го урока. На расстоянии 0,5 м от школьника показывалась карточка в течении 10 секунд. Испытуемый должен был запомнить буквы на карточке. После демонстрации карточки, он записывает те буквы, которые запомнил, и в той же последовательности, в которой они располагались на карточке. Обработка результатов: оформляется в таблице. Ошибки – непредъявленные буквы. Точность внимания – количество правильно воспроизведенных букв.