Изучение особенностей психосоциального развития подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.
Объект исследования: подростковый возраст.
Предмет исследования: особенности психосоциального развития в подростковом возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.
1.1. Общая характеристика подросткового возраста……………………….6
1.2.Особенности психосоциального развития подростка………………….11
1.3. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте……………..13
Глава 2. Экспериментальные исследование по изучению особенностей психосоциального развития подросткового возраста.
2.1. Организация и методы исследования……………………………………23
2.2. Этапы и результаты исследования……………………………………….23
3.0. Рекомендации…………………………………………………………….28
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по возрастной психологии.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

Сочетание высокого уровня личностной тревожности с низкой самооценкой является характерным  для подростков-правонарушителей. По сравнению со своими сверстниками, опрошенные нами подростки имеют  более неблагоприятный прогноз на будущее. Можно предположить, что они более склонны к совершению в будущем серьезных правонарушений, если с ними не будет проведена соответствующая коррекционная работа.

Что касается подростков, у  которых высокий уровень личностной тревожности коррелирует с высокой самооценкой, то возможно, что они с помощью девиантного поведения повысили ранее низкую самооценку и таким образом компенсировали неудовлетворенную потребность в самоуважении. Механизм повышения низкой самооценки за счет девиантного поведения был исследован в работе Валицкас Г.К.

Вероятно так же, что  личность подростка с таким содержанием - результат «нарцистического воспитания в семье. «Нарцистическая» личность формируется в результате такого воспитания, которое развивает в ребенке чувство своей собственной исключительности и превосходства перед сверстниками. Личность такого подростка является инфантильной и эгоцентричной. Если происходят события, подрывающие завышенную самооценку, то повреждение «Я» может выражаться в проявлениях отклоняющегося поведения. В отношении этой части исследованных подростков можно предположить и то, что высокая самооценка есть результат неадекватной оценки своих способностей и результатов своей деятельности. Как писал Ананьев Б.Г., «формирование самооценки еще не значит, что ее наличие всегда вызывает адекватную деятельность. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями, угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется  субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени-Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Решение этого вопроса зависит от того, является ли сама самооценка адекватной».  Если ребенок не умеет адекватно оценивать свои способности, тогда у него не может быть адекватного представления о своих достижениях. Ребенок может оценивать свою деятельность, исходя из представлений, бытующих в референтной группе. Эти группы складываются случайно или в результате избирательной деятельности ребенка. Если уровень достижений и способностей в группе невелик, то ребенок может быть достаточно высокого мнения о своих способностях. Именно поэтому, возможно, подростки с девиантным поведением в этой группе исследуемых, обладают высокой самооценкой.

В результате всего вышеизложенного, можно сказать, что отклоняющееся  поведение подростков есть результат  взаимодействия личностных и средовых факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3 Практические рекомендации для педагогов и родителей:

•        учебная  деятельность должна соответствовать  постоянно меняющимся потребностям подростков;

•        во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного  физического и психологического давления на подростков;

•        способствовать пониманию и принятию подростками  физических изменений;

•        создавать  условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;

•        проводить  физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся;

•        в  повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

•         содействовать взаимодействию учеников разных полов культурных и социоэкономических характеристик;

•         создавать условия для общения  со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;

•         обеспечивать возможности для совершенствования  речи;

•         обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных  культур, предлагать развивающую и  досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков;

•         предлагать подросткам информацию о  нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

•        подростки  при переходе к стадии формальных операций нуждаются в возможностях логически обосновывать устные утверждения  в отсутствии реальных объектов;

•        учебная  деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет  снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность  по поводу учебных затруднений;

•        построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;

•        предоставление учащимся возможности исследовать  свои интересы и способности;

•        систематически предлагать воспитательные мероприятия  по   формированию нравственного мышления;

•        формировать  и поддерживать творческий подход к  осуществлению деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подростковый возраст - это  возраст жадного стремления к  познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды  деятельности. Заметное развитие в  этот период приобретают волевые  черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

Сложившаяся социальная ситуация сталкивает подростков с многочисленными проблемами и трудностями. Самостоятельно справиться с Ними часто ребенок не способен, из-за этого процесс социализации может пойти по деструктивному пути, если вовремя ему не оказать помощь. В этом смысле за социализацию подростка ответственность несет, прежде всего, его семья. Практически все трудности социализации подростка, так или иначе, обусловлены недостатками семейного воспитания.

Во второй главе отмечено, что важнейшей задачей педагогов  и психологов является оказание помощи проблемным семьям в разрешении трудных  ситуаций, связанных с воспитанием детей, Прежде всего, необходимо определить, каков характер проблем подростков и каждого в отдельности и в соответствии с этим решать, какого рода помощь требуется. В ходе исследования было установлено, что современный подросток характеризуется следующими проявлениями:

- у современного подростка  чаще наблюдается неадекватная, а именно заниженная самооценка;

- подростков отличает  высокий уровень личностной тревожности,  как устойчивая индивидуальная характеристика, обусловленная и педагогическим процессом школе;

- такое состояние подростков  обусловлено семейным и школьным  воспитанием.

Таким образом, в качестве основных задач работы, связанных  с обеспечением оптимальной социализации подростков можно рассматривать следующие:

1. выявление изменений  личности подростков в результате  нарушения процесса социализации;

2. сотрудничество семьи  и школы в процессе работы  с трудными подростками;

3. создание организационных  структур в сфере досуга для  позитивной деятельности подростков;

Что касается работы с конкретными  трудными подростками и их родителями в школе или в социальных службах, то наиболее важным направлением работы с ними считаем профилактику эмоциогенных нарушений, формирующих низкую самооценку и высокую личностную тревожность.

Наша гипотеза по этой работе подвердилась уровень психосоциального развития подростков зависит от уровня тревожности и самооценки подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Беляева О. В. Динамика  личностной идентичности в подростковом  возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

2. Гудков Л. Негативная  идентичность. М., 2004.

3. Петренко В. Ф. Введение  в экспериментальную психосемантику: исследование формы репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.

4. Шмелев А. Г. Введение  в экспериментальную психосемантику. М., 1983.

5.Зеньковский В.В.  «Слово  игумена»

6. http://www.portal-slovo.ru

7. Л.Б. Шнейдер Девиантное  поведение детей и подростков. М.2005.

8. Антонян Ю.М. Психология  преступника и расследования  преступлений. - М, 1996.

9. Ананьев Б.Г. О психологических  эффектах социализации// Человек  и общество. - Л., 1971.

10. Ананьев Б.Г. Строение  характера// Психология индивидуальных  различий. Тексты. - М., 1982.

11. Дыбина-Артамонова О.  В. Предметный мир как источник  познания социальной действительности. Самара, 1997.

12. Квинн В. Прикладная  психология. СПб. 2000.

13. Коффка К. Основы  психического развития. М., 2001

14. Крайг Г. Психология  развития. СПб.Питер, 2000.

15. Леонтьев А. Н. Проблемы  развития психики. М., 1981.

16. Митькин А. А. На  пути к системной психологии  развития 1997.

17. Мухина B.C. Возрастная психология. М,,1997.

20. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

21. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 2009.

22. Заиграева Н. В. Полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью: генезис и особенности. Иркутск, 2007.

23. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4.

24. Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. № 3.

25. Коробейников И. А., Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием // Дефектология. 2009. № 5.

26. Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах / Под ред. Б. И. Хасана. Красноярск, 2004.

27. Предпосылки и условия успешной социализации при трудностях развития / Под ред. Е. Л. Инденбаум. Иркутск, 2008.

28. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6.

29. Шепко Е. Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. Иркутск, 2000.

30. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб., 2002.

31. Щербакова А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология. 2001. № 3.

32. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=223

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изучение особенностей психосоциального развития подросткового возраста