Изучение особенностей психосоциального развития подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.
Объект исследования: подростковый возраст.
Предмет исследования: особенности психосоциального развития в подростковом возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.
1.1. Общая характеристика подросткового возраста……………………….6
1.2.Особенности психосоциального развития подростка………………….11
1.3. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте……………..13
Глава 2. Экспериментальные исследование по изучению особенностей психосоциального развития подросткового возраста.
2.1. Организация и методы исследования……………………………………23
2.2. Этапы и результаты исследования……………………………………….23
3.0. Рекомендации…………………………………………………………….28
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по возрастной психологии.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

Федеральное агентство образования  РФ

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Бугульминский филиал

 

Психологический факультет

По дисциплине: Возрастная психология

На тему: «Изучение особенностей психосоциального развития

подросткового возраста»

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

                                                                                     

 Выполнил: Александрова Л.А.

2 курс заочное СП отделение

  психологический факультет

                           901 у  группа

Проверил: Аглиуллина Л. Р.

 

 

 

 

Бугульма 2011

«Изучение особенностей психосоциального развития подросткового возраста»

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теория изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.

1.1. Общая характеристика  подросткового возраста……………………….6

1.2.Особенности психосоциального  развития подростка………………….11

1.3. Социальная ситуация  развития в подростковом возрасте……………..13

Глава 2. Экспериментальные исследование по изучению особенностей психосоциального развития подросткового возраста.

2.1. Организация и методы исследования……………………………………23

2.2. Этапы и результаты исследования……………………………………….23

3.0. Рекомендации…………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть особенности  процесса социализации ребенка данного возраста, так как именно по социальной конфликтности отроческий период называют «периодом бури и натиска» (С. Холл). Трудности социализации современного подростка отечественные авторы (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинская) связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться, когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а, напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники. Ученые доказали, что подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой.

Основное содержание подросткового  периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:

•        Сменяется  ситуация развития: у подростка возникает  устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

•        Меняется ведущий вид деятельности: учебная  деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;

•        Появляются физиологические и психологические  новообразования, обеспечивающие процесс  взросления:

-  физиологическая: проявляются  первичные и вторичные половые  признаки, благодаря увеличению  выделения в кровь гормонов, соответствующих  полу (мужских / женских);

– психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной, построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру.

Исследованиям подросткового  возраста посвящено немало книг, отдельным  направлением в психологии и педагогике обозначена работа с т.н. «трудными» подростками. Подросток, не подчиняющийся никаким правилам и требованиям, привносит в своё окружение огромное количество проблем. Несомненно, этот возраст является первым возрастом проверки всего предшествующего процесса воспитания, он беспощадно вскрывает все ошибки и промахи, совершённые родителями и воспитателями до этого. И каждый раз в подобной ситуации нет готовых рецептов «что и как делать». Помочь может живое, заинтересованное общение с самим подростком и жизненный опыт тех, кто сталкивался с подобными проблемами.

В целом проблема подростка  является предметом многих исследований. Её изучением занимались ряд отечественных  и зарубежных ученых : А.И.Захаров, М. Раттер, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, В.Г.Степанов, М.И. Рожкова, О.В. Кардашина; проблему психопрофилактики девиантных форм поведения у подростков изучали В.П.Кащенко, Л.М. Зюбин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Учитывая актуальность данной проблемы, нами избрана следующая  тема курсовой работы:

«Изучение особенностей психосоциального развития  подросткового  возраста»

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального.

Неоднозначность взглядов на протекание подросткового возраста и его важность для дальнейшего развития личности обусловили необходимость изучения особенностей психосоциального развития подростков.

Целью данной работы является исследование изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.

Объект исследования: подростковый возраст.

Предмет исследования: особенности  психосоциального развития в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Теоретическое изучения данной проблемы;

2. Экспериментальное   исследования особенностей развития подросткового возраста;

3. Рассмотреть основные  направления развития личности  подростков;

4. Определить специфику  межличностных отношений в подростковом  возрасте.

Методы исследования: в качестве методического инструментария были использованы  наблюдение, беседа, психологический тест Спилбергера, адаптированный Ханиным, по самооценке уровня личностной и реактивной тревожности, личностная шкала проявлений тревоги Тейлора, адаптированная Немчиным Т.А. и шкала самооценки Дембо-Рубинштейн. Методики подбирались в соответствии с задачами этапов исследования и исходя из их пригодности и эффективности для достижения поставленной цели;

Гипотеза: уровень психосоциального развития подростков зависит от уровня тревожности и самооценки подростков.

База исследования: школа  им. В.П. Чкалова. 8б класс.

 

Глава1  Теория изучения особенностей психосоциального развития подросткового возраста.

1.1. Общая характеристика  подросткового возраста

 

Важнейшей особенностью подросткового  возраста является принадлежность подростка  и к миру детей, и к миру взрослых. Чрезвычайно отчётливо все трудности  и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной  перспективы, т.е. попытки соотнести  желаемое и субъективно оцениваемое возможное.

С 11 до 13 лет происходит процесс  полового созревания, который фактически держит подростков заложниками. Гормональный взрыв подчиняет себе всё существо младшего подростка. В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне, чаще всего младшие подростки проявляют крайнюю интроверсию, т.к. им кажется, что окружающие их совершенно не понимают и обращение к ним всё равно бессмысленно. Если этот процесс проходит тяжело, то подросток может не только неадекватно реагировать на типовые ситуации, но и чреват серьёзными внутри личностными конфликтами и может осложняться тем, что подросток замыкается в себе, не впуская в свой встревоженный внутренний мир никого. Младшие подростки раздражительны, настроение их часто меняется на взгляд стороннего наблюдателя совершенно без причины, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии человека, с которым подросток общается в данный момент. Зачастую подростки негативно воспринимают желание взрослых помочь, но не потому, что не доверяют близким, а потому что их мир встал с ног на голову, ещё недавно близкие люди кажутся чужими, желание приободрить - насмешкой, вопросы - допросами, желанием что-то вызнать, а потом использовать против них. Всегда нужно помнить, что это не сознательный негативизм, а тяжелейший психологический кризис, который переживает каждый человек. Это тот период, когда подростку необходимо доказать всем и себе самому, что он в этом мире что-то значит. Это тот период, когда взрослым нужно быть наиболее чуткими.

К четырнадцати годам практически  завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в окружающий мир, т.е. интроверсия, свойственная тринадцатилетним, сменяется экстраверсией. Психологи отмечают, что в этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растёт интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к юношеству, или как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия чёткой перспективы и всякой ясности в жизни.

В этот период чрезвычайно важным становятся внешний вид и мнение окружающих о нём. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте», на самом деле таковыми не являющиеся, т.к. они всегда сопряжены с обидными замечаниями по поводу внешнего вида, речи, и пр. вещей, которые на первый взгляд окружающим людям кажутся несущественными.

Кроме того, возрасту 14-15 лет  обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр. Подростки 14-15 лет всем своим существом и каждую минуту борются за право на собственную позицию, убеждения, привязанности (причём зачастую лишь для того, чтобы окружающие знали, что у них другая точка зрения).

В этом возрасте складываются особенные отношения со сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой, авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия, подросток постоянно рискует в своём максималистском отношении к друзьям, но без риска данный период жизни невозможен. В этом возрасте стремление к полной, казалось бы, независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием самоконтроля и самоограничения. В этот период человек начинает строить планы будущего, выстраивать перспективы. Конечно же, всю содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни. В то же самое время построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлением о привлекательности, с одной стороны, и доступности, с другой, тех или иных ценностей. В данный подростковый период сильно стремление отыскать свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль поведения. При этом зачастую подросток, не применяя к себе свой идеал, требует от других, чтобы они этому идеалу соответствовали, если же этого не происходит, подросток воспринимает нежелание или неумение других людей соответствовать его представлению об идеале как непонимание и отрицательное к нему отношение.

Ведущим мотивом поведения  в этом возрасте выступает желание  утвердиться в обществе, в котором вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой статус в социальной группе, который будет соответствовать его, как правило, завышенной самооценке. Необходимо отметить в связи с этим, что в этом возрасте практически невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка подростка либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого возраста трудностями, либо заниженная, вызванная какими-либо негативными отклонениями в жизни подростка, как то неблагополучная семья, психотравма и пр. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своей деятельности и своих решений. Источник конфликтов с родителями, которые неизбежны в этот период, заключается как раз в этом: подросток акцентирует внимание на ближайших перспективах, родители – на отдалённых.

К шестнадцати годам обычно равновесие более или менее возвращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, более или менее  восстанавливается эмоциональная  уравновешенность. Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, устремлённость в будущее, уменьшается количество нервных срывов, более гладко проходят адаптивные процессы. Главная особенность юношеского (или позитивного подросткового) возраста – это осознание собственной индивидуальности и неповторимости. Как следствие подобного осознания может возникнуть острое чувство одиночества, внутренняя напряжённость. Кроме того, шаткое равновесие внутреннего мира нарушается необходимостью самоопределения в жизни. Сделать этот шаг чрезвычайно трудно, поскольку он сопряжён с отказом от других возможностей.

Таким образом, подросток 14-17 лет ведёт очень насыщенную внутреннюю жизнь и главной помощью взрослых в данный период является умение своевременно задавать те или иные вопросы, которые помогут подростку прийти к правильному решению и преодолеть многие проблемы.

Нарушение поведения как  одно из проявлений психологической  защиты у подростков.

Для подростков наиболее значимыми  являются 7 базовых потребностей:

1.           Потребность быть отличным от  других;

2.           Потребность в самоизлучении и самоопределении;

3.           Потребность иметь значимую деятельность  в школе и за ее пределами;

4.           Потребность в положительном  взаимодействии со сверстниками  и взрослыми;

5.           Потребность в физической активности;

Информация о работе Изучение особенностей психосоциального развития подросткового возраста