Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Объект исследования - младшие школьники. Предмет исследования - личностные особенности младших школьников. Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие о личности;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
3. Выявить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;
4. Изучить младшего школьника как новую личность;
5. Исследовать особенности формирования личности у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей поведения и направленности поведения и направленности личности младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……...5
1.2. Личностное развитие в младшем школьном возрасте………………….20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования поведения и направленности личности в младшем школьном возрасте…………………...26
2.1. Программа исследования. Методы и методика исследования….………..26
2.2. Результаты экспериментального исследования…………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Самооценка учеников 2-го класса
№
п/п |
Фамилия, 3-в класс | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка |
1. | Беженарь А. | 2 | 3 | Завышенная |
2. | Бутук Т. | 3 | 3 | Адекватная |
3. | Даренских С. | 3 | 4 | Завышенная |
4. | Завязкин Ж. | 3 | 3 | Адекватная |
5. | Минапов И. | 4 | 4 | Адекватная |
6. | Михальская Л. | 3 | 3 | Адекватная |
7. | Михальская Я. | 4 | 3 | Заниженная |
8. | Майер В. | 3 | 3 | Адекватная |
9. | Машталер В. | 5 | 4 | Заниженная |
10. | Островская К. | 4 | 3 | Заниженная |
11. | Печерский В. | 5 | 4 | Заниженная |
12. | Родованов Д. | 3 | 3 | Адекватная |
13. | Светличный Э. | 3 | 3 | Адекватная |
14. | Тишков А. | 3 | 4 | Завышенная |
15. | Крыско Ж. | 4 | 4 | Адекватная |
Самооценка учеников 3-го класса
№
п/п |
Фамилия, 4-б класс | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка |
1. | Водомирский И. | 4 | 4 | Адекватная |
2. | Вуйков Н. | 4 | 4 | Адекватная |
3. | Голубева Т. | 5 | 5 | Адекватная |
4. | Дорошенко Д. | 5 | 5 | Адекватная |
5. | Кондарар Н. | 4 | 3 | Заниженная |
6. | Каракаш В. | 5 | 4 | Заниженная |
7. | Ларчук А. | 4 | 5 | Завышенная |
8. | Лупан А. | 4 | 4 | Адекватная |
9. | Маковей Е. | 5 | 4 | Заниженная |
10. | Мельник А. | 5 | 4 | Заниженная |
11. | Нечипорук Д. | 4 | 4 | Адекватная |
12. | Портас О. | 4 | 3 | Заниженная |
13. | Руснак Л. | 3 | 3 | Адекватная |
14. | Шадурская Е. | 4 | 3 | Заниженная |
15. | Чеботарь И. | 4 | 3 | Заниженная |
Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку.
Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку.
Таким образом мы видим, что большинство учеников первого класса имеют завышенную самооценку.
Исследуя самооценки у детей второго класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.
Анализируя результаты полученные при исследовании учеников третьего класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% -заниженную.
Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.
Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.
Сравнивая успешность обучения детей второго класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно, она выступает в качестве компенсаторного механизма).
Анализируя результаты исследования детей третьего класса, мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.
Когда мы задавали вопрос детям первого класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.
Когда детям второго и третьего классов задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.
Большинство детей первого класса радовала отметка пять, некоторых четыре, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда четверок.
Большинство же детей второго и третьего класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.
На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников первого класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. Во втором классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да», а в третьем 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».
Заключение
«Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка» - А.С. Макаренко
Дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.
Они
по-разному (быстро или медленно) включаются
в работу, по-разному воспринимают
и осознают то, сто учитель объясняет
на уроке, у них свой, индивидуальный
стиль познавательной и мыслительной
деятельности, свои особенности внимания,
восприятия, памяти, воображения. Они
отличаются по умственному развитию
и способностям, по характеру, по склонностям,
по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей,
идеалам, по мотивам учения, по свойствам
темперамента. У них разное отношение
к достижениям и неудачам, к
школе и отдельным предметам,
к товарищам и учителям, у них
различное положение в
Данная работа состоит из введения, двух глав, в первой главе рассмотрены теоретические вопросы, во второй проведено исследование, заключения и списка используемой литературы.
По
итогам исследования даны выводы.
Список
используемой литературы
. –– СПб.: Питер, 2005. - 303с.
. –– Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.
// Ежегодник
Российского психологического