Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Объект исследования - младшие школьники. Предмет исследования - личностные особенности младших школьников. Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие о личности;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
3. Выявить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;
4. Изучить младшего школьника как новую личность;
5. Исследовать особенности формирования личности у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей поведения и направленности поведения и направленности личности младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……...5
1.2. Личностное развитие в младшем школьном возрасте………………….20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования поведения и направленности личности в младшем школьном возрасте…………………...26
2.1. Программа исследования. Методы и методика исследования….………..26
2.2. Результаты экспериментального исследования…………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список используемой литературы……………………………………………...37
В работах того же автора показана противоположная позиции В.В. Давыдова точка зрения на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Если В.В. Давыдов считает, что учебная деятельность никак не выводится из психологических достижений и деятельности дошкольного периода, а привносится в жизнь ребенка извне взрослым человеком, то Г.Г. Кравцов понимает возникновение учебной деятельности как процесс закономерного и органичного появления ее из предпосылок, складывающихся внутри дошкольного периода детства. Исходя из этой идеи, он сформулировал следующие теоретические положения:
–
ответственная за весь ход психического
развития в дошкольном возрасте игровая
деятельность имеет генетическую преемственность
с ведущей деятельностью
– из самого факта этой связи следует, что психологическая готовность детей к обучению в школе прямо и непосредственно обусловлена надлежащим уровнем развития игровой деятельности;
– игровая деятельность, утратившая статус ведущей, не исчезает и не умаляется, но, напротив, обретает свое закономерное место в жизни детей школьного возраста;
– в дошкольном возрасте складывается то центральное качество или та способность личности, которая делает возможным беспрепятственное обучение в школе.
«Мостик», который связывает игру и учебную деятельность, – это игра с правилами, высший вид детской игры. Еще Л.С. Выготский в свое время писал, что логика развития детской игры заключается в движении от игр с явной ролью и скрытыми правилами к играм со скрытой ролью и явными правилами. Дети, умеющие играть в ту или иную игру, договариваются со сверстником, как они будут играть на этот раз. В этой фазе деятельность детей по своей сути является точной моделью и прообразом учебной деятельности, которую они будут осуществлять в школе. Учебная деятельность по своей внутренней психологической сути есть коллективно распределенная деятельность, это коллективное теоретизирование. Именно данная особенность учебной деятельности выступает социальной ситуацией развития ребенка.
Коллекционирование как новый вид деятельности
В младшем школьном возрасте появляется особый, только этому возрасту присущий вид деятельности, который отсутствовал на предыдущем возрастном этапе, – деятельность коллекционирования. Ее появление ученые (Бережковская, 2000) связывают с развитием предпосылок научных понятий в младшем школьном возрасте.
Коллекционирование – специфически новая культурная детская деятельность, смысл которой состоит в упорядочивании мира, приведении его в иерархизированную систему и создании психологических условий для развития научных понятий и достижения личностного уровня рефлексии в подростковом возрасте.
Для
дошкольника коллекция – это
«куча», в которой выделяются особо
ценные предметы. Собирательство не структурировано
и происходит по принципу «чем больше,
тем лучше». Эмоциональная привязанность
к тому или иному экземпляру детерминируется
только субъективными факторами
– историей приобретения, личностью
подарившего его. При помощи взрослого
ребенок может
В младшем школьном возрасте ребенок способен сам задать системность своей коллекции. Это происходит за счет того, что он приобретает умение занимать надситуативную позицию по отношению к своей коллекции и вступать в предметное общение с другими людьми по ее поводу. Настоящая коллекция школьника имеет своим пределом некую идеальную, полностью составленную, безукоризненно систематизированную коллекцию.
Таким
образом, мы видим, что первый признак
любого научного понятия – системность,
иерархичность – прямо
Рефлексия
как центральное
Центральным
возрастным психологическим
Примером первого подхода могут служить исследования Б.Д. Эльконина, который определяет рефлексию как механизм перехода от непосредственных форм поведения к опосредствованным и исследует функции знака, выступающего согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского средством организации человеком своего поведения. Рефлексивное действие по Б.Д. Эльконину – это действие опосредствования, которое проходит в два этапа: 1) обнаружения и 2) удержания значения.
Ю.Н. Карандышев определяет рефлексию как принцип мышления, «пронизывающий» психические явления, и считает проективные представления старших дошкольников начальным этапом в развитии познавательной рефлексии. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова рефлексия рассматривается как один из компонентов теоретического мышления, которое получает свое развитие в учебной деятельности (наряду с анализом и планированием). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. По мнению данного автора, главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться – это умение выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей.
Рефлексия проявляется в трех сферах: деятельности и мышлении; коммуникации и кооперации; самосознании. Проблема трансформации интеллектуальной рефлексии в личностную характеристику, использования приобретенной рефлексивной способности не только при рассмотрении оснований собственных учебных действий в условиях урока, но и в других, важных для ребенка контекстах жизни не нашла своего решения в теории учебной деятельности. Таким образом, содержание рефлексии разными авторами понимается по-разному: как правило, они пытаются определить рефлексию через другие общепринятые в психологии термины: самосознание, опосредствование, децентрацию, осознание и др.
Примером второго подхода к изучению рефлексии могут выступить исследования Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, Е.Л. Бережковской, Е.Л. Горловой, где она рассматривается в плоскости онтогенеза общения. Предпосылки учебной деятельности, по мнению этих ученых, складываются на основе прохождения ребенком доситуативной, ситуативной и надситуативной стадий в развитии общения в дошкольном детстве. Эти стадии позволяют ребенку овладеть собственным общением и приобрести рефлексивную позицию в нем, т.е. использовать в построении своего общения разные внутренние позиции. Таким образом, рефлексия имеет своим источником развитие общения ребенка, овладение им различными общенческими позициями.
В
экспериментальном исследовании Е.Л.
Горловой было выявлено, что психологическими
предпосылками рефлексии
Относительно
рефлексии Е.Л. Горлова предполагает,
что это новообразование
Опроизволивание психических функций
В целом младший школьный возраст называют возрастом глобального опроизволивания всех психических функций.
Опроизволивание ярко проявляется в развитии памяти – центральной психической функции сознания ребенка младшего школьного возраста. Это новая позиция отечественных возрастных психологов, основанная на более тщательном экспериментальном исследовании возрастного развития. Л.С. Выготский помещал память в центр сознания дошкольника. Однако исследования А.В. Запорожца заставили в этом усомниться. Поэтому сегодня в качестве центральной за дошкольным возрастом «закреплена» такая психическая функция, как эмоции, а за младшим школьным возрастом – память. Знаменитый «параллелограмм памяти» наглядно демонстрирует, что только в младшем школьном возрасте намеренное использование средств запоминания позволяет ребенку увеличить объем запоминаемого, в сравнении с дошкольным возрастом, где объем произвольного и непроизвольного запоминания примерно одинаков.
Духовное развитие в учебной деятельности
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребёнок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Важным показателем процесса обучения является изменение духовного опыта человека. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». В книге «Православная педагогика» прот. Евгений Шестун определяет обучение как частный случай покаяния. В таком отношении к учёбе для верующего ребёнка не будет поля для развития тщеславия и самодовольства, каких бы успехов он ни добился. Постижение знаний, как тайны Божьего Творения сопряжено с благоговением и обязательно в позитивном плане отразится на духовной жизни ученика. И совсем иначе протекает учебный процесс в ситуации, подогреваемой развитием самовыражения и самоутверждения школьника. В этом случае могут быть хорошие знания предметов, но такая мотивация к учёбе пагубно сказывается на духовном развитии растущего человека. «Очень трудно иметь в научной среде дело с бывшими вундеркиндами, которые затем оказались бесплодными научными сотрудниками» - написал профессор и протоиерей Глеб Каледа. По его мнению настоящая учёба подобна молитве и не имеет ничего общего с удовлетворением собственного тщеславия. «Бродя по лесу, сплавляясь в лодке сквозь тайгу, находясь на ослепительных горных вершинах хочется петь «Хвалите имя Господне». Красота бытия во всех её проявлениях – от Космоса при созерцании ночного неба до мельчайших существ при рассмотрении раковинок радиолярий и диатомей в оптическом или электронном микроскопах – встаёт перед нами при изучении природы».
Признание
учебной деятельности ведущей в
младшем школьном возрасте основывается
на том, что дети в этом возрасте
являются активными исследователями
всего нового. Поэтому и лучшей
наградой за учение призваны быть новые
знания, которые приобрёл ученик. Специалисты
отмечают, что внешние подкрепления,
например, похвала и одобрение, оказываются
не лучшей мотивацией учения. Учебный
процесс, имеющий характер путешествия
по неизведанной стране, где на каждом
шагу поджидают удивительные открытия,
позволит выработать у ребёнка устойчивую
мотивацию к учёбе. К тому же взаимоотношения
с взрослыми не будут опосредоваться
школьными оценками. Иногда происходит
так, что родители выстраивают свои
отношения с детьми, исходя из их
школьных успехов или неуспехов.
«Меня мама не любит, у меня пятёрок
мало». В рисунках первоклассников
часто можно встретить «
Говоря
об учебной деятельности в этом возрасте,
необходимо отметить важнейшие направления
в преодолении трудностей, которые
встречаются у ребёнка в
Вторым
важным моментом в трудностях школьной
учебы становится ориентация на ошибки.
Вся деятельность ребёнка оценивается
взрослыми в контексте