Изучение особенностей поведения и направленности личности младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Объект исследования - младшие школьники. Предмет исследования - личностные особенности младших школьников. Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие о личности;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
3. Выявить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;
4. Изучить младшего школьника как новую личность;
5. Исследовать особенности формирования личности у младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей поведения и направленности поведения и направленности личности младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……...5
1.2. Личностное развитие в младшем школьном возрасте………………….20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования поведения и направленности личности в младшем школьном возрасте…………………...26
2.1. Программа исследования. Методы и методика исследования….………..26
2.2. Результаты экспериментального исследования…………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 76.54 Кб (Скачать)

     Третьим моментом, обуславливающим трудности  школьного обучения, является обесценивание взрослым детских достижений. Если взрослые объясняют причины школьных успехов везением, случайностью, лояльностью педагога и т.п., ребёнок утрачивает стимул к проявлению активности. Одобрение и поддержка взрослого даже при самом незначительном успехе помогает преодолевать школьные невзгоды.

     Четвёртым моментом специалисты называют сокращённую  жизненную перспективу у ребёнка. «Она проявляется в том, что у  ребёнка возникают ситуативные  интересы, он легко поддаётся влиянию  других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые от других. Такие дети мало инициативны, не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всём ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Развитие самостоятельности таких детей – дело довольно трудоёмкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребёнку».

     Общение со сверстниками и субкультура

     Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно  усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала  позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются  во взаимодействии ребёнка со сверстниками, чем с учителем. В отношениях с  взрослым для ребёнка неизбежно  разделение функций – взрослый даёт задание, контролирует и оценивает  ребёнка. Возникает парадокс – ребёнок  до конца не может освоить действия, поскольку некоторые компоненты этого действия так и остаются за взрослым. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интерпретировать знания (делать их своими). В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия. Ж.Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребёнку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребёнка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм».

     Продолжается  и опроизволивание эмоций, что находит свое отражение в появлении такого феномена, как «интеллектуализация аффекта», когда ребенок становится способным встать во внеситуативную позицию по отношению к эмоционально заряженным ситуациям и найти способ выхода из них. Ярким примером этого является детское сочинительство, новый культурный вид деятельности для данного возраста, где ребенок в специфической обстановке (в коллективе детей) придумывает сюжет по определенным правилам. Чаще всего украдкой от взрослых дети совместно придумывают и рассказывают друг другу страшные истории. Как считает М.В. Осорина (1999), дети таким образом в символической форме прорабатывают страхи. Совместное «бояние», вызванное произвольно, намеренно, выступает средством контроля своего эмоционального состояния. С той же целью дети совместно предаются и магической практике. Все способы овладения своими эмоциональными состояниями, страхами перед неизвестным способствуют переводу «страшных мест» в разряд «страшно интересных», о которых хочется больше узнать. В дальнейшем благодаря такой практике и по мере овладения научными понятиями происходит перестройка конкретно-образной картины мира ребенка в научную картину.

     В этом возрасте ребенок открывает  в себе собеседника, его сознание становится диалогичным, появляется внутренняя речь, что способствует возникновению  потребности в уединении, нахождении укромных мест. Ребенок познает изнанку  взрослого мира через посещение  чердаков, подвалов, помоек. Здесь он попадает в ситуацию отсутствия структурированности, вещей без хозяев, что увеличивает  степень свободы его поведения  и действий. Происходит освоение новых  территорий, новых путей и пространства.

     Физическое  развитие

     В младший школьный возраст ребёнок, как правило, входит с выпавшими  передними зубами. А к середине возраста появляются первые постоянные зубы, которые иногда кажутся слишком  большими для детского рта, до тех  пор, пока кости лицевой части  черепа не приобретут соответствующие  размеры. «Беззубая улыбка 6-летнего  ребёнка и «бобровые клыки» 8-летнего» наглядно показывают, как за столь  непродолжительный период меняется костная система растущего ребёнка. В этом возрасте происходит удлинение костей в продольном и поперечном размерах. Иногда быстрый рост сопровождается ноющими болями, онемением конечностей, которые особенно часты по ночам. Специалисты отмечают, что это всего лишь нормальная реакция тела на рост. Вместе с тем стоит помнить, что скелет и связки ребёнка ещё не созрели, поэтому большие нагрузки на тренировках чреваты опасными травмами.

     Продолжается  развитие двигательных навыков –  силы, быстроты, координации и контроля за своим движением, как в грубой, так и в тонкой моторике. Дети, и мальчики, и девочки совершенствуются, например, в прыжках и бросках, умении долго стоять на одной ножке, ездить «без рук» на велосипеде, а также  в умении писать разными почерками, плести бисером. Порой демонстрация владения собственным телом настолько  увлекает, что ребёнок забывается – многие взрослые могут вспомнить  из собственного детства конкурсы «на  самый дальний плевок» или  «кто кого поборет?». Совершенное владение своим телом даёт ребёнку ощущение психического комфорта и способствует признанию со стороны сверстников. Неуклюжие, с плохой координацией движений дети в этом возрасте часто страдают.

     Развитие  личности ребёнка в этом возрасте почти полностью определяется позицией взрослого человека – он определяет содержание обучения, круг общения, сферу  увлечений ребёнка. Тип мышления, оценки и отношения взрослого  становятся эталонами для ребёнка. «Но в младшем школьном возрасте происходит и важное изменение в  жизни ребёнка: он овладевает навыками ориентировки в своём внутреннем мире». Это умение подготавливает переход к подростковому периоду. 

1.2. Личностное развитие в младшем школьном возрасте 

     Младший школьный возраст не всегда являлся  особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы  и развивались в существенно  других условиях жизни. Вспомним некрасовского  «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками.

     Включение в учебную деятельность связано  с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его  жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются  более строгие требования. В школе  главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с  воспитателем детского сада. Первое время  учитель для ребенка - чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения  с другими учениками тоже вначале  не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок  привык общаться. Не все дети легко  проходят период адаптации к школьной жизни.

     В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок  начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и  сверстников. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. - с. 286.

     Основные  новообразования школьника:

     1. личностная рефлексия;

     2. интеллектуальная рефлексия.

     Личностная  рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться  стремление на все иметь свою точку  зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.

     Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. В  школьные годы способность хранить  и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

     Умственное  развитие. 7 - 11 лет - третий период умственного  развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка  ограничено проблемами, касающимися  конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно  мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат.

     Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

     Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти  всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют  себя среди сверстников комфортно  и, как правило, способны к сотрудничеству.

Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства  сотрудничества и соперничества, приобретают  личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и  особые ритуалы.

Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок  пошел в школу, его эмоциональное  развитие больше, чем раньше, зависит  от того опыта, который он приобретает  вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки  которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых  лет сменяются другими, более  осознанными: уроки, уколы, природные  явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного  возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в  таких случаях важно как можно  быстрее выяснить причину. Это может  быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или  сверстниками. В таких случаях  помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр  психологии НГУ, 1995.

     Выделяя характерные особенности детей  данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти  двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга  не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них  обладает более устойчивыми индивидуальными  особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы  при всем старании преподавателя. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип  памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче  воспринимать материал с помощью  зрения, другим - на слух; одним требуется  конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными  особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них  различного рода трудностей, осложняет  путь достижения поставленных целей [33].

     Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много  детских качеств -- легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. - с. 120.

Известный детский педиатр Бенджамин Спок пишет: «После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере при других людях. Ребенок холодно относится к другим людям, кроме тех, кого он считает «замечательными людьми». Он не хочет, чтобы его любили как собственность или как «очаровательное дитя». Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи которым он доверяет. То, чему учили его родители не забыто, более того, их принципы добра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Но он сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным».

     Однако  нужно учитывать, что возросшая  физическая выносливость, повышение  работоспособности носят относительный  характер, и в целом для детей  остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Информация о работе Изучение особенностей поведения и направленности личности младшего школьного возраста