Изучение особенностей поведения и направленности личности младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Объект исследования - младшие школьники. Предмет исследования - личностные особенности младших школьников. Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие о личности;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
3. Выявить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;
4. Изучить младшего школьника как новую личность;
5. Исследовать особенности формирования личности у младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей поведения и направленности поведения и направленности личности младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……...5
1.2. Личностное развитие в младшем школьном возрасте………………….20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования поведения и направленности личности в младшем школьном возрасте…………………...26
2.1. Программа исследования. Методы и методика исследования….………..26
2.2. Результаты экспериментального исследования…………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 76.54 Кб (Скачать)

     Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад  в моральный мир ребенка несет  с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы.

     Младший школьный возраст - очень благоприятное  время для усвоения многих моральных  норм. Дети очень хотят выполнять  эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных  нравственных качеств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования поведения и направленности личности в младшем школьном возрасте

2.1. Программа  исследования. Методы и методика  исследования 

      Для того, чтобы провести наше экспериментальное исследование, мы выявили главную цель исследования: изучение формирования поведения и направленности личности в младшем школьном возрасте.

      Объектом  исследования явились дети 1, 2, 3, 4 классов.

          Предметом исследования явилось поведение и личность ребенка.

          Задачи исследования:

     1. Выбор методов исследования.

     2. Изучение детей.

     3. Анализ полученных результатов.

     Эксперимент проводился в городе Рязань, в средней школе №7.

     Для проведения эксперимента были выбраны 2, 3, 4 классы. В эксперименте участвовало 45 человек.

     Как только ребенок переступает порог  школы, его жизнь принципиально меняется - появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности - учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливается к новой обстановке? Удается ли ему успешно осваивать новые знания, развивать свои способности и строить отношения с учителем и детьми? Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности. Поэтому, начиная с середины первого полугодия, полезно проверить, как изменились, помимо общих школьных умений, внимание, память, мышление ребенка, а кроме того, проанализировать некоторые личностные характеристики, наиболее важные для формирования адаптивного поведения в школе. 

     1 метод.

     Наиболее  информативный результат дает анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника.

     Материал: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:

     умный сильный здоровый

     сильный веселый хорошо учится

     аккуратный  здоровый веселый

     хорошо  учится умный аккуратный

     красивый  аккуратный сильный

     здоровый  хорошо учится красивый

     веселый красивый умный

     Порядок проведения. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок  и под ней первую карту с  определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик - умный, этот - сильный, этот - здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла».

     2 метод.

     Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)

     Материал: 12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур, отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка - найти фигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выбора фигуры и количество ошибочных ответов.

     Инструкция  «Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста, на этом рисунке точно  такую же картинку, как та, что  вверху (внизу), и покажи ее мне. Давай  сначала попробуем, потренируемся. (Далее проводится тренировка на картинках  для примеров.) Теперь пойдем дальше. Задачи будут совсем не такие простые. Найди как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху (внизу), и покажи мне ее сразу же». (Примеры рисунков представлены в приложении 1.) При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите: «Нет, это не совсем похожая картинка, есть более похожая».

     Обработка результатов. Для подсчета результатов  следует воспользоваться таблицей «правильных ответов».

     3 метод.

     Самооценка  – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.

     Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Умение правильно себя оценивать – важный показатель формирования личности ребенка.

          «Три оценки». 

     Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

     Ученикам  предлагается выполнить любое учебное  задание в письменной форме.

     Психолог  вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

     1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

     2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5».

     Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

     3. Какие оценки тебя радуют, какие  огорчают?

     Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

     - совпадение или несовпадение  самооценки с адекватной оценкой  учителя;

     - характер аргументации самооценки:

     а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

     б) любая другая аргументация.

     - устойчивость или неустойчивость  самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. 

2.2. Результаты  экспериментального исследования 

     По  первому методу.

1. Бланк ответов:

  2 1 0 2 1 0 ц.о. со.
Аккуратный (-ая) XX   X X   XX 4(2) 2
Веселый (-ая)   XX X   XXX   2(2) 3
Здоровый (-ая) X X X   X XX 3 1
Красивый (-ая)   XX X   XXX   2(3) 3
Сильный (-ая)   XX X   XX X 2(1) 2
Умный (-ая) XX   X     XXX 4(1) 0
Хорошо  учится XX   X X XX   4(3) 4
 

     Характеристики  «аккуратный», «умный», «хорошо учится»  получили по 4 балла. При их дополнительном сравнении первое место получил «умный» (в скобках - 1), потом «аккуратный» (в скобках - 2) и «хорошо учится» (в скобках - 3). Дальше из графы «ценностные ориентации» выбираются три характеристики: две с наибольшим количеством баллов, одна - с наименьшим, которые затем используются при измерении самооценки.

     По  второму методу.

     Обработка результатов. Для подсчета результатов следует воспользоваться таблицей «правильных ответов»:

 
Номер задания Правильный  ответ Номер задания Правильный  ответ  
1

2

3

4

5

6

1

2

3

3

5

4

7

8

9

10

11

12

5

1

4

4

2

1

 
 

     Ребенок, отвечавший дольше среднего нормативного времени и с меньшим количеством  ошибок, считается рефлексивным, ребенок  с более коротким временем ответа и большим количеством ошибок - импульсивным. Оставшиеся варианты: быстрые - аккуратные дети (точные) и медленные - неточные.

 
Возраст Тип Время ответа Количество  ошибок  
1-2-е классы Рефлексивный

Импульсивный

Точный

Медленный-неточный

?21

?10

< 10

> 21

< 7

?24

< 24

? 7

 
3-й  класс Рефлексивный

Импульсивный

Точный

Медленный-неточный

? 30

? 9

< 9

> 30

< 5

? 11

< 11

? 5

 
 

Самооценка  учеников 1-го класса

    

п/п

Фамилия, 2-в  класс Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка
1. Ахромцев С. 4 3 Заниженная
2. Белова Н. 4 5 Завышенная
3. Дубинянская А. 5 4 Заниженная
4. Желез А. 3 4 Завышенная
5. Коваленко А. 4 5 Завышенная
6. Коваленко Л. 4 5 Завышенная
7. Коваль Ю. 4 5 Завышенная
8. Маковей И. 4 5 Завышенная
9. Пейков Г. 4 5 Завышенная
10. Сары С. 4 5 Завышенная
11. Ханко Д. 4 5 Завышенная
12. Цуркан Э. 5 4 Заниженная
13. Чайникова И. 4 5 Завышенная
14. Рохвалов Р. 4 4 Адекватная
15. Ляхов Б. 4 4 Адекватная

Информация о работе Изучение особенностей поведения и направленности личности младшего школьного возраста