Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель работы: изучить мотивацию достижения и сравнить уровень мотивации девушек и юношей у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Задачи исследования:
Исследование состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе
Определение мотивации достижения у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Выявление гендерных различий мотивации достижения студентов женского и мужского пола.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ…………………………………………......5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации…………………………………………………………………….....5
1.2. Сущность мотивации достижения успеха и избегания неудач………..15
1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….…19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. ……………………………………………………………...23
2.1. Описание эксперимента…….…………………………………………...23
2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………...31
2.3. Сравнительная характеристика мотивации достижения у юношей и девушек Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………………………………………………………….….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35
24.
После неудачи я скорее
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.
29.
Я работаю продуктивнее над
заданием, когда мне конкретно
указывают, что и как
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа
31.
Когда нужно соревноваться, у
меня скорее возникает интерес
и азарт, чем тревога и
32.
Пожалуй я больше мечтаю о
своих планах на будущее, чем
пытаюсь их реально осуществить
Форма Б (женская)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3.
Меня больше привлекает дело,
которое не требует напряжения
и в успехе которого я уверена,
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться.
5.
Я предпочла бы работу, в которой
мои функции четко определены
и зарплата выше средней,
6.
Более сильные переживания у
меня вызываются страхом
7.
Научно-популярную литературу
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудач равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9.
Я скорее выучу
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11.
После успешного ответа на
экзамене я скорее с
12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную,, требующую размышлений.
13.
Я предпочитаю соревнования, где
я сильнее других, тем, где все
участники приблизительно
14.
После неудачи я становлюсь
еще более собранной и
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успеха.
16.
В новых неизвестных ситуациях
у меня скорее возникает
17.
Я скорее попытаюсь
18.
Я скорее займусь чем-то
19.
Я скорее затрачу все свое
время на осуществление одного
дела, чем постараюсь выполнить
быстро за это же время два-
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать поработать
21.
Если бы я жила с несколькими
девушками в одной комнате,
и мы решили устроить
22.
Если у меня что-то не выходит,
23.
Когда нужно соревноваться, у
меня скорее возникает интерес
и азарт, чем тревога и
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26.
Мне больше нравится выполнять
сложное незнакомое задание,
27.
Если бы я успешно решила
какую-то задачу, то с большим
удовольствием взялась бы
28.
Я работаю продуктивнее над
заданием, когда передо мной ставят
задачу лишь в общих чертах,
чем когда мне конкретно
29.
Если при выполнении важного
дела я допускаю ошибку, то
чаще я теряюсь и впадаю
в отчаяние, чем быстро беру
себя в руки и пытаюсь
30.
Пожалуй, я больше мечтаю о
своих планах на будущее, чем
пытаюсь их реально
Тестирование проводилось в Липецком Государственном Педагогическом университете в период с 20 по 30 мая. Это время было выбрано не случайно, так как именно в эти дни студенты активно готовятся к сдаче зачётов и экзаменов. В качестве испытуемых были выбраны студенты Факультета Информационных и Социальных Технологий: 30 девушек и 30 юношей в возрасте от 18 до 24 лет.
Испытуемым было предложено пройти тест описанный выше (мужчинам – форма А, женщинам – форма Б) и занести ответы в бланки.
Никаких замечаний в ходе исследования сделано не было, вопросов не возникло.
2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ
Приводим полученные данные по первому этапу практического исследования (Таблица 1):
Таблица 1
Первичные показатели мотивации достижения
студентов Факультета
Информационных и Социальных Технологий
ЛГПУ
№ п/п | пол | Сумма баллов |
1 | муж | 128 |
2 | муж | 125 |
3 | муж | 65 |
4 | муж | 112 |
5 | муж | 131 |
6 | муж | 130 |
7 | муж | 113 |
8 | муж | 83 |
9 | муж | 97 |
10 | муж | 120 |
11 | муж | 119 |
12 | муж | 104 |
13 | муж | 90 |
14 | муж | 103 |
15 | муж | 110 |
16 | муж | 118 |
17 | муж | 100 |
18 | муж | 109 |
19 | муж | 106 |
20 | муж | 112 |
21 | муж | 122 |
22 | муж | 89 |
23 | муж | 112 |
24 | муж | 127 |
25 | муж | 107 |
26 | муж | 139 |
27 | муж | 116 |
28 | муж | 135 |
29 | муж | 126 |
30 | муж | 184 |
31 | жен | 150 |
32 | жен | 130 |
33 | жен | 125 |
34 | жен | 108 |
35 | жен | 180 |
35 | жен | 203 |
36 | жен | 153 |
37 | жен | 116 |
38 | жен | 118 |
39 | жен | 118 |
40 | жен | 128 |
41 | жен | 140 |
42 | жен | 183 |
43 | жен | 127 |
44 | жен | 156 |
45 | жен | 144 |
46 | жен | 114 |
47 | жен | 135 |
48 | жен | 146 |
49 | жен | 123 |
50 | жен | 147 |
51 | жен | 126 |
52 | жен | 139 |
53 | жен | 134 |
54 | жен | 135 |
55 | жен | 122 |
56 | жен | 133 |
57 | жен | 150 |
58 | жен | 143 |
59 | жен | 139 |
60 | жен | 167 |
Для выведения результатов приводим общие показатели мотивации достижения ( Таблица 2).
Таблица 2
Общие показатели мотивации достижения
№ п/п | пол | Общий показатель |
1 | М | 114,4 |
2 | Ж | 144, 4 |
3 | М+Ж | 129, 4 |
Если
сравнить общие результаты исследования,
с учётом или без гендерных различий, с
показателями в интерпретации тест-опросника
измерения мотивации достижения, то мы
увидим, что все средние показатели находятся
в промежутке от 76 до 164 баллов, показывающем
неопределённость доминирования какого-либо
вида мотивации. Таким образом, наша
гипотеза о том, что студенты в большинстве
своём ориентированы на успех опровергается.
2.4. Сравнительная
характеристика мотивации
При сравнении средних показателей мотивации у девушек и юношей было замечено, что у девушек мотивация развита лучше, чем у юношей (Рис.1). Гипотеза полностью доказана.
Рис.1. Средние показатели
девушек и юношей
В психологии слово «мотивация» выступает в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых в том, что живое существо определяет свое поведение, исходя из его личных предвкушаемых последствий, и руководит им в аспекте его направления и затрат энергии. Мотивация – это совокупность мотивов. Мотив – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам и мотивации.
Мотивация достижения – это один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, непосредственно, с доминирующей ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи, который также привлекал внимание учёных всех стран своей значимостью на протяжении всей жизни человека и на каждом её этапе в отдельности.