Изучение мотивации достижения у студентов факультета информационных и социальных технологий ЛГПУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивацию достижения и сравнить уровень мотивации девушек и юношей у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Задачи исследования:
Исследование состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе
Определение мотивации достижения у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Выявление гендерных различий мотивации достижения студентов женского и мужского пола.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ…………………………………………......5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации…………………………………………………………………….....5

1.2. Сущность мотивации достижения успеха и избегания неудач………..15

1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….…19

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. ……………………………………………………………...23

2.1. Описание эксперимента…….…………………………………………...23

2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………...31

2.3. Сравнительная характеристика мотивации достижения у юношей и девушек Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………………………………………………………….….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35

Работа содержит 1 файл

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Ролдугина К.А..docx

— 77.95 Кб (Скачать)

     Таким образом, мотивация достижения – это один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, непосредственно, с доминирующей ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи.

 

1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии

     Мотивация достижения — это особый вид мотивации человека. Эту разновидность мотивации обособил Г.Мюррей и дал такое определение мотивации: «Мотивация – намерение справляться с чем-то сложным. Справляться с физическими объектами, людьми либо идеями, манипулировать ими либо организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это вполне вероятно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» Выработка Г.Мюрреем вместе с Кристиной Морган Теста Тематической Апперцепции (ТАТ) в 1935 году стимулировала развитие исследований в области мотивации, и они ощутимо продвинулись вперёд. Материал ТАТ состоит из набора таблиц с чёрно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Задача испытуемого заключается в составлении рассказов с сюжетной линией на основе изображённой на определённой таблице ситуации. Изначально ТАТ задумывался в качестве методики для исследования воображения. В ходе его применения, тем не менее, было обнаружено, что диагностические сведения, которые получаются на основе его результатов, выходят далеко за пределы этой области. Классическая схема интерпретации ТАТ, выработанная Г. Мюрреем, заключалась, прежде всего, в анализе потребностей. Другими авторами было разработано большое количество альтернативных схем интерпретации, которые получили более или менее широкое распространение. Начало исследований мотивации достижения относится к концу 1940-х — началу 1950-х годов, в это время группа учёных под руководством Джона Аткинсона и Дэвида Мак-Клелланда взялась за экспериментальное изучение потребности в достижении, а также за выработку практических рекомендаций, повышающих эффективность деятельности менеджеров. Вследствие созданной Д. Мак-Клелландом на основании ТАТа методики диагностики мотивации достижения стало возможным обнаружение того, что индивидуальные различия в выраженности мотива могут быть весьма большими и могут касаться как содержания мотивации достижения (её предметную направленность), так и силы мотива и его устойчивости. Американский учёный Д. Мак-Клелланд предполагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». К характерным чертам людей с доминирующей мотивацией достижения он относит:

     1) предпочтение трудиться в условиях  максимального побуждения мотива  достижения (то есть решать задачи  средней степени трудности);

     2) понятие того, что мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем у остальных, результатам, а высокие результаты не постоянно есть следствие актуализированного мотива достижения;

     3) взятие на себя личной ответственности  за выполнение деятельности, но  в ситуациях невысокого либо  умеренного риска, и если успех  не зависит от случайности;

     4) предпочтение адекватной обратной  связи о результатах своих  действий;

     5) стремятся к поиску намного  более эффективных, новых методов  решения задач, то есть склонны  к новаторству.

     Иные  представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х.Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация  достижения — «попытка увеличить  либо сохранить наиболее высокими способности  человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены  критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче». Характерные признаки мотивации  достижения:

     1) сама идея достижения догадывается  две возможности: достигнуть успеха  и потерпеть неудачу. У лиц  с высокой мотивацией достижения  выражена ориентация на достижение  успех;

     2) мотивация достижения проявляется  в случае, если деятельность предоставляет  возможности для совершенствования.  Задачи должны быть средней  степени трудности;

     3) мотивация достижения ориентирована  на определенный конечный результат,  на цель. При этом для мотивации  достижения «характерен беспрерывный  пересмотр целей»;

     4) для людей с высокой мотивацией  достижения характерно возвращение  к уже прерванным занятиям  и доведение их до конца. 

     В отечественной психологии одним  из максимально влиятельных авторов  по этой проблематике является Т. О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием  субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений  с ними. Такая деятельность «мотивируется  стремлением сделать что-то наилучшим  образом и/либо быстрее, сделать  прогресс, за которым стоят базовые  человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании». Непосредственно не занимался, но касался темы мотивации достижения А.Н.Леонтьев. Он определяет мотив как материальный или идеальный, непосредственно данный или лишь представляемый предмет потребности, который задает деятельность  и выполняет функции ее побуждения и направления, а также смыслообразования - придания личностного смысла целям, обстоятельствам и структурным единицам деятельности (действиям, операциям), способствующим или препятствующим реализации мотива деятельности. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности ее протекания.  А.Н.Леонтьев рассматривал мотивы как составляющие личности, определяя последнюю как иерархию мотивов. Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления.

     Таким образом, мотивация достижения –  это один из видов мотивации, который  привлёк внимание учёных всех стран  своей значимостью на протяжении всеё жизни человека и на каждом её этапе в отдельности.

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ.

2.1. Описание эксперимента

     В качестве методики исследования был  выбран тест-опросник измерения мотивации достижения. (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов))

     Методика  применяется для исследовательских  целей при диагностике мотивации  достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой  опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

     Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы  оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

     +3 - полностью согласен;

     +2 - согласен;

     +1 - скорее согласен, чем не согласен;

     0 - нейтрален; 

     - 1 - скорее не согласен, чем согласен;

     - 2 - не согласен;

     - 3 - полностью не согласен

     Прочтите  утверждение теста и оцените  степень своего согласия (или несогласия). Дайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте  времени на его обдумывание.

       При обработке результатов производится  подсчет баллов по определенной  системе, а не анализ содержания  отдельных ответов. Результаты  теста будут использоваться только  для научных целей, и дается  полная гарантия о неразглашении  полученных данных. Если у вас  возникли какие-то вопросы, задайте  их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!»

     Интерпретация: на основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.

     По  каждой из шкал подсчитывается суммарный  балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые пункты опросника (отмечены знаком “+” в  ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:

-3 -2 -1  0 +1 +2 +3  
  1  2  3  4   5   6   7

Ответам испытуемого  на обратные пункты опросника (отмечены знаком “-” в ключе) приписываются  баллы на основе соотношения:

-3 -2 -1  0 +1 +2 +3 
7   6  5  4   3  2   1

     Ключи: 
•    к мужской форме: +1; -2; +3; -4; +5; -6; +7; +8; -9; +10; -11; -12; + 13; +14; -15; -16; +17; -18; +19; -20; +21; -22; -23; +24; -25; -26; -27; +28; -29; -30; +31; -32.

•    к женской форме: +1; +2; -3; +4; -5; -6; +7; +8; -9; +10; -11; -12; -13; +14; -15; -16; +17; -18; +19; -20; +21; -22: +23: -24; -25; +26; -27; +28; -29; -30.

     Если  эта сумма оказалась в интервале  от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов  у данного испытуемого доминирует стремление к успеху. Если сумма  баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя. Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

 

Текст опросника.

Форма А (мужская).

     1. Я больше думаю о получении  хорошей оценки, чем опасаюсь  получения плохой.

     2. Если бы я должен был выполнить  сложное, незнакомое мне задание,  то предпочел бы сделать его  вместе с кем-нибудь, чем трудиться  над ним в одиночку.

     3. Я чаще берусь за трудные  задачи, даже если не уверен, что  смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

     4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения  и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором  возможны неожиданности.

     5. Если бы у меня что-то не  выходило, я скорее приложил бы  все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что  у меня может хорошо получиться.

     6. Я предпочел бы работу, в которой  мои функции четко определены  и зарплата выше средней, работе  со средней зарплатой, в которой  я должен, сам определять свою  роль.

     7. Я трачу больше времени на  чтение специальной литературы, чем художественной.

     8. Я предпочел бы важное трудное  дело, хотя вероятность неудачи  в нем равна 50%, делу достаточно  важному, но не трудному.

     9. Я скорее выучу развлекательные  игры, известные большинству людей,  чем редкие игры. которые требуют  мастерства и известны немногим.

     10. Для меня очень важно делать  свою работу как можно лучше,  даже если из-за этого у меня  возникают трения с товарищами.

     11. Если бы я собрался играть  в карты, то скорее сыграл  бы в развлекательную игру, чем  в трудную, требующую размышлений.

     12. Я предпочитаю соревнования, где  я сильнее других, чем где все  участники приблизительно равны  по силам.

     13. В свободное от работы время  я овладею какой-нибудь игрой  скорее для развития своих  умений, чем для отдыха и развлечений.

     14. Я скорее предпочту сделать  какое-то дело так, как я  считаю нужным, пусть даже с  50% риска ошибиться, чем делать  его, как мне советуют другие.

     15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата  будет 100 руб. и может остаться  в таком размере неопределенное  время, чем работу, в которой  начальная зарплата равна 80 руб.  и есть гарантия, что не позднее,  чем через 5 лет я буду получать  более 180 руб.

     16. Я скорее стал бы играть  в команде, чем соревноваться  один на один.

     17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением

     18. На экзамене я предпочел бы  конкретные вопросы по пройденному  материалу, вопросам, требующим для  ответа высказывания своего мнения.

     19. Я скорее выбрал бы дело, в  котором имеется некоторая вероятность  неудачи, но есть и возможность  достигнуть большего такое, в  котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.

     20. После успешного ответа на  экзамене я скорее с облегчением  вздохну («пронесло»!), чем порадуюсь  хорошей оценке.

     21. Если бы я мог вернуться  к одному из двух незавершенных  дел, я скорее вернулся бы  к трудному, чем к легкому.

     22. При выполнении контрольного  задания я больше беспокоюсь  о том как бы не допустить  какую-нибудь ошибку, чем думаю  о том, как правильно его  решить.

     23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

Информация о работе Изучение мотивации достижения у студентов факультета информационных и социальных технологий ЛГПУ