Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель работы: изучить мотивацию достижения и сравнить уровень мотивации девушек и юношей у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Задачи исследования:
Исследование состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе
Определение мотивации достижения у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Выявление гендерных различий мотивации достижения студентов женского и мужского пола.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ…………………………………………......5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации…………………………………………………………………….....5
1.2. Сущность мотивации достижения успеха и избегания неудач………..15
1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….…19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. ……………………………………………………………...23
2.1. Описание эксперимента…….…………………………………………...23
2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………...31
2.3. Сравнительная характеристика мотивации достижения у юношей и девушек Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………………………………………………………….….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35
Таким образом, мотивация достижения – это один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, непосредственно, с доминирующей ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи.
1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии
Мотивация достижения — это особый вид мотивации человека. Эту разновидность мотивации обособил Г.Мюррей и дал такое определение мотивации: «Мотивация – намерение справляться с чем-то сложным. Справляться с физическими объектами, людьми либо идеями, манипулировать ими либо организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это вполне вероятно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» Выработка Г.Мюрреем вместе с Кристиной Морган Теста Тематической Апперцепции (ТАТ) в 1935 году стимулировала развитие исследований в области мотивации, и они ощутимо продвинулись вперёд. Материал ТАТ состоит из набора таблиц с чёрно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Задача испытуемого заключается в составлении рассказов с сюжетной линией на основе изображённой на определённой таблице ситуации. Изначально ТАТ задумывался в качестве методики для исследования воображения. В ходе его применения, тем не менее, было обнаружено, что диагностические сведения, которые получаются на основе его результатов, выходят далеко за пределы этой области. Классическая схема интерпретации ТАТ, выработанная Г. Мюрреем, заключалась, прежде всего, в анализе потребностей. Другими авторами было разработано большое количество альтернативных схем интерпретации, которые получили более или менее широкое распространение. Начало исследований мотивации достижения относится к концу 1940-х — началу 1950-х годов, в это время группа учёных под руководством Джона Аткинсона и Дэвида Мак-Клелланда взялась за экспериментальное изучение потребности в достижении, а также за выработку практических рекомендаций, повышающих эффективность деятельности менеджеров. Вследствие созданной Д. Мак-Клелландом на основании ТАТа методики диагностики мотивации достижения стало возможным обнаружение того, что индивидуальные различия в выраженности мотива могут быть весьма большими и могут касаться как содержания мотивации достижения (её предметную направленность), так и силы мотива и его устойчивости. Американский учёный Д. Мак-Клелланд предполагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». К характерным чертам людей с доминирующей мотивацией достижения он относит:
1)
предпочтение трудиться в
2) понятие того, что мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем у остальных, результатам, а высокие результаты не постоянно есть следствие актуализированного мотива достижения;
3)
взятие на себя личной
4)
предпочтение адекватной
5)
стремятся к поиску намного
более эффективных, новых
Иные
представления о мотивации
1)
сама идея достижения
2)
мотивация достижения
3)
мотивация достижения
4)
для людей с высокой
В
отечественной психологии одним
из максимально влиятельных
Таким образом, мотивация достижения – это один из видов мотивации, который привлёк внимание учёных всех стран своей значимостью на протяжении всеё жизни человека и на каждом её этапе в отдельности.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ.
2.1. Описание эксперимента
В качестве методики исследования был выбран тест-опросник измерения мотивации достижения. (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов))
Методика
применяется для
Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 - полностью согласен;
+2 - согласен;
+1 - скорее согласен, чем не согласен;
0 - нейтрален;
- 1 - скорее не согласен, чем согласен;
- 2 - не согласен;
- 3 - полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). Дайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
При обработке результатов
Интерпретация: на основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.
По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые пункты опросника (отмечены знаком “+” в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 2 3 4 5 6
7
Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены знаком “-” в ключе) приписываются баллы на основе соотношения:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
7 6 5 4 3 2 1
Ключи:
• к мужской форме: +1; -2; +3; -4; +5; -6; +7; +8; -9;
+10; -11; -12; + 13; +14; -15; -16; +17; -18; +19; -20; +21; -22; -23;
+24; -25; -26; -27; +28; -29; -30; +31; -32.
• к женской форме: +1; +2; -3; +4; -5; -6; +7; +8; -9; +10; -11; -12; -13; +14; -15; -16; +17; -18; +19; -20; +21; -22: +23: -24; -25; +26; -27; +28; -29; -30.
Если
эта сумма оказалась в
Текст опросника.
Форма А (мужская).
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2.
Если бы я должен был
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5.
Если бы у меня что-то не
выходило, я скорее приложил бы
все силы, чтобы с этим справиться,
чем перешел бы к тому, что
у меня может хорошо
6.
Я предпочел бы работу, в которой
мои функции четко определены
и зарплата выше средней,
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9.
Я скорее выучу
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11.
Если бы я собрался играть
в карты, то скорее сыграл
бы в развлекательную игру, чем
в трудную, требующую
12.
Я предпочитаю соревнования, где
я сильнее других, чем где все
участники приблизительно
13. В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
15.
Если бы мне пришлось выбирать,
то я скорее выбрал бы работу,
в которой начальная зарплата
будет 100 руб. и может остаться
в таком размере
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением
18.
На экзамене я предпочел бы
конкретные вопросы по
19.
Я скорее выбрал бы дело, в
котором имеется некоторая
20.
После успешного ответа на
экзамене я скорее с
21.
Если бы я мог вернуться
к одному из двух
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо помощью, чем стану сам продолжать искать выход.