Изучение мотивации достижения у студентов факультета информационных и социальных технологий ЛГПУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивацию достижения и сравнить уровень мотивации девушек и юношей у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Задачи исследования:
Исследование состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе
Определение мотивации достижения у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Выявление гендерных различий мотивации достижения студентов женского и мужского пола.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ…………………………………………......5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации…………………………………………………………………….....5

1.2. Сущность мотивации достижения успеха и избегания неудач………..15

1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….…19

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. ……………………………………………………………...23

2.1. Описание эксперимента…….…………………………………………...23

2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………...31

2.3. Сравнительная характеристика мотивации достижения у юношей и девушек Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………………………………………………………….….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35

Работа содержит 1 файл

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Ролдугина К.А..docx

— 77.95 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:

«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛГПУ». 
 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы  ОРМ-09

Ролдугина К.А.

Проверила:

доц.,к.п.н.

Гаевская  В.А 
 

Липецк 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ…………………………………………......5 
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации…………………………………………………………………….....5

1.2. Сущность  мотивации достижения успеха  и избегания неудач………..15

1.3. Изучение  мотивации достижения в отечественной  и зарубежной психологии………………………………………………………………….…19

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. ……………………………………………………………...23

2.1. Описание эксперимента…….…………………………………………...23

2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………...31

2.3. Сравнительная характеристика мотивации достижения у юношей и девушек Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………………………………………………………….….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  работ, посвященных изучению психологических характеристик человека, обусловливающих его успешность, продуктивность и высокое качество жизни, с каждым годом возрастает. Многие авторы в этой связи говорят о мотивации достижения как о решающем факторе (Д. Макклелланд, X. Хекхаузен, Т.О. Гордеева). Деятельность, связанная с достижениями,  стала решающей. В науке этот феномен получил название «достиженческой деятельности» (Т.О. Гордеева). Исследователи мотивации достижения уделяют особое внимание тем качествам личности, которые способствуют или препятствуют эффективной деятельности (уровень притязаний и самооценка, оптимизм-пессимизм, склонность к риску, целеустремленность, самоконтроль, боязнь неудачи и др.). Применяемые методики как правила имеют своей целью определение двух обратных тенденций - «мотивации достижения» и «мотивации избегания неудач». Курсовая работа посвящена изучению первой из этих тенденций - мотивации достижения. Работа состоит из двух частей: теоретическая часть, включающая в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного феномена, и эмпирическая часть, описывающая порядок организации и проведения исследования, использованные методы в исследовании, процедура обработки и анализ исходных данных. Цель работы: изучить мотивацию достижения и сравнить уровень мотивации девушек и юношей у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.

     Задачи  исследования:

  1. Исследование состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе
  2. Определение мотивации достижения у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
  3. Выявление гендерных различий мотивации достижения студентов женского и мужского пола.

     Объект  исследования: мотивационная сфера личности. Предмет исследования: мотивация достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.

     Гипотеза:

  1. Студенты ориентированы на успех, а не на избегание неудач.
  2. У девушек мотивация развита лучше, чем у юношей.

 

     

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации.

     Слово “мотивация” имеет в современной психологии два толкования: как система факторов, детерминирующих поведение (куда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. Термин “мотивация” представляет собой более широкое понятие, чем “мотив”.

     В.И.Ковалев  понимает под мотивацией совокупность мотивов поведения и деятельности. Мотивы он определяет как “осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей. При этом побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.”(12, с.42-43) Также он присваивает мотивам побудительную функцию. 
В.Н.Мясищев рассматривает мотив с двух сторон:

     а) как побудительную движущую силу поведения или переживания;

     б) как основание поступка, решения, мнения.

Он считает: “так называемое мотивированное действие имеет в своей основе движущую силу побуждения и основание действия. Так называемое немотивированное действие имеет только одну мотивационную  категорию - побуждение, другая же, представляющая основание действия, отсутствует.”(18,с.103) Следовательно, в поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная.  Регулятивная сторона отвечает за гибкость и устойчивость поведения, а побудительная обеспечивает активность и направленность поведения и связана, прежде всего,  с  мотивацией   и   мотивами.

     Любое поведение можно объяснить внутренними и внешними причинами. К внутренним относятся психологические свойства субъекта поведения (его мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.), а внешние – это условия и обстоятельства деятельности (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации). Психологические факторы, определяющие изнутри поведение человека, называются личностными диспозициями. Проводя аналогию с внутренними и внешними причинами поведения, соответственно говорят о диспозиционной  и  ситуационной  мотивациях.

     Внутренняя   и  внешняя  мотивации  взаимосвязаны. Потребности и желания человека обретают статус решающих в связи с определенной ситуацией, а активизация потребностей ведёт к переменам в восприятии человеком этой ситуации. В связи с этим субъект обретает избирательное внимание и предвзятость к оценке ситуации, руководствуясь своими интересами и потребностями. Поэтому, первую реакцию человека рекомендуется рассматривать как следствие постоянного взаимодействия его внешней и внутренней мотивации. Так,  мотивация  человека может быть определена как процесс, в котором человек  и  ситуация оказывают обоюдное влияние друг на друга, и результат этого влияния есть реальное поведение индивида.

     В отличие от  мотивации, мотив  (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это то, что присуще самому человеку, его устойчивое личностное свойство, побуждающее к реализации конкретных действий. Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям. Самая простая классификация – по отношению мотивов к деятельности. В том случае, когда мотивы, побуждающие деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними мотивами (к примеру, получение хорошей оценки собственной работы). Если же мотивы главным образом связаны с самой деятельностью, то их определяют как внутренние мотивы (в частности, заинтересованность в решении задачи). Существуют и другие основания для классификации мотивов. Например, по уровню осознания мотивы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. Иначе говоря, человек может иметь осознаваемую цель, но может и не знать, что заставляет его поступать и действовать именно так. Основная роль становления личностной направленности отводится осознаваемым мотивам. В ходе формирования мотива выделяются определённые шаги:

     · мотив возникает с появлением потребности, нужды в чём-то, которой сопутствует эмоциональное беспокойство, неудовольствие;

     · понимание мотива ступенчато: во-первых, осознаётся причина этого эмоционального неудовольствия, во-вторых, объект, отвечающий данной потребности и способный удовлетворить ее (появляется желание), затем приходит понимание того, как, каким образом, с помощью чего можно достичь желаемое;

     · воплощение мотива в настоящих действиях.

     Таким образом, становится ясно, что мотивы формируются из потребностей человека. Операция «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием. Опредмечивание - это акт рождения мотива. Потребность же понимается как первичный уровень активности живых существ, который организует и направляет познавательные процессы и поведение. Для существования и ведения нормальной жизнедеятельности в окружающем мире, человек испытывает нужду в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребность, исходя из этого, есть не что иное, как осознание и переживание человеком нужды в том, что первостепенно для поддержания нормального функционирования его организма и развития его личности.

     В психологии нужда и потребность – не одно и то же. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Для понимания этого различия, будет достаточным анализ простых фактов повседневной жизни. Человеческому организму всё время нужен кислород, поступающий в кровь благодаря процессу дыхания. Но только при возникновении какого-либо дефицита: заболевания органов дыхания, снижение содержания кислорода, нужда превратится в потребность. Именно тогда человек испытывает потребность в кислороде, для устранения которой предпринимает ряд действий. Осознание человеком состояния нужды превращается в психологическое состояние – потребность.

     Одна из основных характеристик потребности – это избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, в чём организм испытывает нехватку. Потребность стимулирует организм, активизируя его поведение, которое направлено на поиск того, что необходимо, и организм в этом случае выполняет роль как бы ведомого потребностью, которая повышает состояние возбудимости отдельных психологических процессов и органов, сохраняет организм активным до тех пор, пока нужда не будет удовлетворена. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Чтобы человек развивался как индивида, то есть отдельно существующего живого организма, хватит удовлетворения его физических и органических (биогенных) потребностей, но для развития именно личности, отражающей социальную природу человека, необходимым становится удовлетворение социальных и духовных потребностей. Согласно Х.Хекхаузену, потребность понимается как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем случае потребности постоянны и формируют позже качества характера.

     Вторичным по своему мотивационному значению после  потребности является такое понятие как цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Цель понимается человеком как образ желаемого будущего, самый близкий результат его деятельности, который он ожидает. Полагается различать цель деятельности и жизненную цель. Это обусловлено тем, что человек выполняет на протяжении всей своей жизни огромное количество разных деятельностей, каждая из которых характеризуется реализацией определенной цели. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, открывающуюся в этой деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, которые связаны с отдельными деятельностями. С жизненными целями сопряжён уровень достижений личности, «концепция собственного будущего». Понимание личностью помимо цели ещё и возможности ее претворения в жизнь, трактуется как перспектива личности. Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность достижения цели, именуется фрустрацией. Она возникает в тогда, когда личность предстаёт перед реально непреодолимыми препятствиями, барьерами на пути к достижению цели или, когда они понимаются как таковые.

Информация о работе Изучение мотивации достижения у студентов факультета информационных и социальных технологий ЛГПУ