Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель работы: изучить мотивацию достижения и сравнить уровень мотивации девушек и юношей у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Задачи исследования:
Исследование состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе
Определение мотивации достижения у студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ различных курсов.
Выявление гендерных различий мотивации достижения студентов женского и мужского пола.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ…………………………………………......5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация» в психологии. Основные теории мотивации…………………………………………………………………….....5
1.2. Сущность мотивации достижения успеха и избегания неудач………..15
1.3. Изучение мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….…19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. ……………………………………………………………...23
2.1. Описание эксперимента…….…………………………………………...23
2.2. Общая характеристика мотивации достижения студентов Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………...31
2.3. Сравнительная характеристика мотивации достижения у юношей и девушек Факультета Информационных и Социальных Технологий ЛГПУ……………………………………………………………………….….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35
Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека. Мотивационную сферу человека, с позиции ее развитости, представляется возможным оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное многообразие мотивационных факторов. С развитием и появлением у человека различных мотивов, потребностей и целей, развивается его мотивационная сфера. Гибче мотивационная сфера у человека, который, оценивая обстоятельства удовлетворения одного и того же мотива, в силах применять больше разнообразных средств, чем другой. Например, у одного человека потребность в знаниях удовлетворяется исключительно телевидением и кино, а другой использует книги, периодическую печать, общение с людьми для её удовлетворения. Мотивационная сфера последнего будет более гибкой. Дальнейшая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и появляются чаще; другие – слабее и возникают реже. С возрастанием различий силы и частоты возникновения мотивационных образований одного уровня, повышается иерархизированность мотивационной сферы.
Как воздействие, появление мотивов можно назвать мотивированием. Мотивирование – это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Иначе говоря, мотивировать – это, значит, создать влечение или потребность, побуждающую нас действовать с определенной целью. Потребность в этом случае играет роль внутреннего, а цель – внешнего аспекта мотивации. Мотивировать людей – значит задеть их первостепенные интересы, разработать им условия для собственной реализации в процессе жизнедеятельности.
Исследование феномена мотивации на протяжении веков оставалось и остаётся актуальным, именно поэтому существует множество концепций и теорий, посвящённых её изучению. Е.П.Ильин предложил такую классификацию теорий мотивации (9):
К этим теориям отнесены древние учения великих мыслителей - Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа, которые упоминали о “нужде” как учительнице жизни. Демокрит, к прмеру, понимал нужду (потребность) как основную движущую силу, не только приводившую в действие эмоциональные переживания, но делающую ум человека тонким и чутким, позволившую обрести язык, речь и привычку к труду. Без наличия потребностей человек не сумел бы найти выход из дикого состояния. Голландский философ Б.Спиноза рассматривал аффекты как главную побудительную силу поведения, к ним он относил прежде всего влечения, которые связаны как с телом, так и с душой.
В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, которые относятся только к человеку (К.Левин, Г.Олпорт и др.). Так, вместе с органическими, были обозначены вторичные (психогенные) потребности, которые возникают в ходе обучения и воспитания (Г.Мюррей). К ним были отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т.д.
Бихевиористы заметили научную недостаточность термина “мотивация” и изучение его экспериментальной психологии фактически только потребности, влечения (драйвы), которые имеют лишь физиологическую природу. Бихевиористы рассматривали поведение по схеме “стимул - реакция”, объясняя тем самым раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, потому что, по их мнению, динамической предпосылкой поведения является реактивность организма, то есть его способность отвечать особенным образом на раздражители. Только при этом они отмечали непостоянность реагирования организма на воздействие внешнего стимула. Это послужило толчком к принятию решения о том, что схема нуждается в введении нового фактора (названного мотивацией), который объясняет отличия в реактивности. Но опять же мотивация была сведена к физиологическим механизмам: разности в чувствительности организма к определённому стимулу, то есть к порогам ощущений. Поэтому мотивацию начали рассматривать как состояние, функция которого заключается в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители.
У.Джемс
в конце прошлого века выделял
несколько типов принятия решения
(формирования намерения, стремления к
действию) как сознательного
Во второй половине ХХ века увидели свет
мотивационные концепции Дж.Роттера, Г.Келли,
Х.Хекхаузена, Дж.Аткинсона, Д.Макклелланда,
характерной чертой которых было признание
определяющей роли сознания в причинной
обусловленности поведения личности.
Когнитивные теории мотивации повлекли
за собой введение в научный обиход новых
мотивационных понятий: социальные потребности,
жизненные цели, когнитивные факторы,
когнитивный диссонанс, ценности, ожидание
успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.
В огромном количестве зарубежных мотивационных
концепций центральным психическим процессом,
способным объяснить поведение, стало
принятие решения.
Следующим щагом в изучении детерминации поведения человека было появление в конце ХIХ века учения З.Фрейда о бессознательном и влечениях человека. З. Фрейд отводил определяющую, ведущую роль в организации поведения бессознательной основе психической жизни, которая формируется путём мощных влечений, в основном сексуальными (либидо) и агрессивными, которые требуют непосредственного удовлетворения и блокируемые “цензором” личности “Сверх-Я. Так у У.Джемса мотивация в большей степени соотносилась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), но у З.Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, угнетение побуждений которого со стороны “Сверх-Я” ведёт к неврозам. В похожем направлении разрабатывал свою теорию и У.Макдауголл, считавший, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он предложил “гормическую” концепцию, в соответствии с которой побуждающая сила поведения, в том числе и социального, есть особая врожденная (инстинктивная) энергия (“горме”), которая определяет характер восприятия объектов и создаёт эмоциональное возбуждение, направляя умственные и телесные действия организма к цели. Всякий инстинкт находит своё отображение в соответствующей эмоции, превращающейся в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций - предрасположений к действию. Таким образом, он старался объяснить поведение индивида, которое первоначально заложено в глубинах его психофизиологической организации, стремлением к цели.
Биологизаторские теории мотивации рассматривают такое явление как мобилизация энергии. В частности, исходя из представлений того, что нормальным для организма является состояние неактивности и то, что есть необходимость в определённых побудительных силах для его перехода к активности. Так, рассмотрение живого организма как активного не предполагает, по мнению учёных, придерживающихся этой теории, рассмотрение понятия “мотивация” , называя его лишним. Ошибка этих взглядов в том (как было доказано отечественным физиологом Н.Е.Введенским в конце ХIХ - начале ХХ века), что состояние физиологического покоя является также активным состоянием.
Таким образом, в психологии слово «мотивация» выступает в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых в том, что живое существо определяет свое поведение, исходя из его личных предвкушаемых последствий, и руководит им в аспекте его направления и затрат энергии. Мотивация – это совокупность мотивов. Мотив – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам и мотивации.
1.2. Сущность мотивации достижения успеха и избегания неудач
Основоположниками мотивационной теории достижения успеха и избегания неудач являются американские ученые Д.Макклелланд и Д.Аткинсон. Немаловажную роль в её развитии сыграл и немецкий ученый Х.Хекхаузен. Основной целью её разработки были объяснение и прогноз особенностей деятельности человека. Было установлено наличие у человека двух разных мотивов, функционально связанных с деятельностью, направленных на достижение успеха: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Человек, ориентированный на успех, не испытывает чувства страха, встречая на пути неудачу, задаётся в любой своей деятельности обычно некой позитивной целью, достижение которой он однозначно расценивает как успех, явно проявляет стремление добиваться в своей деятельности только успеха, ищет такую деятельность, активно в неё включаясь, выбирает средства и предпочитает действия, которые направлены на достижение определённой цели. Такие люди в своей когнитивной сфере обыкновенно имеют ожидание успеха, иначе говоря, начав выполнять какую-либо работу, они прежде всего настроены на то, что обязательно достигнут успеха. Они также ожидают получение одобрения за свои действия, которые направлены на достижение заданной цели, а относящаяся к этому работа стимулирует позитивные эмоции. Для них, вместе с тем, является характерной абсолютная мобилизация всех имеющихся у них ресурсов и направленность внимания на достижение поставленной цели. Мотив ориентации на успех рассматривается как предрасположенность к чувствам удовольствия и гордости при достижении результата. Индивиды, мотивированные на успех, выбирают задачи средней или чуть выше средней трудности. Такие люди не сомневаются в положительном результате задуманного, им характерны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неоднозначных ситуациях, предрасположенность к рациональному риску, желание и решимость возлагания на себя ответственности, значительная настойчивость на пути к достижению к цели, адекватный средний уровень притязаний, повышающийся после успеха и снижающийся после неудачи. Слишком лёгкие задачи не вызывают у них чувства удовлетворения и реального успеха, а выбор через чур трудных характеризуется большой вероятностью неудачи, вследствие этого они не останавливаются ни на тех, ни на других. Выбор задач средней трудности для них является гарантом того, что успех и неудача являются в этом случае равновероятными исходами работы, и результат становится предельно зависимым от личных усилий личности, осуществляющей деятельность. К мотиву достижения успеха относятся, и возможно даже являются определяющими, такие качества личности как настойчивость и упорство.
Совсем по-иному ведут себя люди, имеющие мотивацию, направленную на избегание неудач. Они характеризуются ярко выраженной целью, которая заключается в желании избежать неудачи, а не в достижении успеха. Их мысли и действия полностью подчинены именно этому. Индивид, первоначально мотивированный на неудачу, отличается неуверенностью в себе, отсутствием веры в возможность успеха, боязнью критики. Работа, в особенности та, которая чревата появлением неудачи, чаще всего вызывает у него отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает наслаждения от деятельности, обременён ею. Люди, имеющие склонность к избеганию неудачи, находятся в поиске информации о возможности неудачи при достижении результата. Они предпочитают браться за решение как очень лёгких задач (с гарантией 100%-го успеха), так и очень трудных (в которых неудача не кажется им личным поражением).
Человек, ориентированный на достижение успеха, способен адекватно оценивать свои возможности и чаще всего выбирает для себя профессии, которые соответствует имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Личность же, ориентированная на неудачу, наоборот, характеризуется неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитает слишком лёгкие или слишком сложные виды профессий, при этом они нередко игнорируя настоящую информацию об имеющихся способностях, отличается завышенной или заниженной самооценкой, нереалистичным уровнем притязаний. Индивиды, мотивированные на успех, имеют тенденцию возвращаться к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу – уклонения от неё, стремление больше никогда к ней не возвращаться. Выяснилось, что личности, мотивированные на успех, после неудачи в большинстве случаев достигают лучших результатов, а те, кто с самого начала был ориентирован на нее, наоборот, лучших результатов достигают после успеха.
Существуют определённые отличия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с доминирующими мотивами достижения успеха и избегания неудачи. Ориентированные на успех свои достижения объясняют внутренними факторами (способностями, старанием и т.п.), а ориентированные на избегание неудачи - внешним факторам (лёгкости или трудности поставленной задачи, везению и т.п.).
В последние годы теоретические разработки в области мотивации достижения идут по пути дальнейшего разделения базовых конструктов, которые были разработаны ещё в начале исследований в этой области. С точки зрения С.А.Шапкина (28, с.62), это предопределено исключительной сложностью, как теоретического анализа мотивации, так и прогнозирования её влияния на текущую активность субъекта, что является особенно важным для прикладных исследований. Например, он пишет: “Получаемые большинством авторов слабые корреляции латентных мотивов - достижения успеха и избегания неудачи - с продуктивностью деятельности заставляют исследователей вводить новые переменные, опосредующие взаимосвязь “мотив - результат”. Наиболее важными среди них являются целевые структуры, которые субъект формирует в конкретной ситуации... В ряде случаев исследователи просто отказываются от конструкта “мотив” в пользу конструкта “цель”, что повышает предсказательную ценность модели для конкретной ситуации, неизбежно обедняя ее в общетеоретическом плане” (28, с.63).