Изучение детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический анализ формирования личности и развития детско-родительских отношений 5
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника 5
1.2. Детско-родительские отношения в семье 8
Глава 2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника 13
2.1. Методы и организация исследования 13
2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семье 14
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования 18
3.1. Изучение отношения ребенка к семье в системе ребенок-родитель 18
3.2. Изучение отношения родителя в системе ребенок-родитель 20
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

Семенов 13.10.105 Социолог..doc

— 1.75 Мб (Скачать)

    + 3 балла приписывается высказываниям,  в которых отражено максимально  позитивное отношение к ребенку,  безусловное принятие тех его  качеств и особенностей, о которых  пишет родитель — высокий уровень принятия.

    По  результатам суммирования баллов, приписываемых  высказываниям, делаются выводы о характере  отношения родителя к ребенку  и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком. 

    Выраженность  отрицательного полюса говорит о  высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.

    Выраженность  положительного полюса свидетельствует  о том, что в рассматриваемой  сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

    1.«Открытая»  шкала выявляет общий спектр  проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

    Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

    - Когда я думаю о своем ребенке, то ...

    - Скорее всего, он/она ...

    - Я всегда замечал(а) ...

    2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

    Шкала включает в себя два незаконченных  предложения:

    - По сравнению с другими детьми  его/ее возраста ...

    - Когда мы с ним/ней бываем  среди других детей ...

    3. Шкала «Значимые характеристики  ребенка» позволяет выделить  основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

    Шкала включает в себя два незаконченных  предложения:

    - Самое главное в характере моего ребенка ...

    - Мой ребенок силен в ...

    4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

    Шкала включает в себя два незаконченных  предложения:

    - Я люблю, когда мой ребенок ...

    -  Мне нравится в моем ребенке ...

    5.  Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

    Шкала включает в себя четыре незаконченных  предложения:

    -  Я хотел(а) бы, чтобы ...

    -  Я всегда мечтала о том, что ...

    -  Я был(а) бы рад(а), если бы ...

    -  Мой ребенок достаточно способен, чтобы ...

    6.  Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

    Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

    - Меня беспокоит в нем/ней ...

    -  Я боюсь, что ...

    -  Мне бы не хотелось, чтобы ...

    7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

    Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

    - Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ...

    - Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ...

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет  не принимаемые родителем свойства  и качества ребенка. Шкала позволяет  выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

    Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

    -  Я очень раздражаюсь, когда ...

    -   Мне не нравится в нем/ней ...

    - Думаю, что ему/ей мешает ...

    9. Шкала «Анамнестические данные»  направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

    Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

    - Когда он/она рос(ла) ...

    - Когда он/она был(а) маленьким(ой) ...

    - Самое трудное, что пережил мой ребенок ...

    10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

    Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

    - Моего ребенка интересует ...

    - Мой ребенок любит ...

    - Он/она предпочитает ...

    11. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

    - Мне приятно, когда мы с моим ребенком ...

    - Мои ребенок и я ...

    - Наши отношения с ребенком ... 

 

Основные параметры анализа сочинения

 

Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.

Особенности принятия задания. Категорический отказ выполнить задание может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров на пути осознания своих взаимоотношений с ребёнком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения исследователем инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неготовности родителя.

Объём сочинения. Малый объём может быть интерпретирован как неприятие задачи, пассивный отказ от её выполнения или чисто формальное выполнение задания. Чрезмерно большое по объёму сочинение отражает высокую эмоциональную включённость автора.

Форма повествования, стиль и язык сочинения. Могут быть выделены следующие формы повествования: канцелярская (напоминает автобиографически-канцелярскую характеристику, формальную по содержанию) может расцениваться как показатель значительной дальности дистанции во взаимодействии с ребёнком, трудностей в общении с ним; чисто описательная форма, которая, как правило, не содержит информации о проблемах и жалобах родителя; проблемная форма характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребёнка вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребёнка, и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора; описательно-проблемная форма предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребёнка.

Подчёркивания в тесте. Позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Иногда подчёркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, на другого члена семьи или ребёнка.

Рисунки в тексте. Могут представлять собой либо наброски по типу каракуль, либо тематический рисунок. В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором - об эмоциональной вовлечённости в родительско-детские отношения.

Структурирование пространства листа даёт информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь указываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, импульсивности автора и потери контроля. Поля и линейки - показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.

Наиболее важны для интерпретации материнских сочинений содержательные показатели. К ним относятся: соответствие сочинения заданной теме; соотношение трёх планов сочинения; использование в сочинении имени ребёнка; описание истории развития ребёнка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенности взаимоотношений ребёнка с автором сочинения и другими членами семьи; оценка ребёнка; отношение автора к ребёнку; описание системы воспитания, реализуемой родителем, и оценка её эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме - важный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.

Соотношение трёх планов сочинения. Материнское сочинение задаёт три основных плана описания - план «Ребёнок», план «Родитель (мать)» и план «Наши отношения». Тема « Я и мой ребёнок» требует от матери сосредоточения на всех трёх планах. Информативным о характере родительской позиции матери будет баланс этих планов.

Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:

1) Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.

2) Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок» или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.

3) Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.

4) Доминирование плана «Наши отношения» при фактически полной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо - как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.

Имя ребёнка, используемое в сочинении, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребёнка матерью, избранной ею позиции во взаимодействии с ним, степени близости-дальности матери и ребёнка. Так, уменьшительная форма имени ребёнка может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения матери к ребёнку. Ласкательные прозвища могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребёнка для матери. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о недостаточном принятии самоценности ребёнка матерью. Излишне частая замена имени ребёнка местоимением «он» («она») в сочинении может являться фактом эмоционального отражения ребёнка матерью.

Сведения об истории развития ребёнка. Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего - проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего - как проявление воспитательной неуверенности матери.

Описание качеств и предпочтений ребёнка. Избирательность матери в выделении определённого сочетания качеств, характеризующих ребёнка (физические особенности и внешность ребёнка, формально-биографические сведения, описание знаний, умений, навыков ребёнка, его достижений, особенности поведения, общения, выполнения требований родителей, описание интеллектуальных, морально-волевых и эмоционально-волевых качеств, особенности полоролевой идентичности), во многом отражает значимость этих свойств для самой матери и позволяет судить о разделяемых ею ценностях воспитания.

Оценка ребёнка в сочинении может присутствовать как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или с меньшей степенью дифференцированности. Баланс положительных и отрицательных оценок позволяет судить об интегральной оценке ребёнка. «Наклеивание ярлыков», однозначно-негативная, уничижительная оценка указывает на неуважение личности ребёнка матерью, его отвержение ею.

Информация о работе Изучение детско-родительских отношений в дошкольном возрасте