Изучение детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический анализ формирования личности и развития детско-родительских отношений 5
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника 5
1.2. Детско-родительские отношения в семье 8
Глава 2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника 13
2.1. Методы и организация исследования 13
2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семье 14
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования 18
3.1. Изучение отношения ребенка к семье в системе ребенок-родитель 18
3.2. Изучение отношения родителя в системе ребенок-родитель 20
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

Семенов 13.10.105 Социолог..doc

— 1.75 Мб (Скачать)

9.      Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 567с.

10. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.

11. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- с.103-109.

12. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.

13. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.- с.11-13.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972. 488 с.

15. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.51-5

16. Матуля Г.Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи.- Минск:,1990.

17. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: , 2002..

18. Москаленко В.Д. Ребёнок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Вопросы психологии.- 1991.- №4.- с.72.

19. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с.

20. Панфилова М.А. Тест для родителей // Обруч.- 2000.- №3.- с.12.

21. Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.- №1.- с.77-82.

22. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.

23. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А Маслоу // Вопросы психологии. -1999.- № 2. - с. 76-81.

24. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.- 584с.

25. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.

26. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета. - 2002.- №2.-с.48-53.

27. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.

28. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.

29. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989.- №3.- с.16-37.

 


Приложение 1

Таблица 1

Типы неблагополучных семей

(по А.С. Спиваковской)

 

1. Семья - санаторий

Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

2. Семья - крепость

Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Такая семья обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

3. Семья - третий лишний

В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

 

 


Приложение 2

 

Методика «Родительское сочинение»

(автор В.В. Столин, в модификации А.И. Тащевой)

 

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений  позволяет выявить особенности  образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.  Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

 

Процедура проведения методики

 

    Методика  «Родительское сочинение» состоит  из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений. 

    Родителю  предъявляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложении с достаточным свободным местом для их завершения. Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.


Список  незаконченных предложений

1.            Когда я думаю о своем ребенке, то...

2.            По сравнению с другими детьми его/ее возраста...

3.            Я люблю, когда мой ребенок...

4.            Я хотел(а) бы, чтобы...

5.            Меня беспокоит в нем/ней...

6.            Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания...

7.            Я очень раздражаюсь, когда...

8.            Когда он/она рос (ла)...

9.            Моего ребенка интересует...

10.       Мне приятно, когда мы с моим ребенком...

11.       Скорее всего, он/она...

12.       Когда мы с ним/ней бываем среди других детей...

13.       Мне нравится в моем ребенке...

14.       Я всегда мечтала о том, что...

15.       Я боюсь, что...

16.       Хотелось, чтобы он/она перестал(а)...

17.       Мне не нравится в нем/ней...

18.       Когда он/она был(а) маленьким(ой)...

19.       Мой ребенок любит...

20.       Мой ребенок и я...

21.       Я всегда замечал(а)...

22.       Самое главное в характере моего ребенка...

23.       Мой ребенок силен в...

24.       Я был(а) бы рад(а), если бы...

25.       Мне бы не хотелось, чтобы…

26.       Мой ребенок достаточно способен, чтобы...

27.       Думаю, что ему/ей мешает...

28.       Самое трудное, что пережил мой ребенок...

29.       Он/она предпочитает...

30.       Наши отношения с ребенком...

 

Обработка и интерпретация  результатов

 

    Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования. 

    Контент-анализ сочинения проводится путем выделения  в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе  содержания высказываний необходимо учитывать  их временную направленность – на прошлое, будущее, настоящее; центрирование - на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом; эмоциональный знак - положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.

 

Распределение незаконченных предложений  по шкалам

№ шкалы

Название  шкалы

Номера  предложений в  сочинении

1

«Открытая»  шкала

1, 11, 21

2

Сравнительная оценка ребенка

2, 12

3

Значимые характеристики ребенка

22, 23

4

Позитивные  особенности ребенка

3, 13,

5

Идеальные ожидания

4, 14, 24, 26

6

Возможные страхи, опасения

5, 15,25

7

Реальные требования

6, 16

8

Причины трудностей

7, 17, 27

9

Анамнестические данные

8, 18, 28

10

Интересы, предпочтения ребенка

9, 19, 29

11

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10, 20, 30


 

В общем виде категории делятся  на следующие блоки: 

I. Блок «Образ ребенка»: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; тендерная идентификация; саморегуляция (энергетические и деятельностные характеристики); возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими (со сверстниками, взрослыми); достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка. 

II. Блок «Образ отношений в семье»: особенности позиции во взаимодействии, эмоциональный компонент отношения, совместная деятельность, принятие ребенка, воспитательная позиция (требования, запреты, санкции, контроль), ожидания. 

III. Блок «Я как родитель»: личностные  качества, эмоциональное состояние,  воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена  работы, болезнь и т.д.). 

    Дополнительные  сведения может дать количественный анализ результатов написания сочинения. Он становится возможен за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие–отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение.  

Диапазон  шкалы оценок по критерию «принятие–отвержение»: от –3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие). 

      3балла приписывается высказываниям,  которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения – высокий уровень отвержения;

      2балла приписывается высказываниям,  характеризующим не столь явное,  а скорее скрытое отвержение  ребенка – средний уровень отвержения;

      1балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с  ним – низкий уровень отвержения;

      0 баллов приписывается нейтральным  высказываниям, в которых приводятся  конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;

    + 1 балл приписывается высказываниям,  близким к нейтральным, но все  же содержащим слабую выраженность  позитивного отношения к ребенку  – низкий уровень принятия;

    + 2 балла приписывается высказываниям,  отражающим позитивное отношение к ребенку – средний уровень принятия;

Информация о работе Изучение детско-родительских отношений в дошкольном возрасте