Исторические направления медитативной практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы.

Работа содержит 1 файл

медитация.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Согласно  шастре, для достижения "просветленного" состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления,  "омрачающего"  изначально  чистое по своей природе сознание.  В шастре поясняется,  что под освобождением от  ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей,  т.е.  вне вербальной реальности. Если предположить возможность восприятия без категоризации,  это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен  от  субъекта.  От  ситуации  "я осознаю нечто" остается только предикат "осознается",  который сам по себе смысла не  имеет.  Поэтому  такое  состояние сознания  характеризуется в буддизме как состояние "ни осознавания,  ни не-осознавания", в котором "нет ни ощущений, ни их  отсутствия".  Здесь налицо выход за пределы возможностей языка. Особое внимание уделяется здесь практическим методам достижения просветления,

среди которых главное место занимают две медитативные техники: "шаматха", или "самадхи" и "випашьяна",  или "випассана". К этим двум видам медитации, как показал Голмен,  примыкают большинство медитативных техник в разных культурах (медитацию я понимаю в узком смысле,  - как работу с вниманием,  в отличии от других техник,  изменяющих сознание).

Санскритский  термин  "самадхи"  в  контексте  буддийской психологии означает успокоение  сознания,  прекращение  воздействия  на  психику человека всех возбуждающих и "омрачающих" факторов.  Сущность самадхи  -  концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате  принятия  одной из специальных статических  поз  - асан и дыхательных техник - пранаямы.  На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями,  чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые  наступают  в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое  расслабление,  интенсивные болевые ощущения в теле,  живые сновидения наяву - все эти явления наступают и на первой стадии медитации методом  самадхи как реакция на ограничение поступающей информации. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Поначалу взор, сосредоточенный на объекте,  быстро выходит из повиновения. Но в ходе тренировки человек

становится  способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд. При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент,  который знаменует собой первый  разрыв с обыденным сознанием.  Это - полное поглощение, растворение - "дхиана".  Ум внезапно как  бы  погружается в объект  и  остается в нем неподвижно,  а мешающие мысли полностью исчезают ("прекращается внутренний диалог" - К. Кастанеда). Нет ни восприятия через органы чувств,  ни обычного осознавания своего тела;  физическая боль  не ощущается.  В сознании  преобладают  восторг,  блаженство и однонаправленность.  Дальнейшие стадии углубления  концентрации  согласно другому  буддийскому  трактату - "Вишудхимагге",  отражены в таблице 1 (по Д.Голмену, 1977). 
 
 
 

Таблица 1. Уровни дхианы. 
 
 

Уровни  концентрации Состояния сознания
Предварительная стадия Мешающие мысли  преодолеваются, другие мысли пока остаются; осознание сенсорных восприятий и своего тела. Преобладают мысли  о главном объекте концентрации. Чувство восторга, счастья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации, раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки света или телесная легкость.
1 Исчезают мешающие мысли, сенсорные восприятия. Осознание  болезненных физических состояний; сознание с самого начала приковано к объекту концентрации; чувство блаженства, восторга, однонаправленности.
2 Чувство блаженства, восторга, однонапривленности. Никаких  мыслей об объекте концентрации нет.
3 Чувство блаженства, однонаправленность и невозмутимость. Восторг исчезает.
4 Невозмутимость  и однонаправленность. Блаженство и  всякое чувство удовольствия в теле исчезают.
5 Сознание бесконечного пространства; невозмутимость и однонаправленность.
6 Сознание безобъектного  пространства; невозмутимость и однонаправленность.
7 Осознание пустоты; невозмутимость и однонаправленность.
8 Ни восприятие, ни не-восприятие; невозмутимость и  однонаправленность.
 

Второй, не менее распространенный вид медитации - випассана. Это анализ

своего  внутреннего мира с помощью  интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая  что-либо как недостойное внимания,  не уделяя чему-либо преимущественное внимание. "Вишудхимагга" считает, что овладение  дхианами играет второстепенную роль по сравнению с випассаной, это лишь упражнения в концентрации, которая необходима для продвижения по ступеням випассаны. Ступени постижения,  заканчивающиеся  "нирванной"  и "ниродхи" - "окончательным освобождением" , "абсолютным знанием", крайне трудно осмыслить обыденным сознанием,  перевести на язык науки. Видимо,  на ранних стадиях осознаются многие психические  процессы,  ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуется выполнять всегда,  во время любой деятельности, чтобы постепенно  просветленное  состояние сознания стало обычным; т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии возможна любая обычная деятельность.  Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер: сон становится осознанным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. 
 
 
 

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 
 

   В работе “Медитация ” в контексте научного и философского подходов, где объектом являлись различные состояния сознания .

Обыденное состояние сознания признается исследователями ограниченным, так как восприятие мира опосредуется через индивидуальную систему значений. То есть реальность, о которой мы знаем – это как бы “договор”, “реальность по соглашению”, и ее границы совпадают с границами языка. То, что выходит за рамки понимания нашей логикой, выходит и за рамки нашего предоставления о мире. Бесспорно, существуют способы расширения сознания, выхода за пределы этих границ.  Данная тема является очень актуальной, как для меня, так, думаю, и для многих других людей, интересующихся возможностям и человеческой психики, и поэтому возможна дальнейшая ее разработка в контексте уже практического применения медитации, с целью расширить свое представление о мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8

                  

               Список использованной литературы:

 
 

  
 

  1. Ю. Каптен. "Основы медитации". Самара, 1992.
  2. Ошо. "Пустая лодка"
  3. Калу Ринпоче. "Основание буддистской медитации".
  4. Владимир Жакаренцев. Концентрация и медитации.
  5. Дж. Кришнамурти. "Свобода от известного"
  6. Ш. Гавайн. "Созидающая визуализация"

Информация о работе Исторические направления медитативной практики