Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:04, контрольная работа
Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы.
Медитация,
чуждая европейцам психотехника, активно
входит в нашу жизнь. Все больше и
больше появляется литературы о восточных
учениях, многие мастера приглашают
на занятия йоге, цигун и другим
направлениям восточной философии.
Как и другие психотехники, расширяющие
сознание, позволяющие выйти за рамки
обычных представлений о себе и мире, многие
формы медитации предлагают то, в чем,
очевидно, нуждаются многие европейцы.
Несмотря на то, что многие исследователи
настороженно относятся к этому (например,
Юнг считал, что путем имитации методов,
взращенных совсем иными психологическими
условиями, ничего не добьешься) все больше
людей привлекает возможность обнаружить
и развить скрытые возможности, выходящие
за рамки обыденных норм. Однако отсутствие
научного объяснения этих возможностей
превращает использование таких психотехник
в подчас опасное занятие. Необходима
дальнейшая разработка вопросов о природе
сознания. Таким образом, актуальность
выбранной темы очевидна, перед нами стоит
проблема изучения способов изменения
сознания.
2
Исторические направления медитативной практики.
Некоторые
из самых ранних письменных
источников, посвященных медитации,
восходят к старым индийским
обычаям и относятся примерно
к 1500 году до н.э. Эти источники
включают в себя религиозные писания,
известные под названием Вед, в которых
рассматриваются медитативные традиции
древней Индии. В шестом веке до н.э. началось
развитие различных форм медитации - таоистской
в Китае, буддистской в Индии, даже греки
занимались медитацией. Первыми христианами,
начавшими пользоваться медитацией, были
отшельники, жившие в египетских пустынях
в четвертом веке нашей эры. Их медитативная
практика в своих чертах напоминала традиционную
индуистскую и буддистскую медитацию.
В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации,
называемая "дзадзен", распространилась
в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия
волна медитативной практики охватила
США в форме, представляющей западный
вариант индуистской традиции. Она была
завезена в эту страну Махариши Махеш
Йоги и получила название "трансцендентальной
медитации"(TM)
Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме
Подавляющее
большинство населения Индии
исповедует индуизм. Как религия
индуизм сформировался к
Система индийской йоги отличается своей многоаспектностью: физические и психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие. Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго определённое положение в общей системе упражнений.
Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги оказал трактат “Йогасутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги в прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума. Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий, достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того, чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.
Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.
Можно
выделить несколько способов и уровней
медитативной практики. Традиционно
их подразделяют на 2 больших группы: “медитация
с формой” и “медитация без формы”. В
первом случае медитирующий направляет
сознание на работу с объектом, имеющим
определённую форму (цветок, пламя свечи
и т.д.), во втором случае объектом медитации
становятся не имеющие формы объекты (понятия,
идеи и т.д., например, понятие Брахмана).
Мантра-йога
определяется как искусство достижения
духовного прогресса при помощи
контроля звуковых вибраций специальных
форм – мантр. Модификация умственно-
Тантризм
– религиозно-философское
Буддистская медитация как метод духовного развития
Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе ум сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности; наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости, безразличия и отрешённости.
Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре ступени:
спокойное и свободное от чувственности исследование предмета, выбранного для созерцания;
мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум освобождается от рассуждений;
ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;
очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.
Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям (разделение на кзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое. После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается космическое расширение сознания.
Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием.
В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что помогает сделать жизнь лучше.
В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.
Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:
«аналитическая» медитация;
«стабилизирующая» медитация .
Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально сосредотачиваемся на том, что он видит.
При занятиях
медитацией важно научиться
В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.
Медитативные практики в даоизме и чань (дзэн)-буддизме
Корни дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзэн проникло и в Японию. Дзэн описывали как "особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению".
Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.
Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью.
Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и японской культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово “дзэн” (дхьяна) означает “созерцание, самопогружение”. Именно на внезапном озарении в результате интуитивного толчка акцентирует основное внимание дзэн-буддизм, объявляя буддийские обрядность, культы и храмы пустой тратой времени.
Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда всегда с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок, который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта.
Медитативная
практика дзэна содержит множество
методик перестройки
Процесс
медитации осуществлялся в
Медитативные практики в христианстве
С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что представляло собой вид медитации. Более сложные медитативные практики существовали в закрытых духовных орденах (доминиканцев, тамплиеров, госпитальеров).
Информация о работе Исторические направления медитативной практики