Исторические направления медитативной практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы.

Работа содержит 1 файл

медитация.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

В процессе своей работы Ошо затрагивал фактически все аспекты развития человеческого сознания. Он выделял основное, важное для духовного поиска современного человека, основываясь на опыте собственного существования. Он не принадлежал ни к какой традиции. Он говорил:

"Мое  послание – не доктрина, не философия. Мое послание – это своего рода алхимия, наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким, каков он есть и возродиться настолько обновленным, что не может себе это сейчас даже представить... только те немногие смельчаки будут готовы услышать, ибо слышать – значит идти на риск. Слушая, вы делаете первый шаг к новому рождению. Так что это не философия, которой можно пользоваться, как надежным укрытием, или которой можно похвастаться перед другими. Это не доктрина, дающая утешительные ответы на тревожащие вопросы... Нет, мое послание – вообще не разновидность словесного общения. Оно гораздо опаснее. Это не более, не менее, чем смерть и возрождение".

Согласно  Ошо, медитация – это состояние  “не-ума”, это состояние чистого сознания без содержания: “Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы – такое молчание и есть медитация”. Ошо считал, что ум является неестественным состоянием, в отличие от медитации, которое им является и которое мы утратили, в результате чего человек стал эффективным механизмом. (Я вижу здесь своеобразную интерпретацию идей Г.И. Гурджиева, как впрочем, и в других положениях учения Ошо и техниках медитаций). Ежедневной утренней медитацией в ашраме Ошо была так называемая динамическая медитация, продолжавшаяся один час и выполняемая на восходе Солнца, предпочтительно в группе. Динамическая медитация состоит из пяти стадий. Она направлена на изменение осознания телесности. Большое внимание Ошо уделял тому, как сделать медитацию стилем жизни, замечая, что если обычная жизнь не используется как метод медитации, то медитация становится видом бегства от действительности. Вообще говоря, им было создано и описано множество техник медитации различной направленности; хорошим примером может служить “Оранжевая книга. Медитационные техники”.

Карлос  Кастанеда и возрождение  шаманских психотехник  магического действия и медитации

Видение мира дона Хуана Матуса уходит своими корнями в глубь веков, в его основе лежат представления многих народов Мезоамерики. Идея о реальности, состоящей из энергетических полей (“эманаций Орла”) интуитивно постигалась человечеством на протяжении веков и описывалась через феномены религиозных видений, в восточных философиях йоги и индуизма, в современных теориях физики и философии. То, что определяет, какие именно эманации в данный момент восприятия будут отобраны, называется точкой сборки; ее можно рассматривать как свойство осознания отбирать соответствующие эманации для обеспечения одновременного восприятия всех элементов, образующих воспринимаемый в данный момент мир. Как утверждает Кастанеда, конечная цель этой системы знания – развитие способности сознательно перемещать точку сборки, чтобы выйти за пределы узких рамок обыденного восприятия. На это ориентируется все учение дона Хуана.

Внутренний  диалог представляет собой мысленный  разговор, который мы постоянно ведем  сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Его главная задача – защищать описание реальности, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, усиливающих его. (Эта идея созвучна идеям Гурджиева). Дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем двери между мирами.

Видение мира по дону Хуану дуально: его концепция  реальности выражается в терминах “тональ” и “нагуаль”. Тональ включает в  себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает. Нагуаль нельзя понять или выразить словами, тем не менее, он может восприниматься человеком и стать частью его опыта. В этом заключается одна из основных целей мага.

Одна  из центральных тем книг Кастанеды  – путь к личной Силе (путь воина). Воин находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и ограничениями, борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и Силы, причем силы эти порождены нашей личной историей и обстоятельствами. Среди основополагающих компонентов, доступом к которым обладает воин, можно выделить волю как ту Силу, что представляет собой эманацию собственного “я”, необходимую, чтобы прикоснуться к миру и ощутить его, а иногда и активно на него воздействовать.

Согласно  взглядам сторонников учения дона Хуана  на действительность, параллельно с  нашей обычной реальностью существует иная, отдельная реальность. Отдельная реальность приглашает воина обрести свободу. Дон Хуан указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки: искусство сновидения и искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с обычной реальностью, при этом конечной целью искусства сталкинга является проникновение в отдельную реальность. Сталкер – непревзойденный практик, он превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое взаимодействие с другими людьми становятся частью стратегии. Сталкинг – стратегическое управление нашим собственным поведением. Его область действия – взаимодействие, происходящее между человеческими существами (будь они воинами или обычными людьми). Потому сталкер не избегает общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания духа, приобретения энергии и выхода за пределы персональной истории. Метод сталкера является наиболее эффективным способом взаимодействия с людьми в повседневном общении. Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на том, что он думает, восприятие им действительности расширяется, поскольку смещается точка сборки.

Неделание – основная стратегия, которую маг  использует для вхождения в отдельную реальность. Под именем этой стратегии объединены различные техники, в их числе сталкинг и сновидение. Неделание собственного “я” образует особую область в совокупности техник сталкинга, например, стирание личной истории.

Отказ от чувства собственной важности – одно из важнейших задач воина, поскольку это ощущение поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед постоянной необходимостью защищать свою личность (эго).

Также важным средством в достижении внутренней тишины и прекращении внутреннего  диалога являются техники ходьбы и бега. Главные идеи: концентрация внимания на самом процессе ходьбы и на сосредоточении внимания, движение в полном молчании, отказ от попыток остановить поток мыслей, ровный темп ходьбы, упорядочение ритма дыхания и концентрация внимания на нём, внимание к собственным ощущениям и ко происходящему вокруг. (Автору реферата здесь видятся прямые параллели с “медитацией при ходьбе” вьетнамского автора Тхит Нат Хана и методикой индийских йогов “лунгомпа”).

Как я  упоминал выше в реферате, одно из двух основных направлений в практике воина – контролируемые сновидения (“сновидение – лучший путь к  обретению Силы”). Достижение контролируемого  состояния сна требует контроля, то есть тщательной подготовки или предварительной медитации.  

5 

Медитация. 

Медитация- (латинское meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).

Известный австрийский  психолог Ригби описывает процесс  медитации так: “Сначала сознание находится  в нормальном бодром состоянии: возникает  поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворённого состояния, сосредоточение переходит на всё более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального, или чистого, сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется.

 Основные этапы в  медитации

Начало любой  медитации – концентрация, сосредоточенность  ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума на объекте  и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

1релаксация

Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, уменьшение), процесс установления термодинамического, а следовательно, и статистического равновесия в физической системе, состоящей из большого числа частиц. Получение мышечного расслабления основано на принципе единства тела и психики. Процесс мышления становится более управляемым при умении контролировать свой мышечный тонус, умении расслабляться.

                                                                                                                                          

2 концентрация

Концентрация  означает фокусирование и сосредоточение на предмете. В этом состоянии ум заостряется и способен проникать  в самые глубины, в самую суть вещей. С помощью нее мы познаем  строение или суть интересующего нас предмета или явления. Очень знакомое и часто используемое в жизни состояние. Но концентрация- это состояние противоположное медитации. 

3 созерцание

Одной из важнейших  составляющих медитации является- созерцание. Способ созерцания заключается в том, чтобы пустить разум в свободный полет вокруг определенной мысли или идеи, полностью расслабившись и одновременно сосредоточившись на ней. Созерцание дисциплинирует ум и обуздывает чувства, приводит к высочайшей бдительности, ограждает от страха, тревоги, сомнений и посторонних мыслей. Созерцание очень сложный этап- это почти что начать по настоящему медитировать.  Вот почему так много техник-медитаций основанных на созерцании, вот почему так много традиционных, символических предметов служащих для созерцания.

6

МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ  СОЗНАНИЯ.

 

В течение  примерно четырех тысяч лет восточные  религии составляли "карты внутреннего пространства" и  разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания,  чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного  сознания. За  многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, "образов мира") часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий,  владения языковым материалом, но как показывают, например,  исследования  Д.Голмена (1977) под такими словами как "дхиана", "самадхи", "фана", "даат", "турийа" и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини- йоги,  понимается одинаковое состояние.  В  Тибете различают два уровня религии: "учение как уловка для достижения цели" и "окончательное  учение", на уровне которого доктринальные различия исчезают. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам,  каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как

"спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение".

Эти медитативные  техники  опираются  на  своеобразные, также во многом

схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Сознание "обычного" человека рассматривается  в единстве двух главных аспектов существования и функционирования:  

1."чистое  сознание" - фундаментальный,

сущностный  аспект, одновременно представляющий  собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений,  является постоянной и неизменной основой сознания;

2."загрязненное", "омраченное" сознание - преходящий  и изменчивый аспект,  делающий восприятие иллюзорным, от которого  можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, "сознание-хранилище", рассматривается как постоянный поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов,  таким образом, что они одновременно не едины и не различны. "Омраченный" аспект сознания, согласно шастре, формирует "семена" ("отпечатки", "следы") всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в "сознании-хранилище". Исходя из этого можно понять идею кармы, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких "омрачающих" формирований - комплекс "Я". Согласно буддийской теории индивидуального "Я", ни сам комплекс,  ни элементы,  из которых он состоит,  никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия. Одним из основных факторов, "омрачающих" сознание человека, является логическое мышление,  основанное на "различении", выделении отличительных признаков, вербализации  и  концептуализации вещей и явлений  действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. "Омраченное" сознание  видит мир расколотым на оппозиции,  разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. "Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков,  всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации".

Информация о работе Исторические направления медитативной практики