Истоки возникновения психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Подробно изучить историю рождения психоанализа,
Изучить время становления и признания психоанализа,
Проанализировать основные положения психоанализа,
Рассмотреть особенности психоаналитической терапии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения психоанализа………………………………..…..5
1.1. Рождение психоанализа………………………………………………………...5
1.2. Становление и признание психоанализа …………………………………….10
Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике......17
1.1. Сознательное и бессознательное в различных теориях…………………….17
1.2 Психоаналитическая терапия…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………..…………………28
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Глава 1 История возникновения психоанализа.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Согласно  концепции психоанализа, бессознательному закрыт доступ в сознание, у порога которого находится “цензура”. Вытесненные влечения не лишаются своей энергии и постоянно стремятся пробиться в сознание, но сделать они это могут лишь частично, путём компромисса и искажения. Их можно изучить в процессе психоанализа. С этой целью применяются четыре различные процедуры:

конфронтация (пациенту необходимо показать, что  он избегает чего-то; он должен различать  тот психический феномен, что  является предметом анализа;

кларификация (прояснение, помещение значимых деталей  в фокус сознания);

интерпретация (преобразование неосознанных деталей в осознанные);

тщательная  проработка (комплекс процедур и процессов, имеющих место после инсайта).

Наиболее  важной процедурой является интерпретация, все остальные либо подчиняются  ей, либо ведут к ней, делая её эффективной. Психоаналитические методы, таким образом, сводятся к интерпретирующему анализу “компромиссных” образований сознания, которые проявляют себя в ряде очень распространённых обыденных жизненных действий (типа оговорок, ошибочных действий, забывании слов и имён и т.п.)

Сновидения  играют важную роль в психоаналитической терапии. Согласно Фрейду, они являются “королевской дорогой к бессознательному”. В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сны могут стать путем понимания скрытых аспектов “Я”, особенно когда исследуются с помощью и привлечением интерпретаций аналитика. В сновидении психоаналитик различает явное содержание (как пример – образы, взятые из впечатлений ближайшего дня) и скрытые мысли, о существовании которых сознание не подозревает.

Для проникновения  в бессознательное также используется метод свободных ассоциаций, который известен как фундаментальное правило психоанализа и которому придаётся большее значение, чем другим методам продуцирования материала в психоаналитическом процессе. Суть метода заключается в том, что надо ослабить все задерживающие и критикующие инстанции сознания; пациент может и должен говорить такие вещи, которые он считает тривиальными, постыдными, невежливыми. Такая работа рождает сильное сопротивление сознания, рождается внутренний протест, подчас, кажется, что всё и так ясно и не нуждается в прояснении, или наоборот – что всё абсурдно, случайно и не имеет смысла. Само наличие сопротивления является очень важным источником анализа: там, где оно присутствует, есть и вытесненное влечение.

Также ценным источником материала для  психоанализа является перенос на психоаналитика ранних детских чувств. Анализ сопротивления и переноса стал центральным элементом психоаналитического процесса. В течение каждого психоаналитического сеанса пациент демонстрирует поведение, которое мешает прогрессу лечения. Подобного рода влияние называется сопротивлением. Так как в психоанализе создаются все условия, чтобы пациент мог достичь свободы мысли и действия, отрицательные эмоциональные силы в бессознательном, которые вызвали проблему пациента, проявляются как препятствия вербальной терапии.

Пациент может почувствовать неспособность  говорить дальше или что ему больше нечего сказать; захотеть что-то важное сохранить втайне от психоаналитика (например, некоторые факты, которых он стыдится); или почувствовать, что то, что он говорит – не имеет значения. Также пациент может постоянно повторяться в своих рассказах; избегать обсуждения некоторых тем, захотеть заняться чем-то другим; желать получить совет вместо понимания; рассказывать только про мысли и игнорировать чувства (или наоборот).

Вместе  пациент и аналитик изучают значение и цель конкретного сопротивления и пробуют найти ключ к его разблокированию таким образом, чтобы пациент продолжил свой личностный рост. Современные терапевты считают, что пациент обязательно испытывает потребность в сопротивлении, и используют мягкий подход, чтобы помочь ему в преодолении проблем сопротивления.

Перенос обычно возникает из типичных отношений к значимым родительским фигурам, которыми в прошлом пациента были родители, учителя, братья или сестры. Иногда чувства к аналитику представляют фактические чувства, направленные на реального человека из прошлого пациента, но перенесенные в настоящее время на наиболее близкую и подходящую “родительскую фигуру” – то есть на аналитика.

Далеко  не все пациенты испытывают классические формы переноса, но практически для всех пациентов в ходе анализа полезно изучение и понимание чувств, возникающих у них по отношению к аналитику. Это весьма помогает пониманию актуальных отношений, выраженности потребности в персональном росте, ожиданий со стороны других и отношений к пациенту. Цель аналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту научиться понимать и принимать все возникающие у него чувства независимо от того, каковы они.

По продолжительности  психоанализа не имеет определённых ограничений. Некоторые пациенты могут получить пользу уже за короткий промежуток времени (шесть месяцев или меньше), а другие могут продолжать лечение в течение нескольких лет. В классическом психоанализе средний пациент участвует в терапии около двух лет. Терапия считается завершенной, когда цели пациента достигнуты. Когда пациент способен комфортабельно переживать все аспекты своих чувств; когда он способен адекватно включать все эти чувства в отношения с аналитиком (иначе говоря, осознавать и подвергать анализу); когда чувства не мешают, а помогают в достижении его собственных интересов и целей – тогда психоаналитическая терапия закончена.

«Главная  задача психоанализа - помочь клиенту  осознать истинные мотивы вытесненных в бессознательную сферу невротических (нерациональных и травмирующих психику) поведенческих реакций, эмоций и мыслей».6 

 

Заключение.

      Подводя итоги, следует отметить, что психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

      Теория  происхождения неврозов включает представление  о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

      Опираясь  на собственную теорию об организации  психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд  разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

      Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др.

      Также следует отметить, что психоанализ  успешно применяется в медицине. В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост. 

Список литературы:

  1. Дьяченко, М.И. Психология. Словарь-справочник [Текст] /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.  – Минск, 1998. – 399 с.;
  2. Куттер,П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных [Текст]/П.Куттер.-СПб: Б.С.К, 1997.-356с.;
  3. Лейбин, В.М. Классический психоанализ и художественная литература [Текст]/В.М.Лейбин.-  СПб.: Питер,2002.-448 с.;
  4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]/А.Н.Леонтьев.-М.,2000;
  5. Петровский,А.И. История и теория психологии Т.1.[Текст]/ А.И. Петровский, М.Г.Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.;
  6. Романин, А.Н. Основы психоанализа [Текст] / А.Н. Романин.- Ростов-на-Дону: Феникс,2003.-320с.;
  7. Фрейд,З. Толкование сновидений[Текст]/З.Фрейд. - М.: Мысль 1992. ;
  8. Фрейд, З.: Хроника-хрестоматия для студентов педвузов пособие специальности культурология[Текст] / З.Фрейд, Вал. А.Луков, Вл.А.Луков.– М.: Флинта, 1999.-416 с.;
  9. Фромм ,Э. Человек для самого себя[Текст] /Э.Фромм, пер. Е.А.Жуковой //Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993.

Информация о работе Истоки возникновения психоанализа