Истоки возникновения психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Подробно изучить историю рождения психоанализа,
Изучить время становления и признания психоанализа,
Проанализировать основные положения психоанализа,
Рассмотреть особенности психоаналитической терапии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения психоанализа………………………………..…..5
1.1. Рождение психоанализа………………………………………………………...5
1.2. Становление и признание психоанализа …………………………………….10
Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике......17
1.1. Сознательное и бессознательное в различных теориях…………………….17
1.2 Психоаналитическая терапия…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………..…………………28
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Глава 1 История возникновения психоанализа.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Истоки  возникновения психоанализа

Введение……………………………………………………………………………...3 

Глава 1. История возникновения психоанализа………………………………..…..5

1.1. Рождение  психоанализа………………………………………………………...5

1.2. Становление  и признание психоанализа …………………………………….10 

Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике......17

1.1. Сознательное  и бессознательное в различных  теориях…………………….17

1.2 Психоаналитическая терапия…………………………………………………23 

Заключение……………………………………………………..…………………28 

Список  литературы………………………………………………………………30 
Введение. 

Согласно  взглядам самого Фрейда, психоанализ  является, во-первых, теорией личности, теорией развития личности и метаморфоз, которые переживает личность; во-вторых, методом исследования, методом изучения личности и, в-третьих, методом лечения; поэтому я хотел бы ответить на ваш вопрос по этим трем пунктам.

Что касается первого пункта, то я убеждена, что как общая теория личности психоанализ вплоть до настоящего времени является наиболее исчерпывающей теорией, способной выявить основные мотивы, движущие как здоровым индивидом, так и человеком, страдающим патологией психологического развития. В связи с этим ей по силам тщательно описывать особенности психического развития, которые обычно выпадают из поля зрения клинического психоанализа в узком смысле. Я имею в виду особенности восприятия, памяти, темперамента и аффектов, системы ценностей, динамики личности, ее структуры. В этом смысле психоанализ представляется мне не менее актуальным, чем в начале этого столетия, или даже более актуальным, чем прежде. И вот что любопытно: психоанализу уже сто лет, и за это время вполне могли бы появиться другие, альтернативные теории личности, способные отодвинуть психоанализ на второй план, но ведь этого не произошло.

Предмет исследования: анализ понятия психоанализа.

Объект  исследования исторические аспекты  теорий психоанализа.

Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Подробно изучить историю рождения психоанализа,
  2. Изучить время становления и признания психоанализа,
  3. Проанализировать основные положения психоанализа,
  4. Рассмотреть особенности психоаналитической терапии.

Структура курсовой работы определяется целями и задачами сформулированными выше. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

 

Глава 1 История возникновения  психоанализа.

1.1. Рождение психоанализа.

Психоанализ как одно из направлений в психологии и психотерапии возник в конце XIX — начале XX столетия в Австрии. Его основателем был венский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939), который в 1896г. ввел в научный оборот термин «психоанализ». После публикации работы «Толкование сновидений» (1900) у ее автора появилась потребность в более широком обсуждении выдвинутых им идей, чем это имело место раньше, когда 3. Фрейд был в одиночестве и мог излагать свои представления о психическом аппарате, бессознательных процессах, этиологии неврозов только в переписке с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом (1858-1928).

Осенью 1902 г. 3. Фрейд пригласил к себе домой четырех врачей с целью  обсуждения тех идей и концепций, которые лежали в основе психоанализа. Этими врачами были Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер и Вильгельм Штекель. Адлер одним из первых дал положительный отзыв на работу Фрейда «Толкование сновидений», которая после выхода в свет не была должным образом оценена венскими врачами, игнорировалась или критически воспринималась многими учеными.

В работе «К истории психоаналитического  движения» (1914) Фрейд отметил, что инициатива собраться группе врачей, вознамерившихся изучать, практиковать и распространять психоанализ, исходила от одного коллеги, «испытавшего на себе благотворное влияние аналитической терапии». Этим коллегой был Штекель, который позднее говорил о том, что его анализ у Фрейда продолжался восемь сеансов, хотя, как считал официальный биограф основателя психоанализа Э.Джонс, период анализа был более продолжительным.

Адлер, Кахане, Рейтлер и Штекель собирались каждую среду вечером в доме Фрейда. Сидя за длинным столом, Фрейд излагал  свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться мнениями по поводу услышанного. Штекель взял на себя роль корреспондента и каждую неделю посылал отчет о дискуссиях в доме Фрейда в воскресный выпуск «Нового венского еженедельника». Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам».

В последующие  годы заседания этого общества посетили многие известные люди: врач Дж. Фридьюнг, музыкальный критик и организатор первых концертов для рабочих в Вене Д. Бах, музыканты М. Граф, X. Стравинский и Р. Рейтлер, книгопродавец и издатель работ Фрейда Г. Геллер.

К обществу по средам присоединились также те, кто впоследствии стал практиковать психоанализ: в 1903 г. в доме Фрейда появился П. Федерн (1872-1950); в 1905г. — школьный друг Федерна Э. Хичман; в 1906г. — И. Задгер и окончивший обучение подмастерье О. Ранк (1884-1939), который по рекомендации Адлера представил Фрейду рукопись «Искусство и художник»; в 1907г. — племянник Задгера Ф.Виттельс (1880-1951); в 1909 г. — В. Тауск; в 1910г. — Г. Закс (1881-1947), в дальнейшем ставший одним из членов тайного комитета.

Состав членов Психологического общества по средам не был постоянным. Вместе с тем, если в 1902 г. в него входило пять человек, включая Фрейда, то в 1906 г. количество членов общества достигло семнадцати, а в 1908 г. — двадцати двух человек. Заседания общества проходили на квартире Фрейда.

Если  в момент образования психоаналитического  кружка Фрейд уделял значительное время изложению своих идей и концепций, то со временем он председательствовал и давал возможность его ученикам высказывать свои соображения, связанные с пониманием тех или иных психоаналитических положений.

После четырех лет существования Психологического общества по средам, членами которого были венские врачи, музыканты и люди других профессий, на его заседаниях стали появляться зарубежные посетители. Первым из них был М. Эйтингон (1881-1943), родившийся в России студент-медик, завершавший свое обучение в Цюрихе, затем — швейцарцы К.Г.Юнг (1875-1961) и Л. Бинсвангер (1881-1966), а также К. Абрахам (1877-1925), получивший образование в Германии, но работавший в то время в Швейцарии, которые стали гостями данного кружка соответственно в январе, марте и декабре 1907 г. В дальнейшем подобными гостями стали в 1908 г. американский врач А. Брилл (1874-1948) и английский врач Э. Джонс (1879-1958), в 1909г. — А. Муссман, М. Карпас из Нью-Йорка, Л. Йекельс и Л. Карпинска.

В сентябре 1907 г. в письме, посланном членам Психологического общества по средам из Рима, Фрейд предложил распустить это общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 г. получило название «Венское психоаналитическое общество». Речь шла о реорганизации общества, имеющей целью, по выражению основателя психоанализа, «восстановить личную свободу каждого индивида и сделать для него возможным выйти из общества без какого-либо ухудшения его отношений с оставшимися членами общества».

Тем самым  предоставлялась реальная возможность  безболезненного выхода из общества тех его членов, чьи интересы стали не совпадать с психоанализом, чей образ жизни оказался более несовместимым с психоаналитической деятельностью, а личные отношения выступали в качестве препятствия дальнейшего членства в данном обществе. Причем Фрейд выступил с предложением о повторении подобных акций через каждые три года. Такой способ выхода из психоаналитического общества был осуществлен в 1910 г., однако в дальнейшем он не практиковался в Венском психоаналитическом обществе, хотя на протяжении нескольких лет к нему прибегали в некоторых сообществах подобного типа, включая швейцарское и английское.

До образования Психологического общества по средам в 1902 г. психоаналитические идеи Фрейда не вызывали радушного приема среди венских врачей. Скорее, напротив, опубликованные им совместно с венским ученым и врачом Й. Брейером (1842-1925) статья «Предварительные сообщения» (1893) и работа «Исследования истерии» (1895), а также труд Фрейда «Толкование сновидений» (1900) или оставались незамеченными научной общественностью Австрии, или, за небольшим исключением, сопровождались негативной реакцией со стороны ряда специалистов.

Вместе  с тем, те же самые работы были не только замечены зарубежными учеными и врачами, но и ссылки на них нашли свое отражение в некоторых публикациях и диссертациях. В частности, на «Исследования истерии» ссылались в своих публикациях в 1896г. невролог из Бристоля М. Кларк, в 1897 и 1903г. английский ученый Ф. Майерс, в 1898 и 1904г. врач и сексолог Х. Эллис, чей портрет впоследствии основатель психоанализа повесил в приемной своей квартиры на Бергассе 19. Ссылки на работу Фрейда «Толкование сновидений» содержались в докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), подготовленной швейцарским врачом К. Г. Юнгом, который в то время был ассистентом профессора психиатрии в Цюрихе Э. Блейлера (1857-1939).

К тому времени в Цюрихе образовалась группа людей, интересующихся психоанализом Фрейда. Ее членами были Э. Блейлер, А. Мёдер, Ф. Риклин, К. Г. Юнг и др. цюрихские врачи, а также Л. Бинсвангер из Кройцлингена и Э. Клаперед из Женевы. Заседания этой группы проходили, как правило, в психиатрической клинике Бургхёльцли.

В 1906 г. завязалась переписка между Фрейдом  и Юнгом. В 1907 г. состоялись первые визиты зарубежных врачей к основателю психоанализа, включая, в порядке их появления в доме Фрейда, Эйтингона, Юнга, Бинсвангера, Абрахама. Все четверо были в то время представителями академической медицинской школы из Швейцарии. В начале 1908 г. к Фрейду приехал венгерский врач Ш. Ференци (1873-1933), который произвел на основателя психоанализа такое благоприятное впечатление, что был приглашен им на двухнедельный летний отдых с его семьей. В том же году Фрейда посетил российский врач Н. Осипов (1877-1934).

В 1907г. находящийся в Цюрихе английский врач Э. Джонс предложил Юнгу организовать международную встречу специалистов, интересующихся психоаналитическими идеями. Это предложение было поддержано и в апреле 1908 г. в Зальцбурге (Австрия) состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», на которой присутствовало 42 человека. В течение одного дня было заслушано девять работ, принадлежащих ученым Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Швейцарии. По просьбе членов встречи Фрейд на протяжении почти пяти часов излагал «Историю одного заболевания», представляющую собой случай анализа навязчивых состояний, известный ныне в психоанализе под названием «человека с крысами». После Фрейда были заслушаны также работы Э.Джонса «Рационализация в обыденной жизни», Ф. Риклина «Некоторые проблемы толкования мифа», К.Абрахама «Психосексуальные отличия между историей и dementia praecox », И. Задгера «Этиология гомосексуализма», В. Штекеля «Об истерии страха», К. Г. Юнга «О dementia praecox », А. Адлера «Садизм в неврозе», Ш. Ференци «Психоанализ и педагогика». На данной встрече было принято решение об издании первого журнала, посвященного проблемам психоанализа, который стал выходить в свет под названием «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», но в начале Первой мировой войны прекратил свою деятельность.

«Встреча  по фрейдовской психологии» являлась, по сути дела, организационным началом становления международного психоаналитического движения, ограниченного в 1908 г. рамками Европы. Присутствующий на этой встрече американский психиатр А. Брилл, совершивший в 1907 г. поездки в Париж (психиатрическая больница Сальпетриер) и Цюрих (психиатрическая клиника Бургхёльцли) и вернувшийся в 1908 г. в Нью-Йорк, не выступал в качестве официального представителя американских врачей. Но он имел возможность ближе познакомиться с первыми европейскими психоаналитиками и после завершения встречи в Зальцбурге вместе с Э. Джонсом посетил дом Фрейда в Вене.

В конце 1908г. президент Университета Кларка в Вустере (США), С. Холл пригласил Фрейда прочитать лекции по психоанализу в связи с празднованием 20-летней годовщины со дня основания этого учреждения. Подобное приглашение получил и К. Г. Юнг. В последних числах августа 1909 г. Фрейд, Юнг и Ференци, сопровождавший основателя психоанализа, прибыли в Нью-Йорк, где их встретил А. Брилл. В начале сентября они, и присоединившийся к ним Э. Джонс, который во время пребывания в США годом ранее имел возможность изложить специфику психоаналитических идей перед некоторыми американскими учеными, включая М. Принсона и Дж. Патнема, приехали в Вустер, где в стенах Кларкского университета Фрейд прочитал пять лекций о психоанализе.

Информация о работе Истоки возникновения психоанализа