Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа
Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Подробно изучить историю рождения психоанализа,
Изучить время становления и признания психоанализа,
Проанализировать основные положения психоанализа,
Рассмотреть особенности психоаналитической терапии.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения психоанализа………………………………..…..5
1.1. Рождение психоанализа………………………………………………………...5
1.2. Становление и признание психоанализа …………………………………….10
Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике......17
1.1. Сознательное и бессознательное в различных теориях…………………….17
1.2 Психоаналитическая терапия…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………..…………………28
Список литературы……………
Истоки возникновения психоанализа
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История возникновения психоанализа………………………………..…..5
1.1. Рождение
психоанализа………………………………………………
1.2. Становление
и признание психоанализа ……………
Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике......17
1.1. Сознательное и бессознательное в различных теориях…………………….17
1.2 Психоаналитическая
терапия…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Согласно взглядам самого Фрейда, психоанализ является, во-первых, теорией личности, теорией развития личности и метаморфоз, которые переживает личность; во-вторых, методом исследования, методом изучения личности и, в-третьих, методом лечения; поэтому я хотел бы ответить на ваш вопрос по этим трем пунктам.
Что касается первого пункта, то я убеждена, что как общая теория личности психоанализ вплоть до настоящего времени является наиболее исчерпывающей теорией, способной выявить основные мотивы, движущие как здоровым индивидом, так и человеком, страдающим патологией психологического развития. В связи с этим ей по силам тщательно описывать особенности психического развития, которые обычно выпадают из поля зрения клинического психоанализа в узком смысле. Я имею в виду особенности восприятия, памяти, темперамента и аффектов, системы ценностей, динамики личности, ее структуры. В этом смысле психоанализ представляется мне не менее актуальным, чем в начале этого столетия, или даже более актуальным, чем прежде. И вот что любопытно: психоанализу уже сто лет, и за это время вполне могли бы появиться другие, альтернативные теории личности, способные отодвинуть психоанализ на второй план, но ведь этого не произошло.
Предмет исследования: анализ понятия психоанализа.
Объект исследования исторические аспекты теорий психоанализа.
Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Структура
курсовой работы определяется целями
и задачами сформулированными выше.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава 1 История возникновения психоанализа.
Психоанализ как одно из направлений в психологии и психотерапии возник в конце XIX — начале XX столетия в Австрии. Его основателем был венский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939), который в 1896г. ввел в научный оборот термин «психоанализ». После публикации работы «Толкование сновидений» (1900) у ее автора появилась потребность в более широком обсуждении выдвинутых им идей, чем это имело место раньше, когда 3. Фрейд был в одиночестве и мог излагать свои представления о психическом аппарате, бессознательных процессах, этиологии неврозов только в переписке с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом (1858-1928).
Осенью 1902 г. 3. Фрейд пригласил к себе домой четырех врачей с целью обсуждения тех идей и концепций, которые лежали в основе психоанализа. Этими врачами были Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер и Вильгельм Штекель. Адлер одним из первых дал положительный отзыв на работу Фрейда «Толкование сновидений», которая после выхода в свет не была должным образом оценена венскими врачами, игнорировалась или критически воспринималась многими учеными.
В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) Фрейд отметил, что инициатива собраться группе врачей, вознамерившихся изучать, практиковать и распространять психоанализ, исходила от одного коллеги, «испытавшего на себе благотворное влияние аналитической терапии». Этим коллегой был Штекель, который позднее говорил о том, что его анализ у Фрейда продолжался восемь сеансов, хотя, как считал официальный биограф основателя психоанализа Э.Джонс, период анализа был более продолжительным.
Адлер, Кахане, Рейтлер и Штекель собирались каждую среду вечером в доме Фрейда. Сидя за длинным столом, Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться мнениями по поводу услышанного. Штекель взял на себя роль корреспондента и каждую неделю посылал отчет о дискуссиях в доме Фрейда в воскресный выпуск «Нового венского еженедельника». Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам».
В последующие годы заседания этого общества посетили многие известные люди: врач Дж. Фридьюнг, музыкальный критик и организатор первых концертов для рабочих в Вене Д. Бах, музыканты М. Граф, X. Стравинский и Р. Рейтлер, книгопродавец и издатель работ Фрейда Г. Геллер.
К обществу по средам присоединились также те, кто впоследствии стал практиковать психоанализ: в 1903 г. в доме Фрейда появился П. Федерн (1872-1950); в 1905г. — школьный друг Федерна Э. Хичман; в 1906г. — И. Задгер и окончивший обучение подмастерье О. Ранк (1884-1939), который по рекомендации Адлера представил Фрейду рукопись «Искусство и художник»; в 1907г. — племянник Задгера Ф.Виттельс (1880-1951); в 1909 г. — В. Тауск; в 1910г. — Г. Закс (1881-1947), в дальнейшем ставший одним из членов тайного комитета.
Состав членов Психологического общества по средам не был постоянным. Вместе с тем, если в 1902 г. в него входило пять человек, включая Фрейда, то в 1906 г. количество членов общества достигло семнадцати, а в 1908 г. — двадцати двух человек. Заседания общества проходили на квартире Фрейда.
Если
в момент образования
После
четырех лет существования
В сентябре 1907 г. в письме, посланном членам Психологического общества по средам из Рима, Фрейд предложил распустить это общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 г. получило название «Венское психоаналитическое общество». Речь шла о реорганизации общества, имеющей целью, по выражению основателя психоанализа, «восстановить личную свободу каждого индивида и сделать для него возможным выйти из общества без какого-либо ухудшения его отношений с оставшимися членами общества».
Тем самым предоставлялась реальная возможность безболезненного выхода из общества тех его членов, чьи интересы стали не совпадать с психоанализом, чей образ жизни оказался более несовместимым с психоаналитической деятельностью, а личные отношения выступали в качестве препятствия дальнейшего членства в данном обществе. Причем Фрейд выступил с предложением о повторении подобных акций через каждые три года. Такой способ выхода из психоаналитического общества был осуществлен в 1910 г., однако в дальнейшем он не практиковался в Венском психоаналитическом обществе, хотя на протяжении нескольких лет к нему прибегали в некоторых сообществах подобного типа, включая швейцарское и английское.
До образования Психологического общества по средам в 1902 г. психоаналитические идеи Фрейда не вызывали радушного приема среди венских врачей. Скорее, напротив, опубликованные им совместно с венским ученым и врачом Й. Брейером (1842-1925) статья «Предварительные сообщения» (1893) и работа «Исследования истерии» (1895), а также труд Фрейда «Толкование сновидений» (1900) или оставались незамеченными научной общественностью Австрии, или, за небольшим исключением, сопровождались негативной реакцией со стороны ряда специалистов.
Вместе с тем, те же самые работы были не только замечены зарубежными учеными и врачами, но и ссылки на них нашли свое отражение в некоторых публикациях и диссертациях. В частности, на «Исследования истерии» ссылались в своих публикациях в 1896г. невролог из Бристоля М. Кларк, в 1897 и 1903г. английский ученый Ф. Майерс, в 1898 и 1904г. врач и сексолог Х. Эллис, чей портрет впоследствии основатель психоанализа повесил в приемной своей квартиры на Бергассе 19. Ссылки на работу Фрейда «Толкование сновидений» содержались в докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), подготовленной швейцарским врачом К. Г. Юнгом, который в то время был ассистентом профессора психиатрии в Цюрихе Э. Блейлера (1857-1939).
К тому времени в Цюрихе образовалась группа людей, интересующихся психоанализом Фрейда. Ее членами были Э. Блейлер, А. Мёдер, Ф. Риклин, К. Г. Юнг и др. цюрихские врачи, а также Л. Бинсвангер из Кройцлингена и Э. Клаперед из Женевы. Заседания этой группы проходили, как правило, в психиатрической клинике Бургхёльцли.
В 1906 г. завязалась переписка между Фрейдом и Юнгом. В 1907 г. состоялись первые визиты зарубежных врачей к основателю психоанализа, включая, в порядке их появления в доме Фрейда, Эйтингона, Юнга, Бинсвангера, Абрахама. Все четверо были в то время представителями академической медицинской школы из Швейцарии. В начале 1908 г. к Фрейду приехал венгерский врач Ш. Ференци (1873-1933), который произвел на основателя психоанализа такое благоприятное впечатление, что был приглашен им на двухнедельный летний отдых с его семьей. В том же году Фрейда посетил российский врач Н. Осипов (1877-1934).
В 1907г.
находящийся в Цюрихе английский
врач Э. Джонс предложил Юнгу организовать
международную встречу
«Встреча
по фрейдовской психологии»
В конце 1908г. президент Университета Кларка в Вустере (США), С. Холл пригласил Фрейда прочитать лекции по психоанализу в связи с празднованием 20-летней годовщины со дня основания этого учреждения. Подобное приглашение получил и К. Г. Юнг. В последних числах августа 1909 г. Фрейд, Юнг и Ференци, сопровождавший основателя психоанализа, прибыли в Нью-Йорк, где их встретил А. Брилл. В начале сентября они, и присоединившийся к ним Э. Джонс, который во время пребывания в США годом ранее имел возможность изложить специфику психоаналитических идей перед некоторыми американскими учеными, включая М. Принсона и Дж. Патнема, приехали в Вустер, где в стенах Кларкского университета Фрейд прочитал пять лекций о психоанализе.