Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа
Целью контрольно-курсовой работы является раскрытие понятие психоанализа через истоки его возникновения, через основные его положения и изучение особенностей применения психоанализа на практике. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Подробно изучить историю рождения психоанализа,
Изучить время становления и признания психоанализа,
Проанализировать основные положения психоанализа,
Рассмотреть особенности психоаналитической терапии.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения психоанализа………………………………..…..5
1.1. Рождение психоанализа………………………………………………………...5
1.2. Становление и признание психоанализа …………………………………….10
Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике......17
1.1. Сознательное и бессознательное в различных теориях…………………….17
1.2 Психоаналитическая терапия…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………..…………………28
Список литературы……………
Глава 2. Основные положения психоанализа и применение их на практике.
1.1. Сознательное и бессознательное в различных теориях.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Именно это деление дает возможность понять часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни человека.
Проблема
бессознательного в
работах Зигмунда Фрейда
Цепочка: Инстинкт --> Эмоции --> Ощущения
--> Желания
Зигмунд Фрейд - австрийский учёный, который
первый дал научное обоснование проблемам
бессознательного. По определению Фрейда
“бессознательное - действия человека,
которые он совершает, не отдавая себе
отчета, автоматически. Бессознательный
характер носит психическая деятельность
во время сна, гипноза, лунатизма”. В результате
длительных наблюдений за своими больными
Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние
представления о психике. Бессознательное,
по его мнению, носит врожденный характер.
Он утверждал, что поведение человека
в значительной степени подчиняется влиянию
подсознательных сил, которые он назвал
влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения
обусловлены инстинктами, присущими человеку,
но прежде всего — подавленными желаниями,
то есть желаниями, удовлетворение которых
“запрещено” на уровне сознания и которые
вытеснены в область подсознательного.
Эти желания продолжают действовать без
ведома человека, проявляясь в сновидениях,
оговорках, непроизвольных отклонениях
от адекватного поведения, а также оказывают
влияние на выбор профессии или творчество.
Мера бессознательного определяется переходом
от инстинктивного ощущения действительности
к сознательному восприятию, выраженному
в поведении человека в его конкретных
поступках. Рассмотрим такой пример. Некий
субъект осознаёт вредность курения и
принимает решение бросить курить. Однако
с течением времени инстинкт повышает
эмоциональное напряжение человека. В
результате синтезируется желание, которое
выражается в потребности курения. В итоге
наблюдается сознательное противоречие,
выраженное в действии. Складывается цепочка:
Инстинкт --> Эмоции --> Ощущения -->
Желания. Можно убедиться, что какую бы
систему мы не взяли, то конечным звеном
декомпозиции будет являться такая же
цепочка.
С
точки зрения Фрейда инстинкты
являются каналами, по которым
проходит энергия, формирующая нашу деятельность.
Он считал, что эмоции являются выражением
инстинкта самосохранения или сексуального
инстинкта (или как он сформулировал позднее,
инстинкта Эроса и инстинкта смерти). Либидо,
о котором так много писал и сам Фрейд
и его ученики, и является той специфической
энергией, которая связана с инстинктом
жизни. Для энергии, связанной с инстинктом
смерти и агрессии Фрейд не дал собственного
имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Он также считал, что содержание бессознательного
постоянно расширяется, так как те стремления
и желания, которые человек не смог по
тем или иным причинам реализовать в своей
деятельности вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание. Фрейд пытался
объяснять проблемы бессознательного
с позиций механистически-
Мотивационная структура личности
Анализ
сложной мотивационной
Вторая структура личности — “Я”, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. Если содержание “Оно” расширяется, то содержание “Я”, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с “океаническим чувством Я”, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “Я” до своего тела, сужая, таким образом, объем “Я”.
Третья структура личности — “сверх-Я” не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. “Сверх-Я” (или “супер-эго”) является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияниеМожно сказать, что “сверх-Я” представляет собой совокупность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека). Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “сверх-Я”.3
Бессознательное как источник внутреннего конфликта
Фрейд считал сложную мотивационную структуру личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений (“Оно”) с силой “Я” и “сверх-Я”. “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “сверх-Я”. Существуют защитные механизмы – внутренние предохранители. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются: * вытеснение (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), * регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), * рационализация (оправдание подсознательных побуждений), * идентификация себя с другим лицом (которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта), * проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов), * сублимация (переключение энергии).
Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства и научные открытия.
Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга
Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.4
Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику “свободных ассоциаций” и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие “комплекс”, в том числе и “комплекс Электры”, под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму “бессознательной деятельности души современного человека”. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов: * личного сознания, * коллективного сознания, * личного бессознательного,
* коллективного бессознательного.
Под коллективным бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. “Коллективное бессознательное” представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности. По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие “архетипы”. В общих чертах, “архетипы” образуют “наиболее древние и универсальные формы мышления”, проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным “архетипом” личности является “самость”, вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. “Самость” выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. “Архетипы”, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.
Взгляды Эриха Фромма. Создавая “радикально-гуманистический психоанализ”, Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума. В отличие от Фрейд, считавшего, что в основе бессознательного лежат инстинкты (в частности сексуальные побуждения). Фромм, отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе” утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой. Значительная доля человеческих страстей не может объясняться только инстинктами. Даже если человек удовлетворит голод или жажду или другие биологические потребности, это еще не значит, что “он сам” будут удовлетворен. Фромм считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности”. Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - это продукт культуры. Фромм “распахнул” огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Он, обнаружив в человеке огромный космос неповторимого, незаместимого — это мир его страстей. Они трактуются Фроммом не как вожделения, продукт инстинкта, а отражение индивидуальности человеческого характера. Эти мысли Фромм развивал в своих работах “Человек для самого себя”, “Искусство любить”. Потребности человека, как отмечал Фромм, выходят за рамки животных начал. Кто-то стремиться к успеху и престижу. Кто-то, напротив, вынашивает аскетические идеалы. Иной пытается властвовать, другой — предан деспоту. Прогресс психоаналитической теории, вместе с прогрессом естественных и социальных наук, привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида, а на идее взаимоотношения человека с природой, самим собой и другими людьми. Предполагалось, что именно это взаимоотношение направляет и регулирует энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека.5
2.1. Психоаналитическая терапия.
Классический психоанализ считается наиболее интенсивным и строгим по форме типом психотерапии. Пациент посещает психоаналитика от трёх до пяти раз в неделю, и сам лечебный курс продолжается месяцы, иногда годы. Пациент лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. В процессе психоанализа пациент стремится к возникновению свободных ассоциаций, то есть пытается сказать всё, что ему приходит в голову, дабы проследить движение мыслей к их ранним корням; происходит также анализ сновидений и чувствах переноса, возникающих в процессе анализа.
Существуют несколько основных признаков, отличающих психоанализ от других форм психотерапии:
в психоанализе преимущественно не используются лекарственные средства;
психоаналитик не дает четких и специфических рекомендаций относительно того, как пациент должен управлять своей жизнью или решать свои проблемы. Напротив, аналитик помогает пациенту понять, почему он неспособен решать свои жизненные проблемы или какой внутренний конфликт лишает его ориентировки, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Задача психоаналитика – используя интерпретацию и прояснение, помочь пациенту в реконструировании структуры характера с уменьшением патологической защиты. Важно, чтобы пациент умел выражать свои чувства и мысли, был способен переносить эмоциональное напряжение, вызываемое психоаналитиком, обладал способностью к устойчивому психотерапевтическому альянсу. Отличие психоаналитической психотерапии – в её меньшей интенсивности, хотя она и основана на принципах и методиках, используемых в психоанализе. В психоаналитической психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни.
Главная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит в помощи клиенту в осознании причин внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием определённых болезненных паттернов поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте. Психоаналитическая терапия часто весьма эффективна в группах или в дополнение к индивидуальным сеансам.
Психоаналитический пациент является равноправным партнером психоаналитика в уникальном исследовании своей жизни. Пациент должен лежать на кушетке таким образом, чтобы не быть в поле зрения психоаналитика, но так, чтобы свободно слышать его и разговаривать с ним. Не имеется никаких специфических тем для разговора. Пациент может говорить о чем угодно, о чем ему хочется говорить, но он не должен говорить об этом слишком мало, и это должен быть монолог, а не диалог с аналитиком. В процессе говорения пациент должен рассказать о своей настоящей жизни, поделиться воспоминаниями о прошлом, рассказать о планах на будущее. Мечты и сновидения, фантазии, сексуальные мысли, ненависть и агрессия, и другие чувства относительно себя и других должны быть высказаны любым удобным способом. В течении времени, отпущенного на анализ, аналитик помогает пациенту высказать эмоционально означенную историю его жизни, вскрывая неосознаваемые мотивы, страхи, и воспоминания, которые должны стать интегрированными в его настоящую жизнь.