Исследования становления понятий у взрослых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек в своей жизни формирует тысячи понятия, но природу такого образования не так легко увидеть. Неправильно сформированное понятие в дальнейшем будет влиять на жизнь человека. В рамках проведенных экспериментальных исследований (в начале XX века) были созданы методики, позволяющие проследить этот процесс. Эти методики проводились исключительно на детях, в этой же работе исследователи постарались теоретически обосновать возможность применения этих методов по отношению к взрослым людям. Цель настоящей курсовой работы можно сформулировать таким образом: обосновать возможность применения существующих экспериментальных методик, исследующих различные стороны процесса формирования понятий, в отношении взрослых людей.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
Глава I. Общая характеристика понятия ....................................................... 5
Глава II. Ученые, их исследования и методики ............................................ 7
2.1. История возникновения исследований процесса становления понятий: исследования и методика Н. Аха ........................................................ 8
2.2. Исследования Л. С. Сахарова и Л. С. Выготского. Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова ..................................................... 12
2.3. Исследования П. Я. Гальперина. Теория поэтапного формирования понятий ................................................................................................................. 19
2.4. Исследования Н. Ф. Талызиной ........................................................ 23
Заключение ......................................................................................................... 25
Список использованной литературы ................................................................. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая работа становление понятий.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Департамент образования  города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по «Общему психологическому практикуму»

на тему:

«Исследования становления понятий у взрослых людей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила студентка:

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

% оригинального текста _____

 

 

 

 

Москва 2010/2011 учебный  год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ................................................................................................................ 3

Глава I. Общая характеристика понятия ....................................................... 5

Глава II. Ученые, их исследования и методики ............................................ 7

2.1. История возникновения исследований процесса становления понятий: исследования и  методика Н. Аха ........................................................ 8

2.2. Исследования Л. С. Сахарова и Л. С. Выготского. Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова ..................................................... 12

2.3. Исследования П. Я. Гальперина. Теория поэтапного формирования понятий ................................................................................................................. 19

2.4. Исследования Н. Ф. Талызиной ........................................................ 23

Заключение ......................................................................................................... 25

Список использованной литературы ................................................................. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы - «Исследования  становления понятий у взрослых людей». Актуальность таких исследований заключается в том, что каждый человек в своей жизни формирует тысячи понятия, но природу такого образования не так легко увидеть. Неправильно сформированное понятие в дальнейшем будет влиять на жизнь человека. В рамках проведенных экспериментальных исследований были созданы методики, позволяющие проследить этот процесс. Они дают возможность понять, как протекает мышление, чем оперирует человек в этот момент. В прошлом веке исследованием в этой области занимались такие ученые как Н. Ах, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, К. Халл и др.  Наибольшим интересом в курсовой работе является рассмотрение данного процесса у взрослых людей, хотя такого рода исследования в большинстве случаев проводились на детях.

Главным объектом данного исследования является процесс становления понятий  у взрослого человека.

Предметом же будет являться понятийный анализ методик, то, как развивались с их помощью экспериментальные исследования процесса становления понятий. В курсовой работе подробно будут рассмотрены работы Н. Аха, Л. С. Выготского,  Л. С. Сахарова, П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, которая в своих исследованиях формирования понятий у детей опирается на основные идеи теории Гальперина. Их методики сделали значительный шаг в понимании процесса образования понятий, поэтому, на наш взгляд, очень важно уделить внимание именно этим работам и подробно их изучить.

Гипотеза нашей работы будет такова: возможно ли применение уже существующих методик или теорий исследования процесса становления понятий по отношению к взрослым людям?

Цель настоящей курсовой работы можно сформулировать таким образом: обосновать возможность применения существующих экспериментальных методик, исследующих различные стороны процесса формирования понятий, в отношении взрослых людей.

Исходя из цели исследования, можно обозначить несколько задач, которые помогут раскрыть выбранную нами тему.

Основной задачей будет являться рассмотрение уже существующих в психологии экспериментальных исследований по изучению процесса формирования понятий, тех теоретических положений, на которые опирался тот или иной исследователь, и тех целей, которые он ставил проводя разработанный им эксперимент. Не менее важной задачей является изучение методик, на основе которых проводились исследования. Мы также ставим перед собой задачу рассмотреть те теоретические положения, которые ученые разработали или сформулировали по итогам своих исследований.

Подобный анализ дает нам возможность  после рассмотрения каждой методики и изучения связанных с ней теоретических положений ее автора, поставить перед собой задачу, связанную с попыткой применить эти методики на теоретическом уровне по отношению к изучению становления понятий у взрослых людей.

Методология, которой мы пользовались в данной работе, такова: исследование проведено на основе анализа психологической литературы, связанной с темой данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Общая характеристика понятия

Прежде, чем мы начнем подробный анализ экспериментальных  исследований процесса становления понятий в психологии, важно дать общую характеристику самого понятия.

Понятие является одной из главных форм мышления, которая отражает свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. «Таким образом, понятие (в экспериментальном исследовании) - эта группа, или класс объектов, имеющих общее обозначение и обладающих хотя бы одним общим признаком» [5, С. 78]. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. К примеру, понятие «Человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.

Также существует классификация понятий по множествам признаков (рис. 1):





 



 

 

 

- составное – понятие формируется на основе других понятий;

- элементарное – обратная сторона составного понятия;

- конкретное – понятие, относящееся к определенному объекту окружающего мира;

- абстрактное – понятие относится к свойствам объектов широкого класса;

- эмпирическое – вырабатывается при сравнении общих свойств объектов и явлений;

- теоретическое – формируется на основе опосредованного анализа явлений или объектов, с помощью ранее выработанных понятий.

Различают понятия в «широком смысле» и «научные понятия». Понятия в «широком смысле» выделяют общие признаки явлений, и предметов и закрепляют их в словах, «научные понятия» отражают существенные и необходимые признаки.

Понятие формируется в течение долгого времени с помощью таких методов как сравнение, абстрагирование, сравнение, синтез, обобщение и др. [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Ученые, их исследования и методики

Тему формирования понятий исследовало много ученых. Каждый из них разработал свою методику или теорию. Чаще всего базой для новых исследований были ранее проведенные работы в рамках этой темы. По нашим наблюдениям, авторы меняли ход эксперимента, в основном уделяя внимание изменению теоретических целей и самой методики, в соответствии со своими представлениями о данном предмете.

В предлагаемом нами исследовании будут разобраны работы, относящиеся к исследованию процесса становления понятий у детей, и потом мы попытаемся обосновать их применение в отношении взрослых людей.

В нашей курсовой работе будут рассмотрены работы не всех ученых, занимавшихся данной темой, потому что цели их исследований отличаются от тех, в которых мы заинтересованы.

В начале мы опишем эксперименты Аха, которые исторически начали некоторую  традицию в исследовании понятийного  мышления. Далее подробно будут рассмотрены исследования таких ученых, как Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров и их методика «двойной стимуляции»; П. Я. Гальперин и разработанная им «теория поэтапного формирования понятий»; Н. Ф. Талызина является помощником и последователем идей П. Я. Гальперина, в связи с чем мы будем рассматривать ее деятельность в данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 1. История возникновения исследований становления понятий:

исследования  и методика Н. Аха

В 1901-1911г. психологи Вюрцбургской школы интенсивно занимались экспериментальной разработку процессов мышления. Основателями школы были Освальд Кюльпе и Карл Бюлер. Представителями данной школы были такие ученые, как А. Мессер, Г. Уатт, Н. Ах, К. Марбе и др.

Свои исследования психологи, представляющие данную школу, начали с простых задач на чувственное сравнение, понимание слов и предложений. Первое время испытуемыми были они сами, предъявляя высокие требования к самонаблюдению. Вюрцбуржцы, в отличие от предшествующей им психологии, которая не разрабатывала метод самонаблюдения, хотя и настойчиво говорила о нем, сделали самонаблюдение методом исследования. Н. Ах назвал самонаблюдение «методом систематического экспериментального самонаблюдения».

Н. Ах считал, что в  отличие от ассоциативного потока, решение задачи является активным процессом. Наряду с этим, Ах выделил фактор, определяющий все течение процесса образования понятий в целом. Он определил его как детерминирующую тенденцию, которая регулирует течение наших представлений и действий и исходящую из представления о цели, к достижению которой направлено все это течение, задачи, на разрешение которой направлена вся данная деятельность [1, С. 114], [4].

Н. Ах исследовал процесс  становления понятия при помощи синкретически-генетического метода. «Основным принципом этого метода является введение в эксперимент искусственных, вначале бессмысленных для испытуемого слов, которые не связаны с прежним опытом человека, и искусственных понятий, которые составлены специально в экспериментальных целях путем соединения ряда признаков, которые в таком сочетании не встречаются в мире наших обычных понятий, обозначаемых с помощью речи» [1, С. 111].

Теоретические положения, на которых основан метод исследования формирования искусственных понятий Н. Аха, состоят в следующем. 
 «1. Нельзя ограничиться исследованием готовых понятий, важен процесс образования новых понятий.

2. Метод экспериментального исследования должен быть генетически-синтетическим; в ходе эксперимента испытуемый должен постепенно прихо-дить к построению нового понятия. Отсюда вытекает необходимость созда-ния экспериментальных понятий с искусственной группировкой признаков, входящих в их содержание. 
 3. Необходимо исследовать процесс приобретения словом сигнифика-тивного значения, процесс превращения слова в символ, в представителя предмета или группы сходных между собой предметов. Отсюда вытекает необходимость применения искусственных экспериментальных слов, вначале бессмысленных для испытуемого, но в ходе экспериментов приобретающих для него смысл. 
 4. Нельзя рассматривать понятия как замкнутые самодовлеющие обра-зования и отвлекаться от той функции, которую они играют в цепи психичес-ких процессов. В мышлении и действовании выработка понятия играет роль средства для достижения известных целей. В данном эксперименте испыту-емый должен быть поставлен перед задачами, выполнение которых возмож-но лишь, на основе выработки испытуемым определенных понятий» [11, С. 95].

Методика Н. Аха отличалась от других тем, что прошлые методики работали с уже существующими  понятиями и умением оперировать  с ними. Н. Ах же пошел в другую сторону, он моделировал процесс  становления понятий в эксперименте с помощью искусственного (т.е. не существующего, заранее неизвестного испытуемому) стимульного материала.

Приступим к описанию самой методики.

В данной методике имеется два ряда стимулов. Первым является определенный набор объектов имеющих несколько параметров и отличных друг от друга по некоторым признакам. У Н. Аха это геометрические тела, различные по цвету (4 параметра - красный, зеленый, желтый, синий), форме (3 параметра - кубы, пирамиды, цилиндры), весу (тяжелые и легкие) и размеру (большие и малые). Второй ряд стимулов - набор условных обозначений, бессмысленных слогов или слов, какими у Аха являлись «таро», «фал», «гацун», «рас». Значимыми для построения экспериментальных понятий в методике Аха были два признака - вес и размер.

В процессе образования понятия  субъект присваивает условное значение первоначально бессмысленного слова, которое затем представляет ему группу сходных между собой объектов. Инструкция испытуемого обычно сводилась к тому, чтобы определить (выбрать среди предъявленных объектов) все фигуры с одинаковым названием и обосновать свой выбор.

Однако задачи такого типа (касавшиеся различных понятий) в методике Аха  давались испытуемому не сразу. Для  исследователя "детерминирующей  тенденции", исходящей от задачи и направляющей поиск средств решения, было важно, чтобы еще до начала ее действия исходный материал был бы уже известен испытуемому. Поэтому опыты разделились на три периода; упражнение, поиск и проверку.

Период упражнения: для испытуемого открыты названия всех фигур (написанные на прикрепленных к ним карточкам), он громко читает их, поднимая соответствующие фигуры.

Период поиска: карточки убираются и испытуемый решает задачи указанного типа, возвращаясь по мере необходимости к упражнениям.

Период проверки: при использовании методов определения и сравнения подвергаются испытанию образованные у испытуемого те или иные понятий [1, 5].

Преимущество методики Н. Аха в том, что в ней можно приравнять ребенка и взрослого человека в отношении их знаний, потому что задача, стоящая перед испытуемым в эксперименте, не предполагает прежнего опыта или знаний, на которые мог бы опираться исследуемый. Такой метод позволяет исследовать процесс формирования понятий в чистом виде. Т.е. подобных понятий нет у человека в прошлом опыте, что дает возможность в раскрытом виде проследить этот процесс. Но есть небольшой недостаток, который преобразован в методике Выготского-Сахарова. Вот как описал его сам Л. С. Выготский, в чем мы его полностью поддерживаем:

Информация о работе Исследования становления понятий у взрослых людей