Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:33, курсовая работа
Каждый человек в своей жизни формирует тысячи понятия, но природу такого образования не так легко увидеть. Неправильно сформированное понятие в дальнейшем будет влиять на жизнь человека. В рамках проведенных экспериментальных исследований (в начале XX века) были созданы методики, позволяющие проследить этот процесс. Эти методики проводились исключительно на детях, в этой же работе исследователи постарались теоретически обосновать возможность применения этих методов по отношению к взрослым людям. Цель настоящей курсовой работы можно сформулировать таким образом: обосновать возможность применения существующих экспериментальных методик, исследующих различные стороны процесса формирования понятий, в отношении взрослых людей.
Введение ................................................................................................................ 3
Глава I. Общая характеристика понятия ....................................................... 5
Глава II. Ученые, их исследования и методики ............................................ 7
2.1. История возникновения исследований процесса становления понятий: исследования и методика Н. Аха ........................................................ 8
2.2. Исследования Л. С. Сахарова и Л. С. Выготского. Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова ..................................................... 12
2.3. Исследования П. Я. Гальперина. Теория поэтапного формирования понятий ................................................................................................................. 19
2.4. Исследования Н. Ф. Талызиной ........................................................ 23
Заключение ......................................................................................................... 25
Список использованной литературы ................................................................. 27
Департамент образования города
Курсовая работа
по «Общему психологическому практикуму»
на тему:
«Исследования становления понятий у взрослых людей»
Выполнила студентка:
Научный руководитель:
% оригинального текста _____
Москва 2010/2011 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .....................
Глава I. Общая характеристика понятия ..............................
Глава II. Ученые, их исследования
и методики ..............................
2.1. История возникновения исследований
процесса становления понятий: исследования
и методика Н. Аха ..............................
2.2. Исследования Л. С. Сахарова и Л. С. Выготского.
Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова ..............................
2.3. Исследования П. Я. Гальперина. Теория
поэтапного формирования понятий ..............................
2.4. Исследования Н. Ф. Талызиной ..............................
Заключение ...................
Список использованной
литературы ..............................
Введение
Тема данной курсовой работы - «Исследования становления понятий у взрослых людей». Актуальность таких исследований заключается в том, что каждый человек в своей жизни формирует тысячи понятия, но природу такого образования не так легко увидеть. Неправильно сформированное понятие в дальнейшем будет влиять на жизнь человека. В рамках проведенных экспериментальных исследований были созданы методики, позволяющие проследить этот процесс. Они дают возможность понять, как протекает мышление, чем оперирует человек в этот момент. В прошлом веке исследованием в этой области занимались такие ученые как Н. Ах, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, К. Халл и др. Наибольшим интересом в курсовой работе является рассмотрение данного процесса у взрослых людей, хотя такого рода исследования в большинстве случаев проводились на детях.
Главным объектом данного исследования является процесс становления понятий у взрослого человека.
Предметом же будет являться понятийный анализ методик, то, как развивались с их помощью экспериментальные исследования процесса становления понятий. В курсовой работе подробно будут рассмотрены работы Н. Аха, Л. С. Выготского, Л. С. Сахарова, П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, которая в своих исследованиях формирования понятий у детей опирается на основные идеи теории Гальперина. Их методики сделали значительный шаг в понимании процесса образования понятий, поэтому, на наш взгляд, очень важно уделить внимание именно этим работам и подробно их изучить.
Гипотеза нашей работы будет такова: возможно ли применение уже существующих методик или теорий исследования процесса становления понятий по отношению к взрослым людям?
Цель настоящей курсовой работы можно сформулировать таким образом: обосновать возможность применения существующих экспериментальных методик, исследующих различные стороны процесса формирования понятий, в отношении взрослых людей.
Исходя из цели исследования, можно обозначить несколько задач, которые помогут раскрыть выбранную нами тему.
Основной задачей будет
Подобный анализ дает нам возможность после рассмотрения каждой методики и изучения связанных с ней теоретических положений ее автора, поставить перед собой задачу, связанную с попыткой применить эти методики на теоретическом уровне по отношению к изучению становления понятий у взрослых людей.
Методология, которой мы пользовались в данной работе, такова: исследование проведено на основе анализа психологической литературы, связанной с темой данной работы.
Глава I
Общая характеристика понятия
Прежде, чем мы начнем подробный анализ экспериментальных исследований процесса становления понятий в психологии, важно дать общую характеристику самого понятия.
Понятие является одной из главных форм мышления, которая отражает свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. «Таким образом, понятие (в экспериментальном исследовании) - эта группа, или класс объектов, имеющих общее обозначение и обладающих хотя бы одним общим признаком» [5, С. 78]. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. К примеру, понятие «Человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.
Также существует классификация понятий по множествам признаков (рис. 1):
- составное – понятие формируется на основе других понятий;
- элементарное – обратная сторона составного понятия;
- конкретное – понятие, относящееся к определенному объекту окружающего мира;
- абстрактное – понятие относится к свойствам объектов широкого класса;
- эмпирическое – вырабатывается при сравнении общих свойств объектов и явлений;
- теоретическое – формируется на основе опосредованного анализа явлений или объектов, с помощью ранее выработанных понятий.
Различают понятия в «широком смысле» и «научные понятия». Понятия в «широком смысле» выделяют общие признаки явлений, и предметов и закрепляют их в словах, «научные понятия» отражают существенные и необходимые признаки.
Понятие формируется в течение долгого времени с помощью таких методов как сравнение, абстрагирование, сравнение, синтез, обобщение и др. [6].
Глава II
Ученые, их исследования и методики
Тему формирования понятий исследовало много ученых. Каждый из них разработал свою методику или теорию. Чаще всего базой для новых исследований были ранее проведенные работы в рамках этой темы. По нашим наблюдениям, авторы меняли ход эксперимента, в основном уделяя внимание изменению теоретических целей и самой методики, в соответствии со своими представлениями о данном предмете.
В предлагаемом нами исследовании будут разобраны работы, относящиеся к исследованию процесса становления понятий у детей, и потом мы попытаемся обосновать их применение в отношении взрослых людей.
В нашей курсовой работе будут рассмотрены работы не всех ученых, занимавшихся данной темой, потому что цели их исследований отличаются от тех, в которых мы заинтересованы.
В начале мы опишем эксперименты Аха, которые исторически начали некоторую традицию в исследовании понятийного мышления. Далее подробно будут рассмотрены исследования таких ученых, как Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров и их методика «двойной стимуляции»; П. Я. Гальперин и разработанная им «теория поэтапного формирования понятий»; Н. Ф. Талызина является помощником и последователем идей П. Я. Гальперина, в связи с чем мы будем рассматривать ее деятельность в данной теме.
2. 1. История возникновения исследований становления понятий:
исследования и методика Н. Аха
В 1901-1911г. психологи Вюрцбургской школы интенсивно занимались экспериментальной разработку процессов мышления. Основателями школы были Освальд Кюльпе и Карл Бюлер. Представителями данной школы были такие ученые, как А. Мессер, Г. Уатт, Н. Ах, К. Марбе и др.
Свои исследования психологи, представляющие данную школу, начали с простых задач на чувственное сравнение, понимание слов и предложений. Первое время испытуемыми были они сами, предъявляя высокие требования к самонаблюдению. Вюрцбуржцы, в отличие от предшествующей им психологии, которая не разрабатывала метод самонаблюдения, хотя и настойчиво говорила о нем, сделали самонаблюдение методом исследования. Н. Ах назвал самонаблюдение «методом систематического экспериментального самонаблюдения».
Н. Ах считал, что в отличие от ассоциативного потока, решение задачи является активным процессом. Наряду с этим, Ах выделил фактор, определяющий все течение процесса образования понятий в целом. Он определил его как детерминирующую тенденцию, которая регулирует течение наших представлений и действий и исходящую из представления о цели, к достижению которой направлено все это течение, задачи, на разрешение которой направлена вся данная деятельность [1, С. 114], [4].
Н. Ах исследовал процесс
становления понятия при помощи
синкретически-генетического
Теоретические положения, на которых
основан метод исследования формирования
искусственных понятий Н. Аха, состоят
в следующем.
«1. Нельзя ограничиться исследованием
готовых понятий, важен процесс образования
новых понятий.
2.
Метод экспериментального исследования
должен быть генетически-синтетическим;
в ходе эксперимента испытуемый должен
постепенно прихо-дить к построению нового
понятия. Отсюда вытекает необходимость
созда-ния экспериментальных понятий
с искусственной группировкой признаков,
входящих в их содержание.
3. Необходимо исследовать процесс приобретения
словом сигнифика-тивного значения, процесс
превращения слова в символ, в представителя
предмета или группы сходных между собой
предметов. Отсюда вытекает необходимость применения искусственных
экспериментальных слов, вначале бессмысленных
для испытуемого, но в ходе экспериментов
приобретающих для него смысл.
4. Нельзя рассматривать понятия как замкнутые
самодовлеющие обра-зования и отвлекаться
от той функции, которую они играют в цепи
психичес-ких процессов. В мышлении и действовании
выработка понятия играет роль средства
для достижения известных целей. В данном
эксперименте испыту-емый должен быть
поставлен перед задачами, выполнение
которых возмож-но лишь, на основе выработки
испытуемым определенных понятий» [11,
С. 95].
Методика Н. Аха отличалась
от других тем, что прошлые методики
работали с уже существующими
понятиями и умением
Приступим к описанию самой методики.
В данной методике имеется два ряда стимулов. Первым является определенный набор объектов имеющих несколько параметров и отличных друг от друга по некоторым признакам. У Н. Аха это геометрические тела, различные по цвету (4 параметра - красный, зеленый, желтый, синий), форме (3 параметра - кубы, пирамиды, цилиндры), весу (тяжелые и легкие) и размеру (большие и малые). Второй ряд стимулов - набор условных обозначений, бессмысленных слогов или слов, какими у Аха являлись «таро», «фал», «гацун», «рас». Значимыми для построения экспериментальных понятий в методике Аха были два признака - вес и размер.
В процессе образования понятия субъект присваивает условное значение первоначально бессмысленного слова, которое затем представляет ему группу сходных между собой объектов. Инструкция испытуемого обычно сводилась к тому, чтобы определить (выбрать среди предъявленных объектов) все фигуры с одинаковым названием и обосновать свой выбор.
Однако задачи такого типа (касавшиеся различных понятий) в методике Аха давались испытуемому не сразу. Для исследователя "детерминирующей тенденции", исходящей от задачи и направляющей поиск средств решения, было важно, чтобы еще до начала ее действия исходный материал был бы уже известен испытуемому. Поэтому опыты разделились на три периода; упражнение, поиск и проверку.
Период упражнения: для испытуемого открыты названия всех фигур (написанные на прикрепленных к ним карточкам), он громко читает их, поднимая соответствующие фигуры.
Период поиска: карточки убираются и испытуемый решает задачи указанного типа, возвращаясь по мере необходимости к упражнениям.
Период проверки: при использовании методов определения и сравнения подвергаются испытанию образованные у испытуемого те или иные понятий [1, 5].
Преимущество методики Н. Аха в том, что в ней можно приравнять ребенка и взрослого человека в отношении их знаний, потому что задача, стоящая перед испытуемым в эксперименте, не предполагает прежнего опыта или знаний, на которые мог бы опираться исследуемый. Такой метод позволяет исследовать процесс формирования понятий в чистом виде. Т.е. подобных понятий нет у человека в прошлом опыте, что дает возможность в раскрытом виде проследить этот процесс. Но есть небольшой недостаток, который преобразован в методике Выготского-Сахарова. Вот как описал его сам Л. С. Выготский, в чем мы его полностью поддерживаем:
Информация о работе Исследования становления понятий у взрослых людей