Исследования способностей студентов группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: Исследование способностей в студенческом возрасте
Целью данной работы являлось исследование способностей студентов группы.

Содержание

Введение
1.Проблема самосознания студентов
1.1. Самосознание личности
1.2. Исследование способностей в студенческом возрасте
2. Возможности развития самосознания студентов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольн Microsoft Office Word.docx

— 52.79 Кб (Скачать)

     Современная система высшего образования  приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех психических сфер сознания (физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной, духовной), а не формирование знаний, умений и навыков.

     И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. В.И. Слободчиков, Л.М. Митина указывают  на тот факт, что становление субъекта саморазвития возможно только при наличии  базового, фундаментального условия  – повышения уровня самосознания. Поэтому реализация любых образовательных  программ, ставящих своей целью личностно-профессиональное развитие, подразумевает специальную  работу по развитию самосознания.

     Развитие  самосознания происходит в результате преодоления разнообразных трудностей, поисков выхода из проблемных ситуаций, разрешения жизненных противоречий, совершения смыслоопределяющих выборов. Таким образом, среди важнейших  источников развития самосознания студентов  в первую очередь следует назвать  формирование у них субъектной позиции, в процессе которой происходит становление Я, обретение личностных смыслов и самопознание.

   Сформированная субъектная позиция позволяет студентам стать активными участниками планирования и реализации своих образовательных траекторий, как в содержательном плане, так и во временном аспекте. Это означает освоение студентами важнейших компонентов самосознания личности: умения целеполагания, проектирования и конструирования, выбора индивидуального стиля своей деятельности (сначала учебной, затем – трудовой, профессиональной), становление мировоззрения, саморефлексии, самооценки и самоконтроля. При этом студенты должны стать активными участниками процессов управления качеством процесса образования и оценки получаемых результатов.

     Критерии, которые позволяют фиксировать  и анализировать субъектную позицию  студента:

  • осознанный выбор профессии;
  • стремление к личностной и профессиональной самореализации;
  • отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности, субъектные связи между студентами и преподавателями, между студентом и учебной группой,
  • умение самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать свою  жизнедеятельность;
  • умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою деятельность и поведение;
  • умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.

     И.И. Пчелин выделяет следующие характеристики субъектной позиции:

  • самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего «Образа Я», самопознанием и самоконтролем;
  • самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным основаниям;
  • самоопределение, которое связано с обозначением границ своего «Я»;
  • самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в «Я» человека;
  • самодеятельность, которую осуществляет субъект;
  • самостроительство, которое связано с развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности;
  • самоидентификация, связанная с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом.

     Стимулирование  и поддержка субъектной позиции  студента осуществляется через: проведение самодиагностики (опросники, тестирование, интервью), методы самоанализа, самооценки; разработку студентами мероприятий, направленных на становление жизненной субъектности.

     Этапы становления субъектной позиции  будущего специалиста:

  1. нулевая (объектная) стадия, на которой формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания;
  2. объектно-субъектная стадия, предполагает овладение основами субъектного жизнетворчества, методологией субъектного обучения, субъектной позиции, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиливается работоспособность в личностной и профессиональной самореализации;
  3. субъектно-объектная стадия, предполагает готовность к самостоятельному решению задач, преобразующему отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка профессиональной деятельности;
  4. субъектная стадия - практическая реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, осуществляется необходимая коррекция самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании.

     Государственный образовательный стандарт указывает  на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как  высокий уровень профессиональной образованности, высокоразвитый интеллект, творческий потенциал, знание новейших методов и технологий в соответствующей  сфере деятельности, стремление к  самообразованию, навыки самостоятельной  работы, высокая адаптивность. Все  эти качества формируются успешнее, если студент занимает при обучении субъектную позицию, т.е. является активным участником процесса образования. Сформировавшаяся субъектная позиция студентов позволяет  оптимально организовывать учебный  процесс, грамотно управлять им и  добиваться успехов. Еще раз отметим, что формирование субъектной позиции  студентов играет важную роль в развитии самосознания человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Целью данной работы являлось Исследование способностей студентов в процессе высшего профессионального образования. Самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания. Студенчество является важным периодом в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет: это конец юности, начало молодости. В связи с возрастными особенностями данных периодов, можно сказать, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.

     Одним из способов развития самосознания в  учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального  развития студентов, которое может  быть исследовано наукой.

     Все вышесказанное позволяет сделать  вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального  развития психолога и внедрения  ее в вузовскую практику.  
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Педагогика. Т.1.
  2. Альбуханова К.А. Психология и сознание личности – М.: Логос, 1999.
  3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  5. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология – М.: Логос, 1996.
  6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования – М.: ИЦПКС, 2001.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Знание, 1996.
  8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: «Академия», 2001.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека – М.: Школьная пресса, 2000.
  10. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Монография – М., 2000.

Информация о работе Исследования способностей студентов группы