Исследования способностей студентов группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: Исследование способностей в студенческом возрасте
Целью данной работы являлось исследование способностей студентов группы.

Содержание

Введение
1.Проблема самосознания студентов
1.1. Самосознание личности
1.2. Исследование способностей в студенческом возрасте
2. Возможности развития самосознания студентов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольн Microsoft Office Word.docx

— 52.79 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНАЯ «ЛИГА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ,

ОБРАЗОВАНИЯ И УЛЬТУРЫ

Международный «Институт управления»

Кафедра менеджмента и стратегического  прогнозирования 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Психология»

    На  тему: «Исследования способностей студентов группы» 
     
     
     
     

                                                                                    
 
 
 

  Студентка:  Рубцова

                                                                                     Анастасия Владимировна

                                                                                     Факультет:       Экономический

                                                                                                   Группа: 31 ФЗС(Б)                                                                

                                                                                        Преподаватель:  
 
 

Архангельск – 2012

Содержание

Введение

1.Проблема самосознания  студентов

1.1. Самосознание  личности

1.2. Исследование  способностей в студенческом  возрасте

2. Возможности  развития самосознания студентов.

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  и способности студентов можно  отнести в каком-то смысле к профессии, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

     Современная система высшего образования  приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех сфер сознания, а не формирование знаний, умений и навыков.

 Истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания.

Объект  исследования: самосознание личности.

Предмет исследования: Исследование способностей в студенческом возрасте

Целью данной работы являлось исследование способностей студентов группы.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблема самосознания студентов

1.1 Самосознание  личности

     Проблеме  самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Сознание является высшим уровнем отражения  человеком действительности, одной  из его важнейших характеристик  является – рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию явлений окружающего мира и самого себя, в последнем случае мы имеем  дело с самосознанием личности.

     При этом развитие у личности самосознания совершается в процессе становления  и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в  нее; самосознание не имеет своей  отдельной от личности линии развития, оно включается в этот процесс  развития личности.

     В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека самостоятельным  субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет  и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений  человека с окружающими, отражаясь  в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его  внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

     Самосознание  человека, отражая реальное бытие  личности, делает это – как и  сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом  себе, даже о собственных психических  свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая  перед другими людьми и перед  самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально  определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

     По  мере того как человек приобретает  жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны  бытия, но и происходит более или  менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и  основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и  внутренний смысл тех задач, которые  он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у  некоторых людей, осмыслить жизнь  в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для  решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, –  это нечто, бесконечно превосходящее  всякую ученость, хотя бы и располагающую  большим запасом специальных  знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

     В.С. Мерлин считает, что самосознание –  это сложная психологическая  структура, включающая в себя следующие  основные компоненты:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • систему социально-нравственных самооценок.

     Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности  появляется уже у младенца, когда  он начинает различать ощущения, вызванные  внешними предметами, и ощущения, вызванные  собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

     А.Г. Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание  и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и  мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни». А.Г. Спиркин считает, что благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

     Самосознание  нередко определяется как «знание  самого себя» в отличие от сознания, которое при этом представляется как знание других. Самосознание, таким  образом, сближается с рефлексией. Также отмечается, что рефлексия – «это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни» . Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире, рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его социальной природе, рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

     Самосознание  имеет уровневое строение:

  • на уровне организма – активность субъекта определена системой «организм – среда», самосознание имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
  • на уровне социального индивида активность подчинена потребности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержении ими.
  • на уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации – в труде, спорте, любви и т.д. Реализуется потребность с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь является потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются, как ее условие.

     Самосознание  как осознание себя может принимать  различные формы и проявляться  как самопознание, самоконтроль, самооценка и «Образ Я» (см. Рис.1).                                                            

                                                                      
 
 
 
 
 

         Рис.1 Структура самосознания

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самопознание. Его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается:

  • в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;
  • при осознании отношения других (оценок результатов деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности);
  • в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

     Самопознание  является основой развития постоянного  самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

     Самопознание  выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения  к самому себе, или самооценки. Различия самопознания и самооценки может  быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного  компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может констатирующим, внеоценочным.

     Самооценка – это компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

     Самооценке  и ее развитию посвящено много  психологических работ. Установлено, что самооценка может быть адекватной (объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим  образом проявляется в жизнедеятельности  человека. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Заниженная формирует робость, неверие в  свои силы, замкнутость, стеснительность  и т.д. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельности, вселяет  в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самосознание тесно  связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется  в степени трудности целей  и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень  притязаний можно рассматривать  как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.

Информация о работе Исследования способностей студентов группы