Исследования способностей студентов группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: Исследование способностей в студенческом возрасте
Целью данной работы являлось исследование способностей студентов группы.

Содержание

Введение
1.Проблема самосознания студентов
1.1. Самосознание личности
1.2. Исследование способностей в студенческом возрасте
2. Возможности развития самосознания студентов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольн Microsoft Office Word.docx

— 52.79 Кб (Скачать)

     Одно  из достижений ступени – новый  уровень самосознания. Главное психологическое  приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его  индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей  на других личности, с собственным  миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Отсюда желания утвердиться среди  окружающих людей – тенденция  к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, произведений литературы и искусства; в особых выражениях; в неприятии некоторых общепринятых положений.

     Изменившееся  отношение к себе, осознание своей  особости сочетается с интересом  к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда – само-рефлексия, способность  замечать проявления характера, свойств  воли, особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний  и устремлений.

     Центральный психологический процесс в самосознании – формирование личной идентичности, индивидуальной самотождественности, единства. Открытие себя как неповторимо  индивидуальной личности неразрывно связано  с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит  жить. Самоанализ становится элементом  социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны и многие жизненные планы юноши.

     Самооценка  часто служит средством психологической  защиты. Желание иметь положительный  образ Я нередко побуждает  преувеличивать свои достоинства и  преуменьшать свои недостатки. В целом  адекватность самооценок с возрастом  повышается.

     Важный  компонент самосознания – самоуважение. В юности молодой человек принимает  сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие –  важнейший признак становления  личностного способа бытия.

     Юность  – период окончательного формирования образа своего Я, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и  устранения диспропорций, обусловленных  неравномерностью созревания в кризисе  отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юношам и девушкам свойственно повышенное внимание к представлениям о норме  в отношении роста тела, его  размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны  находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все  показатели соответствуют норме. Эта  повышенная чувствительность может  вызвать конфликтные реакции  или даже хронические психические  нарушения невротического характера. Однако общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более  ровным, нет резких аффективных вспышек, которые возникали в подростковом возрасте из-за общей повышенной возбудимости.

     Период  юности – период самоопределения. Самоопределение  – социальное, личностное, профессиональное, духовное – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор  будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение  сопряжено с задачами социально  и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

     Социальное  самоопределение и поиск себя неразрывно связано с формированием  мировоззрения. Юность – решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в мире. Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему  и смысл собственного бытия, и  перспективы всего человечества.

     Характерное приобретение юности – формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений становится жизненной программой, когда предметом  размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы  его достижения. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши  и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере социального продвижения  и материального благополучия, их притязания зачастую завышены. При  этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. Профессиональные планы юношей и  девушек недостаточно конкретны. Реалистично  оценивая последовательность своих  будущих жизненных достижений, они  чрезмерно оптимистичны в определении  возможных сроков их осуществления. В этом проявляется недостаточная  готовность к реальным трудностям и  проблемам будущей самостоятельной  жизни.

     Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что юность является стадией консолидации сил для выхода в самостоятельную  жизнь, для формирования психологической  установки на взрослую, серьезную  жизнь.

     Начало  ступени индивидуализации связано  с кризисом юности (кризис рождения): 17 – 21 год, который охватывает практически  весь период обучения в вузе. Исходные условия развития кризиса – выход  в самостоятельную жизнь и  реализация личных планов.    Основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионально выбора. Юноши и девушки начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.

     Нередки разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии  и реальностью ее освоения. Среди  тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают  трудности: один не справляется с  учебой, другой разочаровывается в  специальности, третий сомневается  в правильности выбора вуза.

     В кризисе юности молодые люди впервые  сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смыла жизни. Отсутствие внутренних и внешних средств  разрешения кризиса приводит к таким  негативным вариантам развития, как  наркомания, алкоголизм, крайняя форма  неспособности справиться с кризисом приводит к суициду.

     Важное  место в развитии самосознания молодых  людей занимают вопросы профессионального  самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии  в первую очередь вычленяются  вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и  ценностей, самоопределения и самопознания.

     Ступень индивидуализации связана с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой является нахождение человеком индивидуального, подлинно свободного собственного отношения  к социальной реальности, к своей  культуре и к своему времени.

     С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих  способностей как действительно  своих способностей. Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и  стать их субъектом. На данной ступени  впервые начинается авторство в  становлении своих способностей, сознательно и целенаправленное саморазвитие. Мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический и назвать – кризисом юности.

     Кризис  юности как всякий критический период в психическом развитии имеет  свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с  утратой налаженных форм жизни –  взаимоотношений с людьми, способов и форм учебной деятельности и  т.п.; с вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

     В кризисе юности происходит изменение  формы со-бытийности молодых людей  с другими. Впервые партнером  для молодого человека становится все  человечество, с которым взрослеющий  человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных идеалов и ценностей. Это –  отношения в производственном и  студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой.

     Кризис  юности знаменуется существенными  личностными перестройками, которые  могут пройти бесконфликтно, если человек  будет подготовлен к крупным  переменам в его жизни, будет  способен самостоятельно принимать  решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы. Это возраст  реализации потребности в конкретном жизненном самоопределении. С формированием  жизненных планов, соответствующих  уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным особенностям, кризис юности преодолевается.

     Начало  молодости (стадия принятия), возрастные границы которой 19-28 лет приходится как раз на студенческие годы. Молодые  годы – это время овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе развиваются профессиональны роли и позиции, продолжается профессиональная подготовка, в первую очередь через самообразование.

     В этот период ведущей становится профессиональная деятельность, на первый план выходи развитие профессионального самосознания. В  ситуации, когда выбор уже сделан, профессиональная деятельность ставит перед каждым молодым человеком  задачу движения и специализации  в избранной профессии, приобретения мастерства. В некоторых случаях, молодой человек, попробовав себя в  практической деятельности, может принять  решение изменить жизненный выбор  и поменять профессию.

     Первое  место работы, вступление в профессию  являются большим творческим достижением  в общественной сфере. То обстоятельство, что молодые люди с опозданием включаются в сферу реальной профессиональной и социальной деятельности, связано  с тем, что фаза юности искусственно продлевается за счет длительных сроков обучения. Впоследствии это может  привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.

     Большую помощь молодому человеку может оказать  наставник, он способен вселить в  него уверенность, разделяя или одобряя  мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция  наставника состоит в том, чтобы  обеспечить переход от отношений  «родитель-ребенок» к отношениям в  мире взрослых сверстников. Наставник  должен в достаточной степени  обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень  достижений, но в то же время проявлять  к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между  поколениями и установить отношения  на «равных».

     Б. Ливехуд указывает, что в молодые  годы внутренняя душевная жизнь впервые  приобретает личные формы – возникает  собственный уникальный внутренний мир. Появляется знание о собственной  жизни как особой задаче, о добровольно  выбираемой ответственности в отношении  людей и общественных институтов. Ощущение себя личностью, находящейся  в стадии становления, вначале является неустойчивым, что проявляется в  сильном колебании чувств и стремлении испытать собственные способности  в более близких человеческих отношениях и  профессиональной жизни.

     Самооценка  человека в этой фазе еще зависит  от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремиться проявить себя в различных ситуациях, чтобы  понять и познать себя и свои способности, найти свое признание, стремится  к самостоятельности, независимой  жизни, осознает себя взрослым и полноправным.

     Подводя итог, можно заметить, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие  аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ  и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.

     

     2.Возможности развития самосознания студентов

2.1. Требования профессии к развитию уровня самосознания

     Профессия относится к тем качествам  , где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность  обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Информация о работе Исследования способностей студентов группы