Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:19, контрольная работа
Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: Исследование способностей в студенческом возрасте
Целью данной работы являлось исследование способностей студентов группы.
Введение
1.Проблема самосознания студентов
1.1. Самосознание личности
1.2. Исследование способностей в студенческом возрасте
2. Возможности развития самосознания студентов.
Заключение
Список использованной литературы
Одно из достижений ступени – новый уровень самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Отсюда желания утвердиться среди окружающих людей – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, произведений литературы и искусства; в особых выражениях; в неприятии некоторых общепринятых положений.
Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда – само-рефлексия, способность замечать проявления характера, свойств воли, особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений.
Центральный
психологический процесс в
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать свои недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается.
Важный компонент самосознания – самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие – важнейший признак становления личностного способа бытия.
Юность
– период окончательного формирования
образа своего Я, на его долю выпадает
задача многочисленных «доделок» и
устранения диспропорций, обусловленных
неравномерностью созревания в кризисе
отрочества. К концу этой стадии
основные процессы биологического созревания
в большинстве случаев
Период юности – период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовное – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социально и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Социальное
самоопределение и поиск себя
неразрывно связано с формированием
мировоззрения. Юность – решающий этап
становления мировоззрения. В этот
период жизни у человека появляется
потребность построить стройную
систему взглядов на мир, определить
свое место в мире. Юноша ищет
формулу, которая осветила бы ему
и смысл собственного бытия, и
перспективы всего
Характерное
приобретение юности – формирование
жизненных планов. Жизненный план
как совокупность намерений становится
жизненной программой, когда предметом
размышлений оказывается не только
конечный результат, но и способы
его достижения. В своих ожиданиях,
связанных с будущей
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что юность является стадией консолидации сил для выхода в самостоятельную жизнь, для формирования психологической установки на взрослую, серьезную жизнь.
Начало ступени индивидуализации связано с кризисом юности (кризис рождения): 17 – 21 год, который охватывает практически весь период обучения в вузе. Исходные условия развития кризиса – выход в самостоятельную жизнь и реализация личных планов. Основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионально выбора. Юноши и девушки начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.
Нередки
разочарования в
В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смыла жизни. Отсутствие внутренних и внешних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм, крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду.
Важное
место в развитии самосознания молодых
людей занимают вопросы профессионального
самопознания. В связи с доминированием
в сознании студентов экзистенциальных
вопросов, в избранной профессии
в первую очередь вычленяются
вопросы назначения и сущности профессии,
ее общественной, культурной и социальной
ценности, профессиональных норм и
ценностей, самоопределения и
Ступень индивидуализации связана с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой является нахождение человеком индивидуального, подлинно свободного собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.
С
началом ступени
Кризис юности как всякий критический период в психическом развитии имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с людьми, способов и форм учебной деятельности и т.п.; с вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.
В кризисе юности происходит изменение формы со-бытийности молодых людей с другими. Впервые партнером для молодого человека становится все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных идеалов и ценностей. Это – отношения в производственном и студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой.
Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы. Это возраст реализации потребности в конкретном жизненном самоопределении. С формированием жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным особенностям, кризис юности преодолевается.
Начало молодости (стадия принятия), возрастные границы которой 19-28 лет приходится как раз на студенческие годы. Молодые годы – это время овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе развиваются профессиональны роли и позиции, продолжается профессиональная подготовка, в первую очередь через самообразование.
В
этот период ведущей становится профессиональная
деятельность, на первый план выходи развитие
профессионального
Первое место работы, вступление в профессию являются большим творческим достижением в общественной сфере. То обстоятельство, что молодые люди с опозданием включаются в сферу реальной профессиональной и социальной деятельности, связано с тем, что фаза юности искусственно продлевается за счет длительных сроков обучения. Впоследствии это может привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.
Большую помощь молодому человеку может оказать наставник, он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель-ребенок» к отношениям в мире взрослых сверстников. Наставник должен в достаточной степени обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между поколениями и установить отношения на «равных».
Б. Ливехуд указывает, что в молодые годы внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы – возникает собственный уникальный внутренний мир. Появляется знание о собственной жизни как особой задаче, о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов. Ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является неустойчивым, что проявляется в сильном колебании чувств и стремлении испытать собственные способности в более близких человеческих отношениях и профессиональной жизни.
Самооценка человека в этой фазе еще зависит от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремиться проявить себя в различных ситуациях, чтобы понять и познать себя и свои способности, найти свое признание, стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным.
Подводя итог, можно заметить, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.
.
2.Возможности развития самосознания студентов
2.1. Требования профессии к развитию уровня самосознания
Профессия относится к тем качествам , где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.
Информация о работе Исследования способностей студентов группы