Исследования способностей студентов группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: Исследование способностей в студенческом возрасте
Целью данной работы являлось исследование способностей студентов группы.

Содержание

Введение
1.Проблема самосознания студентов
1.1. Самосознание личности
1.2. Исследование способностей в студенческом возрасте
2. Возможности развития самосознания студентов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольн Microsoft Office Word.docx

— 52.79 Кб (Скачать)

     «Образ  Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.

     В психологических исследованиях  «Образа Я» выделяют несколько характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких  измерений составляют комплексную  оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.

     Во-первых, это степень когнитивной сложности  и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком  своих качеств, при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем  сложнее и обобщеннее сами эти  качества, тем выше уровень его  самосознания.

     Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «Образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться  и по направленности на свое Я: у  одних «Образ Я» в центре сознания, у других на периферии; и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.

     В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Он может  отличаться внутренней согласованностью, либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом  себе. Противоречивость и непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

     В-четвертых, это степень устойчивости образа Я во времени. У одних людей  представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.

     В содержании «Образа Я» выделяют следующие  составляющие:

  • «Я» настоящее – то, каким видит себя человек в данный момент, эта составляющая является центром самосознания;
  • «Я» динамическое – то, каким человек планирует стать в будущем, эта составляющая имеет большое значение для самосовершенствования и личностного роста;
  • «Я» идеальное – то, каким человек хочет быть, исходя из моральных норм и ценностей, это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя и других;
  • «Я» ретроспективное – представления о себе в прошлом, необходимый компонент для осмысления и оценки своей жизни;
  • Функционально-ролевое «Я» – представление о себе в контексте той или иной социальной роли, необходимо для оценки и коррекции своего поведения в разных ситуациях;
  • Изображаемое «Я» – то, каким человек демонстрирует себя перед другими, это «маска» человека;
  • «Я» социальное – то, каким, по мнению человека, его видят окружающие;
  • «Я» физическое – то, каким человек воспринимает свою внешность. Эта составляющая играет важную роль в межполовых отношениях, особенно важна в подростковом возрасте;
  • «Я» духовное – то, как человек представляет себя со стороны высших духовных ценностей, выступает как духовный центр личности.

     Интегральным  измерением «Образа Я» выступает:

  • самопринятие: благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей;
  • самоуважение личности: соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности, У. Джемс вывел «формулу самоуважения»: самоуважение = успех притязания, чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.

     Особую  роль в развитии человека, как субъекта труда играет становление профессионального  самосознания. С.А. Дружилов рассматривает профессиональное самосознание как процесс и результат осознания себя в профессиональной сфере, целенаправленного регулирования на этой основе своего поведения, деятельности и отношений. В структуру профессионального самосознания по А.К. Марковой входят:

  • осознание норм, правил выполняемой профессиональной деятельности;
  • формирование профессионального кредо;
  • соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном;
  • оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
  • самооценка, в которой выделяются когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и эмоциональный аспект.

     Таким образом, самосознание – процесс  осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый структурный компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Самосознание имеет социальное происхождение и возникает в ситуациях совместной деятельности. Содержанием самосознания являются всевозможные качества человека, как индивида, субъекта, индивидуальности, таким образом, туда входят черты характера, способности, особенности внешности, поступки и др. Субъективно самосознание переживается как чувство «Я». Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания.

1.2. Развитие самосознания  в студенческом  возрасте

     Студенчество  – важный период в жизни человека, когда завершается подготовка к  самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей, мировоззрения. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет.

     Для понимания особенностей студенческого  возраста, обратимся к периодизации психического развития человека, предложенной В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым. Специфика данной периодизации заключается в том, что она представляет собой: карту человеческих общностей (ступеней развития), внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, тех способностей, которые необходимы для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.

     В построении новой общности выделяют две фазы:

  • период становления со-бытийности, когда образуются способности, позволяющие индивиду входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры;
  • период становления само-бытийности, что позволяет человеку выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы.
  • Вхождение в новую общность подобно рождению и сопровождается сдвигом, преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и с собой, поэтому период вхождения в новую общность назван «кризисом рождения». Разрыв, противоречие между сложившейся формой совместного бытия и деятельности и возможностью нового, более высокого уровня со-бытия и создает явление кризиса. Кризис рождения, таким образом, это всегда поиск новых форм со-бытийности.

     На  фазе со-бытийности человек учится жить по законам данной общности, принимает  предъявленные ему ожидания и  старается им соответствовать. Поскольку  в любой общности участвуют, по крайней  мере, двое, то задача партнера – включить в общность другого со всей его  индивидуальностью, что можно сделать, изменяя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств  назван стадией принятия («Мы –  вместе!»). Когда ребенок становится достаточно инициативным в поддержании  и построении общности, когда его  самостоятельность по построению совместного  действия становится вполне очевидной, взрослый начинает работать «на разрыв»  уже сложившегося типа совместности.

     Если  на стадии принятия усилия ребенка  и взрослого были направлены на общее  дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса развития образуется разрыв и разнонаправленность инициатив  партнеров. Так, усилия взрослого направлены на ориентирование ребенка на поиск  новых способов самоопределения, на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка все так  же направлены на продолжение совместного  status quo, однако незаметно для себя, он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношения на новой предметности – им самим для себя открытой.

     Именно  с восстановления совместности на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности – стадия освоения субъектом собственной  отдельности и единичной самости  внутри данной общности («Мы вместе, но ты – свое, а я свое!»). Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень  развития собственной субъектности, но уже в другом пространстве, в  новой форме со-бытийной общности. В таблице 1 обозначены базисные общности или ступени развития человека.

Таблица 1 Периодизация психического развития человека

Ступени развития Период  становления 

со-бытийности

Период  становления

  само-бытийности

Кризисы рождения Стадии  принятия Кризисы развития Стадии  освоения
Оживление Родовой кризис

2 мес.  – +3 нед.

Новорожденность

0,5 –  0,4 мес.

Кризис новорожденности

3,5 –  7 мес.

Младенчество

6 – 12 мес.

Одушевление Кризис младенчества

11 –  18 мес.

Раннее детство

1,5 –  3 года

Кризис раннего  детства

2,5 –  3,5 года

Дошкольное  детство

3 – 6,5 лет

Персонализация Кризис детства

5,5 –  7,5 лет

Отрочество

6,5 –  11,5 лет

Кризис отрочества

11 –  14 лет

Юность

13 – 18 лет

Индивидуализация Кризис юности

17 –  21 год

Молодость

19 – 28 лет

Кризис молодости

27 –  33 года

Взрослость

32 –  42 года

Универсализация Кризис взрослости

39 –  45 лет

Зрелость

44 –  60 лет

Кризис зрелости

55 –  60 лет

Старость

62 –  …

     Можно заметить, что период студенчества (от 16/17 до 21/22 лет) приходится на пору юности, начало молодости. Остановимся более  подробно на данных возрастных периодах развития человека.

     Юность (стадия освоения) располагается на третьей ступени развития, которая  называется персонализация. Данное слово, соединяющее в себе значение «личины» (роли, маски) и духовного «лика», акцентирует, с одной стороны  важнейший момент личностного развития – появление способности к  самоопределению и саморазвитию, с другой – ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигнувшей внутренней свободы от ближайшего социального окружения.

     На  ступени персонализации, в юности – реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется  лично и по-своему, становится общественный взрослый – Учитель, Мастер, Наставник. Взрослый ценен и значим, прежде всего, своей реальной взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного  бытия – в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через  приобщение к деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным  автором собственной биографии, принимает персональную ответственность  за свое будущее, уточняет границы своей  самотождественности внутри совместного  бытия с другими.  Юность – завершающая стадия ступени персонализации. Основные результаты развития на этой стадии:

  • саморефлексия;
  • окончательное формирование образа своего Я, осознание собственной индивидуальности, само-бытийности;
  • становление мировоззрения;
  • появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

     Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия своего Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности. В качестве главного результата развития на этой стадии выделяют потребность  юноши занять внутреннюю позицию  взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в  мире, т.е. понять себя и свои возможности  наряду с пониманием своего места  и назначения в жизни.

Информация о работе Исследования способностей студентов группы