Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:23, реферат
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%.[8;68]
Очевидно,
здесь существует обратная связь. Изолированность
трудного подростка в классе может
быть не только причиной, но и следствием
того, что он стоит в стороне
от коллектива, пренебрегает его целями
и нормами поведения и т. д.
Тем важнее для педагога ясно видеть
структуру межличностных
3.Психологический климат группы.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, объединяющему членов группы, к руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и ее пределами.
Социально-психологический климат - чрезвычайной сложности и тонкости феномен, существующий благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Отношенческое поле климата группы всегда в движении - как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей.
Климат
группы благоприятен, если названные
отношения позитивны. Мера благоприятствия
группового климата обусловлена
уровнем положительных
Социально-психологический
климат складывается в течение некоторого
времени деятельного
Педагог
может влиять на атмосферу, а, изменяя
ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая
ее в благоприятных
Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личного развития:
· доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
· защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
·
работоспособность как
· инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
·
мажор и оптимизм как устремление
группы к радостным перспективам.[11;
Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.
Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы.
Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, «воспитание протекает «когда нас нет дома». Социально-ценностный климат группы - это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.
Важным
фактором благополучия психологического
климата являются отношения учителя
с группой воспитанников, что
выражается в стиле руководства
группой и стиле
4.Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков.
Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к учебе.
Общение
учителя с учениками должно снимать
такого рода эмоции, вызывать радость
постижения, жажду деятельности, содействовать
«социально-психологической
В
общении можно выделить две стороны:
отношение и взаимодействие. Как
показывают исследования (Березовин
Н.А., Коломинский Я.Л.) у педагога
со стабильным эмоционально-положительным
отношением к детям, деловой реакцией
на недостатки в учебной работе и
поведении, спокойным и ровным тоном
в обращении школьники
В
целом исследователи (Березовин
Н.А., Коломинский Я.Л. «Учитель и
детский коллектив», Минск, 1975) вычленяют
три основных стиля отношения
учителя к классному
Вместе с тем, учитель - это руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие. В психологии разработаны довольно четкие черты портрета различных стилей руководства, в основе которых - взаимодействие. педагога с учащимися. Это такие стили, как: авторитарный (императивный), демократический (сотрудничающий), либеральный (попустительский).
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет направление педагогической деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Даже положительная оценка звучит как команда, а то и как оскорбление. В отсутствие учителя работа учащихся замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.[10;79]
Демократический
стиль проявляется в опоре
педагога на мнение коллектива. Учитель
старается донести цель деятельности
до сознания каждого, подключает всех
к активному участию в
Либеральный стиль - анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете учителя не может быть и речи.
Положение
учителя - это постоянный искус, испытание
властью. Дело не только в субъективизме
и личной предвзятости в оценках
и отношении к учащимся. В бюрократически
организованной системе образования
учитель является прежде всего государственным
служащим, чиновником. Его главная
задача - не допускать каких-либо происшествий
и отклонений от официально принятых
мнений. В интересах собственного
самосохранения авторитарно настроенный
учитель станет подавлять самостоятельность
учеников, требуя, чтобы они говорили
не то, что думают, а то, что положено.
Причем ему очень легко убедить
себя в том, что он действует так
в интересах самих ребят, страхуя
их от будущих неприятностей. Для
подавления самостоятельной мысли
используются и отметки, и характеристики,
и манипулирование мнением
Авторитарный
стиль руководства может
Лучший стиль руководства - демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но у учеников желание работать не иссякает и в отсутствие педагога. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.
Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения. В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
· общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
· общение на основе дружеского расположения,
· общение-дистанция,
· общение-диалог,
· общение-устрашение,
· общение-заигрывание.[10;81]
Общение на основе увлеченности творческой деятельностью отражает устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит и демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском - наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения, поскольку педагоги не управляют школьниками, а вместе с ними заботятся о делах класса, школы и т.п. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность.
Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, - по сути это одно из условий становления стиля на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Дружеское расположение проявляется в вежливости, сдержанности, доверительности педагога. Вместе с тем, оно предполагает недопущение угрюмости, раздражительности, крикливости.
Суть стиля общение-дистанция в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. Даже в тех случаях, когда учитель положительно относится к детям, организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися, а значит этот стиль ведет к педагогическим неудачам.
Информация о работе Исследования межличностных отношений в работах психологов