Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:23, реферат
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Введение
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.
Межличностное
общение оказывается таким
Потребность
в общении со сверстниками, которых
не могут заменить родители, возникает
у ребенка уже в 4-5 лет и с
возрастом неуклонно
1. Исследования межличностных отношений в работах психологов.
Тема
межличностных отношений
В
подавляющем числе случаев
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.
При
сравнении характера
организация
досуга и др. Поэтому в каждом
типе общностей четко
Вместе с тем понятно, что на то, как общаются люди в общности, оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.
Общности,
к которым принадлежит человек,
формируют эталоны общения, которым
человек привыкает следовать. Имея
в виду стойкое влияние вида деятельности
и особенностей общности людей, в
которой развертывается межличностное
общение, необходимо при анализе
делать поправку на постоянную изменчивость
процесса деятельности и общности людей.
Все эти изменения, вместе взятые,
обязательно сказываются и на
межличностном общении
Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.
Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. [1;27]
Во-первых,
«выполнение» может быть более или
менее осознаваемым. В качестве объекта
человек может являть другим людям
свою физическую наружность, выразительное
поведение, оформление внешности, свои
действия, естественно совершенно не
задумываясь над тем, какой отклик
они вызывают в тех, с кем он
общается. Но он может пытаться определять,
какое впечатление вызывает в
окружающих на всем протяжении общения
с ними или в какой-то отдельный
момент, целеустремленно делать все
от него зависящее, чтобы сформировать
у других о себе именно то впечатление,
которое он хотел бы, чтобы у
них было. Во-вторых, различаясь по степени
сложности их личностной структуры,
характеризующей их индивидуальное
своеобразие, люди представляют неодинаковые
возможности для успешного
В
то же время, будучи субъектами общения,
люди отличаются друг от друга присущей
каждому из них способностью проникать
в упомянутое своеобразие другой
личности, определять свое отношение
к ней, выбирать наиболее отвечающие,
по из мнению, целям осуществляемого
ими общения способы
В
настоящее время в психологии
широко исследуется явление так
называемой совместимости или
Сейчас
для психологической науки
друга также по определенным параметрам. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.
Чрезвычайная
субъективная значимость отношений
с другими людьми привлекала к
этой деятельности внимание многих психологов
и психотерапевтов самых
В
работах Л.С. Высотского и его
последователей отношения ребенка
с другими людьми выступают как
всеобщий объяснительный принцип, как
средство освоения мира (где сам
взрослый выполняет роль посредника),
но не как смысловая ткань жизни.
При этом они, естественно, теряют свое
субъективно-эмоциональное и
Исключение составляют работы М.И. Лисиной, в которых предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого.
Следует
подчеркнуть, что в центре внимания
М.И. Лисиной и ее сотрудников
была не только и не столько внешняя,
поведенческая картина общения,
сколько его внутренний, психологический
пласт, т.е. потребности и мотивы
общения, которые по сути дела и есть
отношение к другим. Прежде всего,
следует соотнести понятия «
вид деятельности.
Межличностные отношения при
этом оказались включенными в
проблематику общения. В то же время
межличностные отношения
В отличие от действия отношение:
1) не имеет цели и не может быть произвольным;
2)
не является процессом и,
3)
не имеет культурно-
Вместе
с тем, отношение неразрывно связано
с действием. Оно порождает действие,
меняется и преобразуется в действии
и само формируется и возникает
в действии. Личностный смысл является
и образующей сознания (которое, как
известно, предшествует действию) и
главной характеристикой
В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет исследовались довольно широко. В этих исследованиях можно выделить три основных контекста:
1.
Познавательные отношения - другой
как предмет познания. Наиболее
ярко это направление
2.
Эмоциональные отношения (или
аттракции) - другой как предмет
симпатии. Главной задачей работ
этого направления является
3.
Практические отношения - другой
как предмет воздействия. Это
направление наиболее
1) объектная (или императивная);
2) субъектная (манипулятивная);
3)
субъект-субъектная (диалогическая
или развивающая).[17;77], [18;102].
2.Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные
отношения детей на протяжении всего
периода их пребывания в школе
развиваются и
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.
Информация о работе Исследования межличностных отношений в работах психологов