Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:23, реферат
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).
На
втором, третьем году обучения изменяются
и отношения к личности учителя,
и взаимоотношения в
Постепенно
в коллективе класса непосредственные
эмоциональные связи и
III класса
мотивируют выбор
Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса - с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу.
Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.
В
подростковом возрасте у детей складываются
две разные по своему значению для
психического развития системы взаимоотношений:
одна - со взрослыми, другая - со сверстниками.
Обе они продолжают формироваться
в средних классах школы. Выполняя
одну и ту же общую социализирующую
роль, эти две системы
Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав [21;90]
соответственно
подчеркиваемым взрослыми людьми его
обязанностям. Как реакция на недопонимание
со стороны взрослого человека у
подростка нередко возникают
разного вида протесты, неподчинения,
непослушания, которые в крайне выраженной
форме проявляются в открытом
неповиновении, негативизме. Если взрослый
осознает причину протеста со стороны
подростка, то он берет на себя инициативу
в перестройке взаимоотношений,
и эта перестройка
Однако
фактическое сохранение у подростков
в их психологии и поведении многих
чисто детских черт, в частности
недостаточно серьезного отношения
к своим обязанностям, а также
отсутствие у них способности
действовать ответственно и самостоятельно
нередко препятствуют быстрому изменению
отношения подростка к
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Обособленные
группы сверстников в подростковом
возрасте становятся более устойчивыми,
отношения в них между детьми
начинают подчиняться более строгим
правилам. Сходство интересов и проблем,
которые волнуют подростков, возможность
открыто их обсуждать, не опасаясь быть
осмеянными и находясь в равных отношениях
с товарищами, - вот что делает
атмосферу в таких группах
более привлекательной для
С
переходом во вторую половину подростничества
(примерно с VI класса школы) общение
подростков превращается в самостоятельный
вид деятельности, занимающий достаточно
много времени и выполняющий
важную жизненную роль, причем значение
общения со сверстниками для подростка,
как правило, не меньше, чем все
остальные его дела. Старшему подростку
не сидится дома, он рвется к товарищам,
проявляя явное стремление жить групповой
жизнью. Это - характерная черта детей
именно подросткового возраста, причем
она проявляется у них
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.
Сходство
в интересах и делах является
важнейшим фактором дружеского сближения
подростков. Иногда симпатия к товарищу,
желание дружить с ним являются
причинами возникновения
Позднее,
к концу подросткового
К
концу этого возраста у подростков
возникает интерес и к другу
противоположного пола, стремление нравится
и, как следствие этого, появляется
повышенное внимание к своей внешности,
одежде, манере поведения. Вначале интерес
к человеку другого пола нередко
приобретает характерное для
подростков необычное внешнее выражение.
Мальчишки начинают задирать девчонок,
они в свою очередь жалуются на
мальчишек, сами доставляют им неприятности,
однако такое повышенное взаимное «внимание»
со стороны сверстников тем и
другим доставляет, по-видимому, явное
удовольствие. Позднее характер межполовых
отношений меняется, появляется застенчивость,
скованность и робость, иногда сопровождаемые
сохранением «странной» внешней
атрибутики в поведении: напускное
равнодушие, презрительное отношение
к сверстнику противоположного пола
и т.п. Все эти симптомы характерны
для детей, обучающихся уже в V
- VI классах. В это время девочек,
которые в подростковом возрасте
начинают ускоренно физически
В VII - VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
С
возрастом межличностные
Критерии,
определяющие социометрический статус
старшеклассника в его классном
коллективе, сложны и многообразны.
По данным Я.Л. Коломинского, на первом
месте здесь стоит влияние
на сверстников (значение этого качества
с возрастом неуклонно
Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.
Информация о работе Исследования межличностных отношений в работах психологов