Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании личности детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

1) изучение научной литературы;

2) теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;

3) применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Исследование феномена влияния семьи на формирование личности 5

1.1. Семья как институт воспитания 5

1.2. Сущность и природа понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание» 7

1.3. Доминирование института семьи в формировании личности ребенка 10

ГЛАВА 2. Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка 23

2.1. Апробация методики Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса для выявления влияния семьи на формирование личности 23

2.2. Разработка рекомендаций по усилению роли семьи в формировании личностных качеств ребенка 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в воспитании личности.docx

— 61.91 Кб (Скачать)

     Родители, разумеется, могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам  воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной  ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе с  ним оказываются сломленными  и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в  себя и в свои возможности. Безоглядная  авторитарность родителей, игнорирование  интересов и мнений ребенка, систематическое  лишение его права голоса при  решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

     Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая  своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В  центре воспитательных воздействий  оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной  подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного  дома. Именно эти дети оказываются  более неприспособленными к жизни  в коллективе. По данным психологических  наблюдений именно эта категория  именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым  казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

     Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может  порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут  сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует  переходить намеченную таким образом  линию. Чаще всего в основе этого  типа взаимоотношений лежит пассивность  родителей как воспитателей.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредствованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в  этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

     4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

     1. Уход от проблемы (чисто деловое  общение) 

     2. Мир любой ценой (для взрослого  отношения с ребенком дороже  всего). Закрывая глаза на отрицательные  поступки, взрослый не помогает  подростку, а наоборот – поощряет  отрицательные формы поведения  ребенка. 

     3. Победа любой ценой (взрослый  стремиться выиграть, пытаясь подавить  ненужные формы поведения ребенка.  Если он проигрывает в одном,  то будет стремиться выиграть  в другом. Эта ситуация бесконечна.)

     4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную  победу и в одном и в другом  лагере. К этому обязательно нужно  идти вместе, т.е. это должно  стать результатом совместного  решения.

     Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья  играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом демонстрирует наша экспериментальная  часть исследования, где видно, что  особенности воспитания определяются в семье. Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его  личностных качеств определяется уровнем  воспитания в семье, то есть семья  является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

     Воспитание  детей - это отдача особых сил, сил  духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство  и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где  мать и отец по - настоящему любят  друг друга и вместе с тем любят  и уважают людей.

     Семья является тем ядром, которое закладывает  основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал  младшего школьника. Благоприятным  для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают  результаты нашего исследования, в  котором можно проследить и отрицательные  моменты, в данном случае результаты диагностики, наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно  с детьми.

     Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более  возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

     Всё это наталкивает нас на то, что  роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем  утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет  происходить без этой категории.

     Вся тайна семейного воспитания в  том и состоит, чтобы дать ребенку  возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для  своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с  первого дня появления его  на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

     Таким образом, семья – это внешний  и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает  в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности  характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшим  кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Азбука социального психолога.
  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология.
  3. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964.
  4. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
  6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.
  7. Немов Р.С.. Психология. - М. 1995.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  9. Педагогика. Под редакцией П. И. Пидкасистого.- М., 1996.
  10. Подласый И.П. Педагогика.
  11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.
  12. Сатир В. "Как строить себя и свою семью." М.: "Педагогика - Пресс", 1992 г.
  13. Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  14. Словарь русского языка XI—XVII вв.- М., 1976.
  15. Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка