Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании личности детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

1) изучение научной литературы;

2) теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;

3) применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Исследование феномена влияния семьи на формирование личности 5

1.1. Семья как институт воспитания 5

1.2. Сущность и природа понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание» 7

1.3. Доминирование института семьи в формировании личности ребенка 10

ГЛАВА 2. Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка 23

2.1. Апробация методики Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса для выявления влияния семьи на формирование личности 23

2.2. Разработка рекомендаций по усилению роли семьи в формировании личностных качеств ребенка 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в воспитании личности.docx

— 61.91 Кб (Скачать)

2.1. Апробация методики Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса для выявления влияния семьи на формирование личности

 

     Исследование  проводилось в феврале 2011 года в 4 «Б» классе школы №4 г. Иваново. Нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин. Испытуемыми выступают родители.

     Установив стиль семейного воспитания данной семьи, мы сможем утверждать об особенностях воспитания, посредством которых  возможно определить качества личности младшего школьника. В опроснике  мы возьмём только первые одиннадцать  шкал.

     2 из 10 семей, имеющие следующие  результаты по опроснику «Анализ  семейного воспитания»:

Шкалы Количество  баллов семьи Диагностическое значение
1 2 7
2 4 8
3 1 8
4 3 4
5 2 4
6 3 4
7 3 4
8 1 3
9 3 4
10 2 4
11 5 5
 

     Из  таблицы видно, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно  воспитывать младшего школьника. Об этом говорит шкала № 11 (5 баллов), суммированные положительные ответы равны пяти, число баллов достигло диагностического значения. Эта шкала  позволяет говорить о резкой смене  стиля, приемов воспитания, свидетельствует  о «шараханьях» родителей от очень  строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка.

     Либеральная семья (3 семьи) не требует особого  приклада сил на то, чтобы воспитывать  своего ребёнка. Конечно, ребёнок в  этом семье предоставлен самому себе. Можно подозревать, какие качества могут быть сформированы у младшего школьника. В этом случае ребёнку  «можно всё». После исследования родители говорили почему-то, что у них  недостаточно количества времени на реализацию полноценного воспитания ребёнка  в семье. 3 из 10 семей имеют количество баллов (5 баллов), превышающее диагностическое  значение по шестой шкале (4 балла) и  по восьмой шкале (3 балла). В таблице  показано следующим образом:

Шкалы Количество  баллов семьи Диагностическое значение
1 2 7
2 4 8
3 1 8
4 3 4
5 2 4
6 5 4
7 3 4
8 3 3
9 3 4
10 3 4
11 4 5
 

     Шестая  шкала демонстрирует нехватку обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное  количество обязанностей в семье. Выражения  родителей заключаются в том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому. Такие семьи относятся к категории либеральных семей.

     Авторитарная  семья (3 семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное  наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребёнка. Ему  предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу  и самостоятельность. Требования к  ребёнку велики, не соответствуя его  возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь мы можем говорить о том, что ребёнок  может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально  адаптированным, он уже будет чувствовать  себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что  есть родители, не стремящиеся к  удовлетворению потребностей своих  детей, игнорируя их. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показатель диагностического значения четвёртой  шкалы (4 балла). Результаты приведены  ниже в таблице: 

Шкалы Количество  баллов семьи Диагностическое значение
1 2 7
2 4 8
3 1 8
4 4 4
5 2 4
6 3 4
7 5 4
8 2 3
9 3 4
10 3 4
11 4 5
 

     По  седьмой шкале ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество обязанностей, ограничивающих его свободу  и самостоятельность.

     По  четвертой шкале воспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность  в эмоциональном контакте, общении  с семьёй, в её любви.

     1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает  седьмую шкалу (4 балла) – это  чрезмерность запретов и имеет  показатель (5 баллов), превышающая диагностическое  значение по 9 шкале (4 балла). Результаты  показаны ниже в таблице:

Шкалы Количество  баллов семьи Диагностическое значение
1 2 7
2 4 8
3 1 8
4 3 4
5 2 4
6 3 4
7 5 4
8 2 3
9 5 4
10 3 4
11 4 5
 

     По  девятой шкале характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей  отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

     Мы  видим, что 2 семьи относят себя к  демократическому стилю воспитания, семьи (4 балла), которые достигли показатель диагностического значения по десятой  шкале (4 балла). Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются  на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого  у младшего школьника формируются  положительные качества личности, которые  оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Этот момент особо  важен для воспитания младшего школьника. Результаты приведены ниже в таблице:  

Шкалы Количество  баллов семьи Диагностическое значение
1 2 7
2 4 8
3 1 8
4 3 4
5 2 4
6 3 4
7 3 4
8 1 3
9 3 4
10 4 4
11 4 5
 

     По  десятой шкале родители склонны  обходиться без наказаний или  применяют их крайне редко. Они уповают  на поощрение.

     30 % авторитарных семей, где затормаживается  благоприятное, всестороннее воспитание  ребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка. 30 % либеральных семей, в которых  родители не принимают активное  участие в воспитании младшего  школьника. 20 % семей, где присутствует  отчаянность в воспитании своего  ребёнка, есть только неопределённость  в выборе методов воспитания, верного пути развития. 20 % составляют  демократические семьи, атмосфера  внутри которых царит позитивная  для осуществления полноценного  воспитания.

     Можно сделать вывод, что в процентном соотношении вершину берут авторитарные и либеральные семьи, нежели демократические  семьи. Согласно гипотезе, мы видим, что  развитие ребёнка, формирование его  личностных качеств определяется уровнем  воспитания в семье. Если это авторитарная семья, то, как мы уже сказали, в  большинстве случаев закладываются  негативные черты личности. Тоже самое  можно охарактеризовать и относительно либеральной семьи, где авторитет  родителей не играет роли. Наиболее приемлемой считается семья, в которой  родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника. Наша гипотеза оказалась верной.

     Мы  считаем, что данная проблема объясняется  современным состоянием общества, где  без материальной состоятельности  не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни  для того, чтобы обеспечить достойный  уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет – это  принести в дом деньги, благодаря  этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться  семьёй. Отсюда, ориентиром выступает  не ребёнок, а работа. Семья не видит  того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что младший  школьник ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и  разумную любовь, поддержку и в  полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, жизни.

2.2. Разработка рекомендаций  по усилению роли  семьи в формировании  личностных качеств  ребенка

 

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется  в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, “невмешательство”  и сотрудничество.

     Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка