Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании личности детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

1) изучение научной литературы;

2) теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;

3) применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Исследование феномена влияния семьи на формирование личности 5

1.1. Семья как институт воспитания 5

1.2. Сущность и природа понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание» 7

1.3. Доминирование института семьи в формировании личности ребенка 10

ГЛАВА 2. Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка 23

2.1. Апробация методики Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса для выявления влияния семьи на формирование личности 23

2.2. Разработка рекомендаций по усилению роли семьи в формировании личностных качеств ребенка 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в воспитании личности.docx

— 61.91 Кб (Скачать)

     По  определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее  целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». [15]

     Зигмунд Фрейд в соответствии со своей  концепцией достаточно широко определял  воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом  реальности».

     Толковый  словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся  в общественной жизни». [8]

     В современной педагогике под воспитанием  понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка  в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной  Человека». [9]

     Воспитание -- главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного воз-действия заключается  в целенаправленности, систематичности  и квалифицированном руководстве. [10]

     Воспитание  в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается  как процесс целенаправленной и  сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. [13]

     В психологии воспитание рассматривается  в первую очередь как «деятельность  по передаче новым поколениям общественно-исторического  опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение  человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия  для его развития, подготовки к  общественной жизни и труду». [5]

     Семейное  воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как  той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно  повторяет своих родителей, подражает  папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

     Таким образом, мы ознакомились с краткой  характеристикой вышеперечисленных  понятий, которые дали нам общее  представление о себе. Определений  достаточно много, если взять, к примеру, категорию «воспитание», скорее это  нужно для того, чтобы мы ощутили  внутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона - наличие  множества точек зрения на то, что  из себя представляет данное понятие, какую окраску несёт оно в  себе.

1.3. Доминирование института  семьи в формировании  личности ребенка

 

     Начнём  с того, какую роль в истории  занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взгляды  учёных на данную проблематику.

     Еще в древней Греции Платон вслед  за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное  неравенство произрастают прежде всего  из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.

     Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие  между ними вражду.

     Предтечи  научного коммунизма, особенно ценимые  Марксом и Энгельсом, французские  просветители считали, что семья  должна быть освобождена от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которые порождают  и нездоровые инстинкты, требуют  усиленной конкретной борьбы, разрушающей  непосредственность и бескорыстие  человеческих чувств и отношений. В  распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного  пользования: белье, одежду, самую необходимую  утварь. Все остальное должно принадлежать обществу.

     Гармоническое развитие личности немыслимо без  семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

     А теперь нам пора ознакомиться с тем, в чём суть роли семьи, какие условия  существуют внутри семьи, какой эффект оказывают внутрисемейные условия  и отношения, их особенности, что  для этого нужно сделать.

     «Семья - это первая общественная ступень  в жизни человека. Она с раннего  возраста направляет сознание, волю, чувства  детей». Семья - колыбель духовного  рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая - ее разносторонность.

     Велика  роль семьи в формировании основ  мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения  к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного  воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

     Семейная  атмосфера, когда каждый из родителей  и членов семьи понимают свою ответственность  за воспитание детей.

     Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим  жизни в семье!

     Одним из распространенных недостатков семейного  воспитания становится в наше время  культ вещей, приобретательство, организация  жизни и деятельности детей в  семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного  чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного  воспитания является внимание родителей  только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей  в работах по самообслуживанию.

     Источником  благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого  детства является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень  чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в  семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок  должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного  комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует  чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

     Однако  родительская любовь может быть разной -- от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского  долга, ответственности за формирование детской личности.

     Важным  условием воспитания детей в семье  является авторитет родителей. Здесь  авторитет родителей-то влияние  отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям  и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

     Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

     Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка  в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий  правильного воспитания детей в  семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

     Разрушает авторитет чаще всего использование  родителями двойной морали: одной -- для окружающих, другой -- для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного  возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и  не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что  осуждают других. Разрушает авторитет  родителей и уверенность, что  дети не имеют права критиковать  их поступки, их указания не обсуждаются  и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. В действительности авторитет  отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое  поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность  в отно-шениях с окружающими людьми и собственными детьми -- вот основа родительского авторитета.

     Важными условиями воспитания младшего школьника  являются взаимоотношения школа -- семья -- ребенок. Иногда родители полагают, что  с приходом ребенка в школу  снижается роль семьи в его  воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

     Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые  дети, которые болезненно реагируют  на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные  неудачи и ошибки, что может  стать причиной негативного отношения  к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно  поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему  помощь в налаживании отношений  с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к пере-живаниям детей, ненавязчиво  побуждать рассказывать о своих  взаимо-отношениях со сверстниками и  взрослыми вне семьи. Это поможет  правильно оценивать как собственные  поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что  учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?»  и т.п.

     Постепенно  у младшего школьника формируется  потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них  совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные  чувства ни вызывали у родителей  его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно  разберитесь в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время  нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных  со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать  ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

     Нельзя  пропустить и то, что воспитание-диалог становится одним из важнейших условий  воспитания ребёнка в семье. У  родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих  требований, по мере взросления ребенка  будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

     Бывает, что при выборе методов поощрения  и наказания родители не учитывают  индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или  иного поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит к ухудшению взаимоотношений  между родителями и детьми.

     Педагоги  выделяют три основных стиля взаимоотношений  родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к  детям. Второй -- жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий -- сотрудничество, взаимопонимание родителей и  детей, учет прав, потребностей и интересов  каждого из участников взаимоотношений.

     Потребность в общении -- первая социальная потребность  ребенка. Общение взрослых и детей  всегда происходит на эмоциональной  основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым  к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами  семьи, тем богаче его личность.

     К сожалению, современный напряженный  темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Беседы со школьниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация  содержательного и достаточно продолжительного общения с детьми -- необходимое  условие их воспитания в любом  возрасте.

     Однако  с течением времени изменяется содержание общения -- то, что ищет в нем ребенок. Младший школьник не только стремится  удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребенка