Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:21, курсовая работа
Цель – выявить, существует ли зависимость уровня развития памяти от типа темперамента у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: тип темперамента младшего школьника влияет на уровень развития его памяти.
Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
- обобщить теоретические положения по заявленной теме;
- с помощью различных методик выявить типы темперамента и уровень развития памяти у группы испытуемых младших школьников;
- на основе полученных данных сделать вывод, подтверждающий или опровергающий рабочую гипотезу.
Введение
1 Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти
1.1. Темперамент. Теории, виды
1.2 Особенности проявления темперамента у младших школьников
1.3 Память: понятие, процессы, виды
2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
С помощью второй методики «узнавание фигур» мы определяли уровень развития процесса узнавания. Испытуемому сначала на 10 секунд показывали таблицу с изображением 9 фигур и предлагали рассмотреть и запомнить их. После чего просили найти среди большого количества фигур в другой таблице те, которые были в первой. Уровень узнавания подсчитывался по формуле: Е = М / 9 + N, где М - число правильно узнанных фигур, N - число неправильно узнанных фигур (оптимальный уровень равен единице: чем ближе результаты к единице, тем выше уровень узнавания у ребенка)
Третья
методика «заучивание 10 слов», предложенная
А. Р. Лурия, помогла определить уровень
развития динамических особенностей процесса
запоминания и долговременной слуховой
памяти. Исследование проводилось в два
этапа - на первом зачитывались 10 слов,
после чего ребенок называл те, которые
запомнил, порядок неважен. Прочтение
повторялось 6 раз, после каждого заполнялся
протокол (таблица 2). Второй этап – спустя
час ребенок должен был без предварительного
зачитывания воспроизвести запомнившиеся
слова.
Таблица 2
Протокол
Фамилия,
имя___________________________
№ | число | хор | камень | гриб | кино | зонт | море | шмель | лампа | рысь | др. |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
ч/з час |
По полученному протоколу составляется график – кривая запоминания, по форме кривой которого можно сделать вывод относительно особенностей запоминания
2.2 Анализ результатов
исследования
Теперь вернемся к цели нашей работы, а именно – выявить, существует ли связь между типом темперамента младшего школьника и уровнем развития его памяти. В первой главе мы исследовали теоретическую основу проблемы. Затем провели исследование типов темперамента и уровня развития памяти детей. Далее попытаемся кратко изложить и проанализировать получившиеся результаты.
Ниже
в таблице 3 отображены данные исследования
кратковременной образной памяти детей.
Таблица 3
Уровень развития по 5-бальной шкале | |||
Холерики | 1 | 1 | 1 |
Флегматики | 5 | 5 | |
Сангвиники | |||
меланхолики |
Таблица 4
Уровень развития по 5-бальной шкале | |||
Холерики | 1 | 1 | 1 |
Флегматики | 5 | 5 | |
Сангвиники | |||
меланхолики |
Список использованной
литературы
Приложение 1
Методика «Личностный опросник Р. Кеттала»
Часть 1
1.Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты долго выполняешь свои домашние задания.
2.
Если над тобой подшутили -
ты сердишься или Если над
тобой подшутили, то ты
3.Ты уверен(а), что почти всё сам(а) можешь сделать как надо или
Ты убеждён(а), что сам(а) можешь справиться лищь с некоторыми заданиями.
4.Ты часто совершаешь ошибки или Ты почти никогда не делаешь ошибок.
5.У тебя много друзей или У тебя мало друзей.
6.Другие ребята умеют делать больше, чем ты или Ты можешь сделать столько же, как и другие.
7.Ты
всегда хорошо запоминаешь
8.Ты много читаешь или Большинство ребят читают больше чем ты.
9.Когда
учитель выбирает другого
10.Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные или Ты не уверен(а), что все выдумки, идеи хорошие.
11.Ты обычно молчаливый(ая) или Ты обычно говоришь много.
12.Ты можешь вечером долго сидеть спокойно или Ты не можешь вечером много сидеть спокойно и начинаешь ёрзать.
13.Твоя мама говорит, что ты слишком беспокойный(ая) и шумный(ая) или Твоя мама говорит, что ты спокойный(ая) и тихий(ая).
14.Ты всегда осторожен (осторожна) в своих движениях или Бывает, что бегая ты задеваешь людей и предметы.
15.Тебя обижают взрослые или Взрослые тебя хорошо понимают.
16.Учитель часто делает замечание на уроках или Учитель считает, что ты ведёшь себя на уроках так, как надо.
17.С
тобой часто случаются большие
неприятности или С тобой
18.Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро или Когда в классе появляется новичок, и то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним ни сразу.
19.Ты часто огорчаешься, когда не сбывается то, на что ты рассчитывал(а) или Ты редко огорчаешься, если не случается то на что ты рассчитывал(а).
20.Взрослые
не обращают на тебя внимания
и разговаривают между собой
в твоём присутствии или В
твоём присутствии взрослые
21.Можешь ли ты свободно встать, не стесняясь, в классе и что угодно рассказать или Когда нужно что-нибудь рассказать всему классу, ты робеешь, и стесняешься.
22.Большинство
своих планов тебе удаётся
осуществить или Порой
23.Бывает так, что тебе грустно и одиноко или Не бывает так, что тебе было грустно и одиноко.
24.Тебе
хорошо живётся или Тебе
25.Если тебе делают замечания, ругают, то ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение или Если тебя ругают, делают замечания, то ты сильно расстраиваешься
Часть 2
1.Почти все к тебе хорошо относятся или К тебе хорошо относятся только некоторые люди.
2.Когда ты утром просыпаешься, то часто бываешь сонным и вялым или Когда ты утром просыпаешься, то бываешь бодрым и тебе сразу хочется веселиться.
3.Ты
обычно заканчиваешь свою
4.Ты иногда бываешь неуверен в себе или Ты всегда уверен в себе.
5.Ты
всегда радуешься, когда
6.Говорит ли тебе мама, что ты всё делаешь медленно или Мама тебе говорит, что всё делаешь быстро.
7.Другим детям всегда нравится, что ты предлагаешь или Другим детям не всегда нравится, что ты предлагаешь.
8.В школе ты всё выполняешь так, как требуют или В школе твои одноклассники выполняют требования лучше, чем ты.
9.Ты
думаешь, что другие дети
10.Ты всегда делаешь всё хорошо или Бывают дни, когда у тебя ничего не получается.
11.Во
время урока ты сидишь
12.Ты иногда возражаешь своей маме или Ты не возражаешь своей маме, побаиваясь.
13.Ты считаешь, что всегда вежлив(а) или Ты считаешь, что бываешь невежливым(ой).
14.Говорят,
что с тобой трудно
15.Хошется
ли тебе иногда быть
16.Твоя мама всё делает лучше, чем ты или ты часто делаешь разные вещи лучше, чем мама.
17.Когда
тебе сообщают приятную
18.Ты
лучше бы слушал(а) историю
о войне или Ты лучше бы
слушал(а) историю о жизни
19.Ты
долго помнишь о своих
20.Если мама тебя отругала, ты становишься грустным(ой) или Если мама тебя отругала, то настроение у тебя почти никогда не портится.
21.Тебя
учитель часто хвалит или
22.Можешь ли ты взять в руки паука или Ты не в состоянии взять в руки паука.
23.У тебя всё удачно выходит или у тебя бывают неудачи.
24.Иногда ты сидишь без дела и поэтому чувствуешь себя плохо или такого с тобой почти никогда не бывает.
25.Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно волнуешься или Ты никогда не повышаешь голос во время разговора.
Информация о работе Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей