Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить, существует ли зависимость уровня развития памяти от типа темперамента у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: тип темперамента младшего школьника влияет на уровень развития его памяти.
Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
- обобщить теоретические положения по заявленной теме;
- с помощью различных методик выявить типы темперамента и уровень развития памяти у группы испытуемых младших школьников;
- на основе полученных данных сделать вывод, подтверждающий или опровергающий рабочую гипотезу.

Содержание

Введение
1 Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти
1.1. Темперамент. Теории, виды
1.2 Особенности проявления темперамента у младших школьников
1.3 Память: понятие, процессы, виды
2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Дети-холерики любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны  на уроке, легко включаются в работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго.

     Сильное возбуждение и менее сильное  торможение. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

     Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости.

     4) Слабый тип - меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

     Характеризуется слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

     Дети  меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и  обидчивы. При поступлении в школу  долго не могут привыкнуть к новой  обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

     Свойство  нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика  отражает смешение типов или проявляется  как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом). 

     1.3 Память: понятие,  процессы, виды 

     Велика  она, эта сила памяти, Господи, слишком  велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам…

     Августин  Аврелий

     Память  можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

     Память  характеризуется следующими параметрами:

     - объем памяти – показатель  количества запоминаемой информации;

     - точность воспроизведения – отражает  способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

     - быстрота воспроизведения – характеризует  способность человека использовать  в практической деятельности  имеющуюся у него информацию;

     - длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию

     Существует  несколько оснований для классификации  форм и видов памяти: [10, с. 138]

  1. по времени сохранения материала:

     - кратковременная - память, в которой  сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;

     - долговременная – память, рассчитанная  на длительный срок хранения  информации, как правило, заранее  не определенный;

     - оперативная – память, занимающая  промежуточное положение между  кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

     2. по преобладающему в процессе  запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

     - двигательная – запоминание и  сохранение, а при необходимости  и воспроизведение разнообразных  движений;

     - зрительная – способность в  течение длительного времени  «видеть» отсутствующую в реальном  зрительном поле картину или  предмет;

     - слуховая – хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например речевых, музыкальных;

     - словесно-логическая память характеризуется  тем, что человек, обладающий  ею, быстро и точно запоминает  смысл событий, логику какого-либо  доказательства, смысл читаемого текста и т. д. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала;

     - эмоциональная – память на  бывшие когда-то переживания,  она участвует в работе всех  видов памяти.

     3. по характеру целей деятельности:

     - непроизвольная – запоминание  и воспроизведение, которые осуществляются  автоматически, без волевых усилий  человека, без контроля со стороны  сознания;

     - произвольная – в этом случае  присутствует специальная цель  что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

     Однако  чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство  людей обладают смешанными типами –  слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрителтно-слуховым. Тип памяти зависит  не только от природных особенностей НС, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу, что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. [9, с.277]

     Как известно, у детей младшего школьного  возраста преобладает наглядно-образное мышление, а память и мышление тесно  связаны между собой. Поэтому  в своей работе мы взяли за основу исследование образной и зрительной памяти.

 

      2. Исследование типов  темперамента и  уровня развития  памяти у детей 

     2.1 Организация и  методы исследования 

     Для подтверждения гипотезы было проведено  опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной  практики в ПСШ №3 г. Печоры во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 этапа. Цель первого этапа - определить типы темперамента школьников и исследовать состояние памяти детей. Для реализации поставленной цели были проведены следующие методики:

     -личностный  опросник Р. Кеттела (детский  вариант) (приложение А)

     Цель: определить типы темперамента учащихся.

     -«Паспорт  темперамента» А. Белова (приложение  Д)

     Цель: определить ведущий тип темперамента каждого ребенка.

     Методика  Р. Кеттела содержит 5 шкал, которым соответствует 5 черт личности: экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозмутимость, смелость, оптимизм. Для диагностики детям было предложено ответить на 50 вопросов. Т. к. для учащихся 2 класса это большая нагрузка, тестирование проводилось в 2 этапа. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, использовался стандартный ключ (приложение Б), который накладывается на опросный лист (приложение В). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности обозначена на шаблоне цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Баллы суммируются для каждой черты личности, каждая оценка переводится в 10-бальную путем соотнесения с нормативными данными (приложение Г). На основе полученных данных мы определяли типы темперамента каждого учащегося. По результатам методики мы выявили, что во 2 А классе из 100% детей (27 чел.) 33%- холерики, 26%-сангвиники, 26%- флегматики, 15%- меланхолики.

     Для чистоты эксперимента проводилась  методика «Паспорт темперамента» А. Белова, с помощью которой мы определяли ведущий тип темперамента каждого  ребенка. Данная методика представляет собой опросник из четырех блоков слов по 20 в каждом. Дети должны были отметить в каждом «паспорте» знаком «+» те качества, которые они у себя замечали. Диагностика также проводилась в несколько этапов. По результатам опроса подсчитывалось количество отмеченных качеств в каждом «паспорте», находилось общее количество по всем блокам по формуле: 

     А=Ах+Ас+Аф+Ам 

     Затем находился преобладающий тип  темперамента каждого учащегося  по формулам: 

     Тх=(Ах/А×100%)

     Тс=(Ас/А×100%)

     Тф=(Аф/А×100%)

     Тм=(Ам/А×100%) 

     Результаты 2х методик полностью совпадают.

     Во  время проведения методик дети вели себя по-разному: одни постоянно отвлекались, мешали другим ребятам, задавали много вопросов, другие добросовестно выполняли задание; некоторые быстро уставали, другие напротив, не выглядели утомленными даже в конце работы; одни справились с заданиями быстро и самостоятельно, другие же наоборот, закончили самыми последними. Наблюдение за детьми во время тестирования, на учебных занятиях и на переменах также подтвердило результаты обеих методик.

     Для исследования уровня развития памяти была выделена группа детей из 12 человек – по 3 каждого типа темперамента для удобства сравнения результатов (Приложение Е). При работе с данной группой мы использовали следующие методики:

     - «образная память»

     Цель: изучение кратковременной образной памяти.

     - «узнавание фигур»

     Цель: исследования процесса запоминания.

     - «заучивание 10 слов»

     Цель: исследование динамичности и продуктивности заучивания.

     Данные  методики рассчитаны на индивидуальные формы работы. Каждому ребенку  они были предложены последовательно.

     Для детей младшего школьного возраста зрительное восприятие образа важнее слухового, поэтому мы выбрали 2 методики на зрительную память и одну – на слуховую. С помощью методики «образная  память» мы определяли уровень развития кратковременной образной памяти. Для этого ребенку на 20 секунд предъявлялась таблица с рисунками (16 изображений), после чего нужно было записать или зарисовать все, что удалось запомнить. Уровень развития оценивался в баллах – таблица 1 (норма-6 и более правильных ответов) 

     Таблица 1

Оценка,

баллы

9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во воспр.

образов

15-16 13-14 10-12 7-9 6 5 4 3 1-2

Информация о работе Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей