Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:21, курсовая работа
Цель – выявить, существует ли зависимость уровня развития памяти от типа темперамента у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: тип темперамента младшего школьника влияет на уровень развития его памяти.
Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
- обобщить теоретические положения по заявленной теме;
- с помощью различных методик выявить типы темперамента и уровень развития памяти у группы испытуемых младших школьников;
- на основе полученных данных сделать вывод, подтверждающий или опровергающий рабочую гипотезу.
Введение
1 Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти
1.1. Темперамент. Теории, виды
1.2 Особенности проявления темперамента у младших школьников
1.3 Память: понятие, процессы, виды
2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Дети-холерики любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго.
Сильное возбуждение и менее сильное торможение. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.
Для
ребенка холерического
4) Слабый тип - меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
Характеризуется слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство
нервной системы каждого
1.3
Память: понятие,
процессы, виды
Велика она, эта сила памяти, Господи, слишком велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам…
Августин Аврелий
Память
можно определить как психофизиологический
процесс, выполняющий функции
Память характеризуется следующими параметрами:
-
объем памяти – показатель
количества запоминаемой
-
точность воспроизведения –
-
быстрота воспроизведения –
- длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию
Существует
несколько оснований для
- кратковременная - память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;
- долговременная – память, рассчитанная на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный;
- оперативная – память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
2.
по преобладающему в процессе
запоминания, сохранения и
-
двигательная – запоминание и
сохранение, а при необходимости
и воспроизведение
-
зрительная – способность в
течение длительного времени
«видеть» отсутствующую в
-
слуховая – хорошее
-
словесно-логическая память
- эмоциональная – память на бывшие когда-то переживания, она участвует в работе всех видов памяти.
3. по характеру целей деятельности:
-
непроизвольная – запоминание
и воспроизведение, которые
- произвольная – в этом случае присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.
Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами – слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрителтно-слуховым. Тип памяти зависит не только от природных особенностей НС, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу, что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. [9, с.277]
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а память и мышление тесно связаны между собой. Поэтому в своей работе мы взяли за основу исследование образной и зрительной памяти.
2. Исследование типов
темперамента и
уровня развития
памяти у детей
2.1
Организация и
методы исследования
Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики в ПСШ №3 г. Печоры во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 этапа. Цель первого этапа - определить типы темперамента школьников и исследовать состояние памяти детей. Для реализации поставленной цели были проведены следующие методики:
-личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (приложение А)
Цель: определить типы темперамента учащихся.
-«Паспорт темперамента» А. Белова (приложение Д)
Цель: определить ведущий тип темперамента каждого ребенка.
Методика Р. Кеттела содержит 5 шкал, которым соответствует 5 черт личности: экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозмутимость, смелость, оптимизм. Для диагностики детям было предложено ответить на 50 вопросов. Т. к. для учащихся 2 класса это большая нагрузка, тестирование проводилось в 2 этапа. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, использовался стандартный ключ (приложение Б), который накладывается на опросный лист (приложение В). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности обозначена на шаблоне цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Баллы суммируются для каждой черты личности, каждая оценка переводится в 10-бальную путем соотнесения с нормативными данными (приложение Г). На основе полученных данных мы определяли типы темперамента каждого учащегося. По результатам методики мы выявили, что во 2 А классе из 100% детей (27 чел.) 33%- холерики, 26%-сангвиники, 26%- флегматики, 15%- меланхолики.
Для
чистоты эксперимента проводилась
методика «Паспорт темперамента» А.
Белова, с помощью которой мы определяли
ведущий тип темперамента каждого
ребенка. Данная методика представляет
собой опросник из четырех блоков
слов по 20 в каждом. Дети должны были отметить
в каждом «паспорте» знаком «+» те качества,
которые они у себя замечали. Диагностика
также проводилась в несколько этапов.
По результатам опроса подсчитывалось
количество отмеченных качеств в каждом
«паспорте», находилось общее количество
по всем блокам по формуле:
А=Ах+Ас+Аф+Ам
Затем
находился преобладающий тип
темперамента каждого учащегося
по формулам:
Тх=(Ах/А×100%)
Тс=(Ас/А×100%)
Тф=(Аф/А×100%)
Тм=(Ам/А×100%)
Результаты
2х методик полностью
Во время проведения методик дети вели себя по-разному: одни постоянно отвлекались, мешали другим ребятам, задавали много вопросов, другие добросовестно выполняли задание; некоторые быстро уставали, другие напротив, не выглядели утомленными даже в конце работы; одни справились с заданиями быстро и самостоятельно, другие же наоборот, закончили самыми последними. Наблюдение за детьми во время тестирования, на учебных занятиях и на переменах также подтвердило результаты обеих методик.
Для исследования уровня развития памяти была выделена группа детей из 12 человек – по 3 каждого типа темперамента для удобства сравнения результатов (Приложение Е). При работе с данной группой мы использовали следующие методики:
- «образная память»
Цель: изучение кратковременной образной памяти.
- «узнавание фигур»
Цель: исследования процесса запоминания.
- «заучивание 10 слов»
Цель: исследование динамичности и продуктивности заучивания.
Данные методики рассчитаны на индивидуальные формы работы. Каждому ребенку они были предложены последовательно.
Для
детей младшего школьного возраста
зрительное восприятие образа важнее
слухового, поэтому мы выбрали 2 методики
на зрительную память и одну – на
слуховую. С помощью методики «образная
память» мы определяли уровень развития
кратковременной образной памяти. Для
этого ребенку на 20 секунд предъявлялась
таблица с рисунками (16 изображений), после
чего нужно было записать или зарисовать
все, что удалось запомнить. Уровень развития
оценивался в баллах – таблица 1 (норма-6
и более правильных ответов)
Таблица 1
Оценка,
баллы |
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кол-во
воспр.
образов |
15-16 | 13-14 | 10-12 | 7-9 | 6 | 5 | 4 | 3 | 1-2 |
Информация о работе Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей