Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить, существует ли зависимость уровня развития памяти от типа темперамента у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: тип темперамента младшего школьника влияет на уровень развития его памяти.
Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
- обобщить теоретические положения по заявленной теме;
- с помощью различных методик выявить типы темперамента и уровень развития памяти у группы испытуемых младших школьников;
- на основе полученных данных сделать вывод, подтверждающий или опровергающий рабочую гипотезу.

Содержание

Введение
1 Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти
1.1. Темперамент. Теории, виды
1.2 Особенности проявления темперамента у младших школьников
1.3 Память: понятие, процессы, виды
2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

1 Теоретическое  исследование темперамента младших  школьников и уровня развития  памяти

1.1. Темперамент.  Теории, виды

1.2 Особенности  проявления темперамента у младших  школьников

1.3 Память: понятие, процессы, виды

2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей

2.1 Организация  и методы исследования

2.2 Анализ  результатов исследования.

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение 

 

      Введение 

     Высшей  ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, совершенствование личных качеств, забота о всестороннем развитии его способностей входит в круг проблем современного общества.

     Всестороннее  развитие каждого человека предполагает в качестве важного условия выявление  творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя; в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

     Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Одно из них – тип темперамента.

     Проблема  темперамента занимает человечество уже 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью существования психических  различий между людьми — различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Однако с все большим единодушием ученые и практики признают, что «темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей» [16, с.67]. Создателем учения о темпераменте считается Гиппократ. Проблемой индивидуальных типологических особенностей людей занимались многие исследователи: Э. Кречмер, У. Шелдон, Б. М. Теплов. И. П. Павлов раскрыл физиологические основы темперамента и выделил свойства нервных процессов, а на основе их комбинаций - четыре типа нервной системы или темперамента.

     Одним из основных познавательных процессов  считается память. Но можно сказать  и больше: она основа всякого познания. О значении памяти говорит хотя бы тот факт, что древние греки  считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз. Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем.

     Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Г. Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в своих многочисленных экспериментах установил ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

     П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека.

     Опосредованный  характер воспроизведения словесных  сообщений показал в своих  экспериментах Ф. Бартлетт.

     Большой вклад в проблему онтогенетического развития произвольной памяти сделан советскими исследователями – П. П. Блонским, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др.

     В настоящее время широкое распространение  получили исследования памяти в рамках когнитивной психологии.

     Как видим, степень изученности вопросов темперамента и памяти высока. Но никто  из ученых не ставит вопрос о связи  типа темперамента человека и состояния его памяти. Поэтому проблема нашего исследования заключается в необходимости выявления зависимости между типом темперамента и уровнем развития памяти у младших школьников.

     Объект  исследования-

     Предмет исследования-

     Цель  – выявить, существует ли зависимость  уровня развития памяти от типа темперамента у детей младшего школьного возраста.

     Гипотеза: тип темперамента младшего школьника влияет на уровень развития его памяти.

     Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:

     - обобщить теоретические положения  по заявленной теме;

     - с помощью различных методик  выявить типы темперамента и  уровень развития памяти у группы испытуемых младших школьников;

     - на основе полученных данных  сделать вывод, подтверждающий  или опровергающий рабочую гипотезу.

     В своей работе мы использовали следующие  методы: тесты, опросник; анализ, классификация, сравнение.

 

      1. Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти 

     1.1 Темперамент. Теории, виды 

     Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, предающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

     Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения [9, с.170].

     Рассмотрим  теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте:

     -конституциональные  типологии темперамента;

     -факторные теории темперамента;

     -физиологическая  теория.

     I Конституциональные типологии темперамента

     Главным пропагандистом конституциональной типологии  был Э. Кречмер, опубликовавший в 1921г. работу под знаменательным названием  «Строение тела и характер». Основная мысль этой работы состоит в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности и предрасположенности к соответствующим психическим заболеваниям. Произведя множество измерений различных частей тела, Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

     1) Лептосоматик (греч. leptos – хрупкий, soma – тело). Хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная  клетка, вытянутое лицо, длинный  тонкий нос. Плечи узкие, нижние  конечности длинные и худые.  Индивидов с крайней выраженностью этих свойств Кречмер называл астениками (греч. astenos – слабый).

     2) Пикник (греч. pyknos – толстый, плотный). Богатая жировая ткань, чрезмерная  тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой  живот, круглая голова на короткой  шее.

     3) Атлетик (греч. athlon – борьба, схватка). Хорошая мускулатура, крепкое  телосложение, высокий или средний  рост, широкий плечевой пояс и  узкие бедра, выпуклые лицевые  кости.

     4) Диспластик (греч. dys – плохо, plastos –  сформированный). Строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост).

     Кречмер в соответствии с выделенными  типами телосложения различает три  типа темперамента: шизотимический, циклотимический  и иксотимический.

     1) Шизотимик (название происходит  от психического заболевания  – шизофрении). Лептосоматическое  или астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает  предрасположенность к шизофрении. Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

     2) Циклотимик (название происходит  от циркулярного, или маниакально-депрессивного  психоза). Пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Является противоположностью шизотимика. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

     3) Иксотимик (греч. ixos – тягучий). Атлетическое телосложение. При психических расстройствах проявляется предрасположенность к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, сдержанные жесты и мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

     Подобно тому, как в Европе была распространена конституциональная типология Кречмера, в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах 20-го века. В основе взглядов Шелдона, типология  которого близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра одного и того же объекта, каким является человек. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. В зависимости от преобладания какого-либо параметра Шелдон называет следующие типы телосложения:

     1) Эндоморфный тип. У людей этого типа наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани. Однако ненормальная худоба эндоморфа, вызванная, например, плохим питанием, не дает оснований для отнесения его к другому типу, подобно тому, как голодная дворняжка не превращается в спаниеля.

     2) Мезоморфный тип. У мезоморфного  типа хорошо развита мускульная  система (из мезодермы образуется  мышечная ткань). Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила.

     3) Эктоморфный тип. Организм хрупок  и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие  внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

     Если  отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, Шелдон относит данного  индивида к смешанному (среднему) типу.

     Основной  упрек в адрес абсолютно всех конституциональных типологий сводится к тому, что они недооценивают, а иногда просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

     Необоснованным  является часто встречающееся в  конституциональных типологиях утверждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним [23, с.36].

     II Факторные теории темперамента

     Связь между свойствами темперамента и  организма можно объяснить, обращаясь  не к строению морфологической структуры организма, а на функциональной, факторной основе.

     Здесь заслуживает внимания теория темперамента, принадлежащая голландским психологам Г. Хеймансу и К. Вирсме, они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента, которые назвали следующим образом:

     1) Эмоциональность — отсутствие  эмоциональности. Это свойство  определяется измерением частоты  и силы эмоциональных реакций  по отношению к ситуациям, вызвавшим  эти реакции.

     2) Активность — пассивность. Основанием  для оценки этого свойства является активность в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный — пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно — откладывает их).

     3) Первичная функция — вторичная  функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время; поэтому лиц такого типа часто называют персеверативными.

Информация о работе Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей