Исследование типа организационной культуры на основе типологии Ханди

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение типа организационной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические вопросы организационной культуры;
– провести исследование типа организационной культуры в кейсе, используя модель Ханди.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие и структура организационной культуры 5
1.2. Элементы организационной культуры 8
1.3. Задачи и функции организационной культуры 17
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КЕЙСА ПО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ФИРМЫ «ВЕКТОР» НА ОСНОВЕ ТИПОЛОГИИ ХАНДИ 24
2.1. Анализ организационной культуры по модели Ханди 24
2.2 . Выводы и рекомендации 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35

Работа содержит 1 файл

kursovik_Alisa_pravki.doc

— 2.12 Мб (Скачать)

Задача приспособления организации к условиям внешней социально-экономической среды регулирует функционирование организации в условиях внешней конкуренции, имеющихся социально-экономических и политических обстоятельств. Процесс внешней адаптации связан с нахождением организацией «своей ниши» на рынке, достижением организационных целей в постоянно меняющихся внешних условиях взаимодействия с государством, партнерами, конкурентами и потребителями.

Классический алгоритм решения этой задачи следующий [12]:

  • определение миссии организации, выбор стратегии исполнения этой миссии;
  • установление специфических целей и задач организации, достижение их принятия работниками;
  • определение и формирование средств и ресурсов, используемых для достижения поставленных целей, разработка адекватной организационной структуры функционирования и управления, оптимизация системы стимулирования;
  • разработка критериев оценки эффективности деятельности, индивидуальных и групповых результатов, создание информационной инфраструктуры;
  • коррекция деятельности с использованием системы поощрения и наказания в соответствии с эффективностью выполнения поставленных задач.

В соответствии с направленностью решаемых задач функции организационной культуры разделяются на две группы [16]:

  • функции внутренней интеграции, обеспечивающие ее целостность и внутреннее единство членов организации;
  • функции внешней направленности, обеспечивающие приспособление организации к условиям внешней среды и выживания в ней.

К функциям внутренней интеграции относятся: интегрирующая; нормативно-регулирующая; управленческая; охранная; адаптивная; мотивирующая; коммуникативная; управления качеством; рекреативная.

Интегрирующая функция позволяет объединять членов организации за счет формирования ощущения принадлежности к общим ценностям и достижениям, их вовлеченности в дела организации и приверженности существующим в ней традициям. Это позволяет каждому работнику идентифицировать себя как члена организации, лучше осознать общие цели, сформировать позитивное отношение к делу, ощутить себя частью единой системы, определить и принять ответственность перед ней.

Нормативно-регулирующая функция обеспечивает самоуправляемость организации и регламентирует внутренние нормы поведения. Включая в себя формализованные и неформализованные правила поведения, организационная культура предписывает способы взаимодействия сотрудников в организации, характер коммуникативных связей работников, последовательность совершаемых в процессе работы операций, особенности взаимодействия между людьми. При отсутствии прямых инструкций именно организационная культура определяет способ действий и взаимодействия людей, в значительной мере влияя на ход выполнения работы [11].

Управленческая функция организационной культуры является развитием предыдущей и выражается в том, что она дополняет, а порой и заменяет некоторые функции управления персоналом. В частности, организационная культура снижает затраты на реализацию таких управленческих функций, как организация, мотивирование и контроль. При развитой организационной культуре не нужно регламентировать каждый шаг работника, отдельно мотивировать его на выполнение поставленной задачи и контролировать его деятельность, достаточно обозначить «конечную точку» и координировать продвижение работника к ней. Однако само поддержание и тем более формирование новой организационной культуры в современных организациях требует определенных затрат.

Адаптивная функция решает две важные задачи: а) адаптации вновь принятых работников к условиям профессиональной деятельности и формирования их приверженности ценностям и нормам существующей культуры; б) нейтрализации у новичков образцов поведения, несовместимых с организационной культурой предприятия.

Новичок должен принять нормы, существующие в коллективе. В то же время задача остальных работников организации — обучить новичка тому, что от него ждут, что считается правильным, как здесь следует себя вести в той или иной рабочей ситуации. В различных организациях могут быть разные представления о правильном и неправильном поведении, например: что считается хорошей работой; насколько допустимы неформальные отношения на работе; какие качества работников ценятся руководством и коллегами, а какие отвергаются как несовместимые со статусом члена организации; как правильно выглядеть и одеваться на работе; насколько важно вовремя начинать и заканчивать рабочий день; что является нормой в отношениях с коллегами, руководством, клиентами; насколько активно принято общаться с коллегами во внерабочее время и т. п. Освоение организационной культуры помогает новым работникам понять, как следует работать и вести себя в данной организации [5].

Охранная функция является развитием предыдущей и состоит в создании определенного барьера на пути проникновения нежелательных тенденций внешней среды внутрь организации. Специфическую систему организационных ценностей можно метафорично сравнить с «иммунной системой», распознающей и отторгающей работников, не готовых быть приверженными организационным ценностям и способных отрицательно повлиять на общий психологический настрой в коллективе и удовлетворенность сотрудников трудом. Исследования показывают, что среди сотрудников, которые не разделяют ценности организационной культуры, текучесть кадров выше, чем среди тех, кто способен следовать общим правилам.

Мотивирующая функция. Развитая организационная культура повышает уровень трудовой мотивации сотрудников. Человек, отождествляющий себя с организацией, работает с более высокой производительностью. Любую работу для компании он делает так же хорошо, как делал бы ее для себя. Осознание своей принадлежности к сильной организационной культуре уже само по себе является мощным мотиватором роста производительности, желания действовать в интересах своей компании. Благородная миссия, гуманистическая философия, великие цели организации, доброжелательные отношения в коллективе, демократический стиль руководства оказывают мотивирующее воздействие на персонал, позволяют удерживать работающих сотрудников и привлекать новых [13].

Коммуникативная функция. Развитая организационная культура позволяет упростить процессы коммуникации и уменьшить время на различные согласования. В организации существуют свой язык и концептуальные понятия, сленг, метафоры, типичные присказки и поговорки, определенные способы кодирования значимой информации и т. п. Сотрудникам не нужно долго объяснять, что имеется в виду в том или ином случае, а многие вещи подразумеваются сами собой, что значительно упрощает процесс принятия решений и ускоряет исполнение указаний.

Функция управления качеством. Организационная культура обеспечивает более внимательное и серьезное отношение к работе, что неизбежно сказывается на конечном результате. Функция управления качеством (продукции, услуги и т. д.) состоит в том, что нормы и ценности организационной культуры распространяются на продукты деятельности, предъявляя определенные требования к уровню качества товаров и услуг, опускаться ниже которого руководители и сотрудники себе не позволяют [4].

Рекреативная функция заключается в том, что развитая организационная культура неразрывно связана с формированием благоприятного психологического климата в коллективах организации. Она способствует созданию сотрудниками себе таких условий работы, при которых они чувствуют себя комфортно и с желанием идут на работу. Это обеспечивает психологический комфорт сотрудников, поддержание позитивного морального духа и восстановление их душевных сил.

К функциям внешней направленности относятся [2]:

  • формирование имиджа организации;
  • приспособление организации к внешним социально-психологическим условиям;
  • регулирование партнерских отношений;
  • регулирование отношений с потребителями.

Функция формирования имиджа. Имидж — это существующий в сознании людей образ организации, подчеркивающий ее индивидуальность и ценности и чем-то выделяющий ее из общего числа других подобных [1]. Именно имидж позволяет увидеть организацию как целое, а не группу людей, окруженных мебелью и оргтехникой. Функция формирования имиджа организации состоит в создании благоприятного впечатления о фирме среди клиентов, партнеров, конкурентов, локального и глобального сообщества.

Функция приспособления организации к внешним социально-психологическим условиям обеспечивает интеграцию организации во внешние социальные структуры. Будучи относительно обособленной системой, каждая организация в то же время является частью более широкого социума, внутри которого происходит формирование общенациональных норм и ценностей. Часть из них организация может трактовать как позитивные — они должны быть восприняты и усвоены. Другая часть может восприниматься как чуждая и отторгаться.

Функция регулирования партнерских отношений состоит в том, что организационные ценности ориентируют сотрудников организации на учет в своей деятельности целей, потребностей, запросов и интересов партнеров по бизнесу и даже конкурентов. Таким образом, организационная культура дополняет механизм юридической (правовой) ответственности механизмом моральной ответственности, формирует уважительное отношение к партнерам по бизнесу.

Функция регулирования отношений с потребителями. Эта функция регулирует отношения сотрудников организации с клиентами, настраивая их на обоюдный учет интересов. В предельном случае в деятельности реализуется клиент-центрированный подход с максимальной ориентацией организации на интересы клиентов. Реализация этой функции способствует установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами.

Деление функций на указанные группы носит достаточно условный характер, поскольку практически каждая из них имеет и внутреннюю, и внешнюю составляющую. Также следует отметить, что в разных организациях приоритетность тех или иных функций различна, что сказывается на качественных характеристиках конкретных организационных культур. Некоторые из указанных функций выполняются только в развитой (здоровой) организационной культуре [10].

Итак, можно сделать вывод, что организационная культура - специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела.

Руководители рассматривают организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать коллектив на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации.

 

 

 

 

Раздел 2. анализ кейса по организационной культуре фирмы «вектор» на основе типологии ханди

2.1. Анализ организационной культуры по модели Ханди

 

 

Ханди выделял  четыре  типа организационной культуры: власти, задачи, роли, личности. В одной и той же компании можно наблюдать все типы культур за период её существования, по мнению Хэнди. Поэтому проведем анализ и установим какой тип культуры доминирует в ООО «Вектор».

Таблица 1

Анализ  принадлежности ООО «Вектор» к культуре власти 

 

Параметры, определяющие тип культуры

Признаки культуры власти

Наличие признака

Пояснение

1. Тип организации, размер

Небольшая организация, зависит от центрального источника  власти. Жесткая иерархия (коммерция, финансы, малый бизнес)

Есть (+1)

Алексей Никодимович  Петров: «Я генеральный директор и собственник компании «Вектор» по разработке и внедрению банковских программных продуктов. У моей компании не более полутора десятка ключевых клиентов. Деньги этой фирмы – мои»

2. Основа системы власти

Сила ресурсов, сила личности

Есть (+1)

Алексей Никодимович  Петров: «Компания «Вектор» – успешно развивающийся и перспективный бизнес, созданный исключительно благодаря моему начальному капиталу и, что куда важнее, моим связям».

3. Процесс принятия решений

Решения принимаются  быстро в результате баланса влияний

Нет (-1)

Алексей Никодимович  Петров: «Слишком много функций сосредоточено в руках технического директора. Цель Богаевского – оттеснить меня полностью от руководства компанией»

4. Отношение к людям

Привлекает  людей, любящих риск, склонных к политике. Часто критерий продвижения по службе - личная преданность

Есть (+1)

Алексей Никодимович  Петров: «Текучесть кадров в компании относительно небольшая. Большинство сотрудников «Вектора» работают со мной со дня ее основания. Я уверен, что они преданы мне, потому что когда-то я фактически спас и их самих, и их семьи от голода».

Максим Максимович Богаевский: «Я месяцами пропадал в командировках, мне непременно нужно было доказать и себе, и другим, что и в этой сфере я на многое способен. Жажда успеха на новом поприще была настолько сильной, что я перестал заниматься делами семьи, и мне пришлось развестись с женой.

Петров оценил мое рвение и сделал меня Техническим  директором «Вектора». Я стал вторым лицом в компании».

5. Тип менеджера

Ориентация  на власть и результат, любит риск, уверен в себе «толстокожий»

Есть (+1)

Максим Максимович Богаевский: «Я и только я знаю, что нужно сделать, чтобы фирма зажила новой жизнью».

Алексей Никодимович  Петров: «Богаевский амбициозен. Чего только стоит электронный адрес, который он себе завел – bog@vector.com! На фирме может быть только один Бог – Я!!! Откровенно говоря, я столько вложил в «Вектор» сил и стольким пожертвовал ради будущего компании, что считал бы справедливым, если в один прекрасный момент стал бы хозяином фирмы и реализовал намеченную программу развития».

6. Степень адаптации к изменениям

Быстро реагирует  на изменения в окружающей среде, но зависит от решений из центра

Нет (-1)

Максим Максимович Богаевский: «Благополучие «Вектора» обманчивое. Петров стал тормозом собственного бизнеса».

Итого

 

4 балла 

 

Информация о работе Исследование типа организационной культуры на основе типологии Ханди