Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования страхов у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие страха в отечественной школе психологии 5
1.2. Феномен детских страхов. Причины и формы их проявления 10
1.3. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 16
Глава 2. Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста 19
2.1. Выявление страхов у детей дошкольного возраста 19
2.2. Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Психолог, таким образом, организует пространство контакта ребенка с миром, чтобы ребенок мог найти свой способ актуализировать свои потребности. Подобная психокоррекционная работа с детьми-дошкольниками включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя «До» и «После».
Психолог помогает ребенку творчески переработать конфликт, дает возможность освободиться от напряжения, адекватно выразить свои чувства, не вытесняя их. Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом. Психолог создает доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживает процесс контактирования со средой, оказывает помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляет для этого достаточное количество времени и пространства. В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект [19, с. 58].
Комплексное использование творческих методов позволяет в ряде случаев достаточно эффективно корректировать страхи у детей дошкольного возраста. А так же улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими.
Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
При анализе взглядов на причины возникновения приобретенных страхов у детей выяснилось, что главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги и страхов становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.
На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого - диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.
Коррекционная работа со страхами детей дошкольного возраста должна проводиться комплексно, с участием родителей и воспитателей. Работа с родителями и воспитателями направлена, прежде всего, на разъяснение природы детских страхов, их причин, роли взрослых в их возникновении и приемов преодоления страхов.
Работа с детьми по преодолению страхов включает разнообразные методы и приемы. Это упражнения на релаксацию, игры и игровые ситуации, рисование, общение друг с другом и др.
Результаты
данной работы можно использовать при
построении коррекционно-развивающей
работы с детьми, испытывающими страхи,
а также для разработки новых исследований.
Информация о работе Исследование страхов у детей дошкольного возраста